Зачем воронежские монахи научились тушить пожары
С конца февраля 2019 года важной частью быта иеромонаха Михаила, трудника Сергея и послушников Александра и Дмитрия стал процесс тушения
В меню обитателей Дивногорского Успенского монастыря немало блюд из тушёных овощей. А с конца февраля 2019 года важной частью быта иеромонаха Михаила, трудника Сергея и послушников Александра и Дмитрия стал процесс тушения, не имеющий ни малейшего отношения к кухонным манипуляциям. Вот уже без малого семь лет этот квартет является добровольной пожарной командой (ДПК), организованной при монастыре. О том, как всё начиналось, какие пожары тушили и как донская вода всегда помогает пожарным, — в материале «МОЁ!»
«Наш распорядок немного похож на армейский»
Каждый новый день в монастыре начинается рано.
— Нам, монахам, думаю проще, чем другим мирским людям, — мы поднимаемся в 5:30 утра, наш распорядок жизни немножко похож на армейский. Я служил в стройбате, потому знаю, о чём говорю. И в армейской службе, и в монастырском служении всегда главное — дисциплина, — уверен иеромонах Михаил, руководитель добровольной пожарной команды Дивногорского Успенского монастыря, он же «ствольщик», то есть тот, кто во время тушения пожара работает непосредственно с пожарным стволом (брандсбойтом).
...В монастыре, расположенном на берегу Дона, — звенящая тишина, нарушаемая лишь проходящими рядом с его территорией поездами. Кажется, как тут могут зазвучать пожарные сирены и зачем вообще пожарная команда? Где монастырь со своим патриархальным укладом и где огненная стихия?
Да всё очень просто: монастырь находится в низине, а если подняться по 393 ступенькам металлической лестницы, то оказываешься в придонских степях с высокими и сухими в летнюю жару травами. А вокруг балки, холмы, меловые горы. Между прочим, до добровольной пожарной команды села Ковалёво отсюда, если что, 18 вёрст, а до профессиональной пожарной части Лисок — все полсотни. Так что в случае ландшафтных пожаров, неизбежных в жару, с 2019 года первыми вступают в поединок с огнём иеромонах, трудник и послушники...
Есть ещё нюанс: ранней весной и осенью грунтовка, проложенная по берегу Дона от села Селявного до территории монастыря — почти 4 километра, — становится доступной разве что для вездехода. И если случится загорание именно в монастыре, то пожарной машине добраться до него будет довольно проблематично.
Спустя рукава не получится
«В рамках всероссийской программы в 2018 году по стране было создано 32 пожарных поста в религиозных учреждениях страны — монастыри, как правило, находятся в отдалении от населённых пунктов и от пожарных подразделений. А потому оснащение их мобильными постами пожаротушения помогает локализовать возможные загорания до подхода основных сил» — это цитата из официального документа.
А на практике это значит, что в конце февраля 2019-го в монастыре появилась пожарная команда. Мобильный пожарный пост (автомобильный прицеп с помпой, пожарными рукавами и прочей профессиональной атрибутикой) был передан в безвозмездное пользование здешней пожарной дружине, члены которой прошли теоретическое обучение на базе учебных курсов Всероссийского добровольного пожарного общества, а практическую часть пожарного дела изучили на базе ближайшей ДПК села Ковалёво Лискинского района.
Её начальник Дмитрий Чекмезов говорил тогда автору этих строк:
— Я проводил тренировки с монастырской командой, начинал обучать азам её членов. Конечно, монахам и послушникам порой непросто было научиться быстро оценивать обстановку и понимать последовательность действий, но это дело наживное. В процессе обучения мои подопечные порой путались в пожарных рукавах и стволах, слишком долго по тревоге надевали форму, но сейчас ориентируются во всём этом неплохо. Их задача прибыть первыми на место возгорания и до подхода основных сил попытаться локализовать очаг и не дать распространиться пламени по территории. Думаю, что добровольцам из монастыря это сейчас вполне по силам.
Кстати, первая встреча с огнём членов ДПК состоялась 13 июля 2019 года в рамках празднования Дивногорской (Сицилийской) иконы Божией Матери — тогда на глазах многочисленных гостей была потушена загоревшаяся деревянная палатка.
Без лишней помпы
С того времени много донской воды утекло, но и сегодня монастырская ДПК готова ко всяким неожиданностям. Иеромонах Михаил тут старший, рядом с ним — трудник Сергей, который подаёт рукава и стволы при пожаре. Послушники Александр, подающий главный ствол, и Дмитрий — водитель «Нивы», к которой цепляется тот самый мобильный пост. А ещё он работает с помпой, обеспечивая бесперебойную перекачку воды к очагу загорания по проложенным магистралям.
— Нынешнее лето было более-менее спокойным, — рассказал трудник Сергей, который в «другой» жизни работал юристом в крупном госучреждении. — Почти нигде ничего не горело, а вот в прошлое лето, 2024 года, очень много в округе было ландшафтных пожаров. Мы помогали тушить один такой, который вплотную подошёл к соседнему хутору Дивногорье. Был момент, когда от нас до горящей посадки было метров 200 — 300, и вдруг резкий порыв ветра — и огненная стена несётся на нас. Иеромонах Михаил успел крикнуть: «Бежим!» — и мы в секунду забрались чуть ли не на отвесную меловую гору. А огненный смерч прошёл там, где мы только что находились.
Послушник Александр — в недалёком прошлом школьный учитель физкультуры. И потому уверен в том, что физподготовка для огнеборца самое главное.
— Если дело дойдёт до серьёзного пожара, то надо не только быстро одеваться и выезжать, но и в считанные секунды прокладывать пожарную «магистраль», заводить помпу, подавать стволы, — рассуждает он. — Рядом берега Дона, летом тут полно отдыхающих, костры, шашлыки... А если сушь стоит, тут вокруг сухая трава в метр высотой. Бывает, что выходим и заливаем оставленные туристами дымящиеся костры.
В день недавнего приезда в монастырь корреспондентов «МОЁ!» члены ДПК как раз проводили очередную тренировку. На берег Дона рядом с местом впадения в него реки Тихая Сосна «Нива», которую «пилотировал» Дмитрий, притащила пожарный пост.
По легенде, надо было потушить загорание лесной подстилки, но в середине ноября в роли последней выступили тряпки, щедро политые мазутом, и мусор, оставленный возле Дона отдыхающими-грязнулями.
Помпа завелась с третьего раза, и донская вода пошла наполнять магистраль. Собственно, тушение «подстилки» заняло секунд 30 — 40, но в данном случае важен был не сам процесс, но и то, что было до и после.
«До» — быстрое соединение рукавов и выстраивание магистрали, а «после» — их сматывание и бурное обсуждение побеждённого «пожара».
— Справились! — резюмировал иеромонах Михаил. — Только вот помпа не сразу завелась, маловато воды в неё залили перед запуском.
Игумен Алексий (Сукачев) — наместник Дивногорского Успенского монастыря — тоже остался доволен:
— За эти годы ребята освоили азы пожарного дела, наша ДПК вполне обезопасила строения монастыря, где постоянно находится порядка 50 — 60 человек, а в праздничные дни собирается до двухсот и больше. Но теперь мы спокойны. Служба Богу и людям продолжается.
Комментарии (1)