Нюрнбергский трибунал: преступления и расплата
80 лет назад, 20 ноября 1945-го, в Нюрнберге начался международный судебный процесс над главными нацистскими преступниками гитлеровской Германии
Мыло из человеческого жира нужно было варить три часа
Дворец правосудия. Утреннее заседание. На трибуну поднимается помощник главного советского обвинителя Лев Смирнов. На столе предметы, накрытые белой тканью. Такое на процессе происходит впервые.
— Я предъявляю суду, — начинает Смирнов, — показания препаратора анатомического института города Данцига: «В феврале 1944 года профессор Шпаннер дал мне рецепт изготовления мыла из человеческого жира». Я предъявляю суду, — продолжил советский обвинитель, — формы-кюветы, в которые выливалось сваренное мыло. А кроме этого и образцы мыла, сваренного из жира, вытопленного из человеческих тел.
Подсудимые не смотрят на Смирнова. Внимание всего замершего зала приковано к предметам, ещё закрытым материей. Им оказывается… человеческая голова, стоявшая как сувенир на столе коменданта концлагеря Освенцим.
«Да, именно человеческая голова! — записал в своём дневнике фронтовой корреспондент газеты «Правда» Борис Полевой. — Непостижимым образом сокращённая до размеров человеческого кулака, с длинными, зачёсанными назад волосами. Над нами, на балконе, — продолжает Полевой, — истошно вскрикнула женщина. Затопали ноги. Её без сознания выносят из зала.
Мы смотрим на эту голову и чувствуем, как мороз продирает по коже. Потом, по прошествии времени, трудно будет даже поверить, что когда-то такое происходило на Земле, планете, населённой разумными существами».
Президент США предлагал кастрировать всех немцев
Провести показательный международный трибунал над идеологами нацизма и гитлеровскими военачальниками ещё в октябре 1942 года предложил своим коллегам, Черчиллю и Рузвельту, Иосиф Сталин. Западные союзники эту идею отвергали и высказались за скорые, бессудные расправы.
Уинстон Черчилль, премьер-министр Великобритании: «Нацистская верхушка должна быть казнена без суда».
В 1944-м знаменитый американский генерал Эйзенхауэр рекомендовал расстреливать нацистов-руководителей «при попытке к бегству».
Предлагалось уничтожить весь немецкий генеральный штаб, весь личный состав СС, все руководящие, вплоть до низовых, звенья нацистской партии.
В августе 1944-го президент США Рузвельт заявил: «Мы должны быть по-настоящему жёсткими с Германией. Я имею в виду весь германский народ, а не только нацистов. Немцев нужно либо кастрировать, либо обращаться с ними так, чтобы они забыли и думать о возможности вернуть старые времена и продолжить то, что они вытворяли в прошлом».
Но руководство СССР, несущего самые тяжёлые потери, было иного мнения. В ноябре 1942 года была создана Чрезвычайная государственная комиссия по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков и их сообщников. Кстати, документированием ужасных преступлений нацистов, в том числе и в концлагерях, занимался и Борис Полевой. В 1943-м главы стран-союзниц договорились, что главные военные преступники будут наказаны совместным решением.
Однако внесудебные расправы вершились. Так, бойцы французского Сопротивления казнили сразу более 8 000 нацистов и их местных пособников. Говорят, и бойцы Воронежского фронта, насмотревшись на зверства оккупантов-венгров, в плен их не брали.
В апреле 1945-го американские солдаты, освободившие концлагерь Дахау, вместе с четырьмя тысячами бывших заключённых перебили сдавшихся ССовцев, их помощников, доносчиков. Творили возмездие камнями, палками, кирками, голыми руками. Раненых добивали. Американские офицеры, чтобы не чинить препятствия мстителям и американским солдатам, вышли за ворота лагеря. За те ворота, внутри которых нацисты убивали и сжигали по 10 — 12 тысяч человек ежедневно! Здесь же проводились опыты по кастрации заключённых — ампутации яичек, стерилизации рентгеновскими лучами, удалению яичников и т. д. Прививали рак шейки матки, поражали кожу керосином, солями, заражали малярией. Тренировались на здоровых, но исхудавших заключённых ампутировать конечности, вырезать грыжи. Занимались этим немецкие профессора и доктора. Так, в блок № 10 было поставлено в мае 1944-го — 400 «подопытных женщин», в июне — более 760, в июле — ещё 349. Все они потом были умерщвлены, а трупы сожжены. Так закладывались основы знаменитой немецкой медицины.
Заключённых в Освенциме убивали уколами фенола в сердце. Первые вливания делал врач Деринг. Далее действовали «медики» попроще: поляк из числа заключённых некий Пайщик умертвил таким образом 12 000 человек, немец Штосс — 10 000.
Травили заключённых газом. Особые команды занимались тем, что выжидали полчаса, затем выносили трупы из камер, снимали с них золотые украшения, выдирали зубные коронки.
— Что потом делали с этим золотом? — спрашивал обвинитель у Рудольфа Гесса, ближайшего соратника Гитлера.
— Золото расплавлялось и передавалось главному санитарному Управлению СС в Берлине.
…Отдать под трибунал американских солдат - участников самосуда в Дахау, которые ничего и не скрывали, не позволил американский генерал Паттон. Однако именно по воле американцев и англичан «хозяин» Освенцима Гесс казнён не был. Хотя этого требовали обвинители от СССР, он получил пожизненное. В 1978 году, отбывая заключение в строго охраняемой тюрьме Шпандау, он при весьма странных обстоятельствах покончил с собой.
США и Великобритания продолжали настаивать на казнях без суда и следствия. На что Сталин твёрдо возразил: «Слишком жёсткие меры возбудят жажду мести. Должно быть судебное решение. Иначе люди скажут, что Черчилль, Рузвельт и Сталин просто отомстили своим политическим врагам».
На прошедшей в феврале 1945-го Ялтинской конференции страны антигитлеровской коалиции ввели в международный лексикон «правило трёх «Д»: демилитаризацию, денацификацию, демократизацию. В июле на Потсдамской конференции Сталин, Черчилль и новый президент США Трумэн, сбросивший в сентябре на Японию две атомные бомбы, обсудили принципы послевоенного мироустройства. Однако эта важнейшая встреча могла и не состояться. Ещё в конце мая 1945 года за спиной Сталина бывшие «союзники» готовили нападение на СССР.
План «Немыслимое»: расправиться с бывшим союзником
Согласно рассекреченным недавно документам Черчилль, обеспокоенный возрастающим влиянием СССР в Европе, поручил срочно разработать план вероломного военного нападения на нашу страну.
Операция «Немыслимое» должна была начаться 1 июля 1945 года. В этот день 47 английских и американских дивизий должны были нанести внезапный удар по советским войскам. Англосаксы держали под ружьём нерасформированными в Шлезвиг-Гольштейне и Южной Дании 12 немецких дивизий. Личный состав тренировали британские инструкторы, готовя к грядущей войне с русскими.
Точку в операции должно было поставить танковое сражение восточнее Одера. В конечном итоге советские войска должны были покинуть территории Германии и Польши и отступить к государственной границе СССР. Если молниеносный удар срывался, то война приобретала затяжной, тотальный характер.
Параллельно с планом Черчилля американцы разработали свой план нападения на СССР — «Пинчер», который появился 2 марта 1946 года, за два дня до знаменитой антисоветской фултонской речи Черчилля, положившей начало холодной войне. Нападение на Советский Союз планировалось между 1946 и 1949 гг., поскольку в течение трёх лет потрёпанная американская армия не могла противостоять советским войскам. Использование атомных бомб, которых у США на тот момент было всего 9, было невозможно по причине отсутствия их носителей — самолётов или ракет.
Об этом плане советским руководителям сообщил первый секретарь английского посольства в Вашингтоне МакЛейн, имевший доступ к совершенно секретной документации американской ядерной программы.
Кто и как защищал подсудимых нацистов
…А тем временем верховенство права в Нюрнберге одерживало верх. На скамье подсудимых оказалось 24 главных нацистских преступника. Среди них не было троих: Лея, покончившего самоубийством, промышленника Круппа, признанного неизлечимо больным. Бормана, которому удалось скрыться. Он был осуждён заочно. Все 403 дня заседания были открытыми. Преступникам предоставили 27 адвокатов, многие из которых ранее были членами нацистской партии, 54 ассистентов-юристов, 67 секретарей. Подсудимые имели возможность знакомиться со всеми документами, вызывать свидетелей. Причём количество свидетелей со стороны защиты было вдвое больше, чем со стороны обвинения. Защита на процессе выступала втрое дольше обвинителей. А например, «наци № 2» Геринг выступал на процессе почти два дня! Подсудимым сыграло на руку и то, что в декабре, как выяснилось, американские солдаты разжигали костры документами, собранными для обвинения! Об этом узнал главный советский обвинитель Руденко, оценил потери. Счёл их малозначительными, и скандал замяли. Трибунал продолжился и после провокации: неизвестный в американской форме обстрелял машину делегации СССР, погиб советский сержант.
Подготовил Лев Комов.
Использованы материалы Нюрнбергского трибунала; фрагменты книги А. Звягинцева «Нюрнберг. высший суд».
Продолжение следует.
Комментарии (1)