Как воронежский художник-график создал образ Конька-Горбунка
Вспоминаем о Владимире Преснякове вместе с его учениками
В этом году Воронеж отметил негромкую дату — 100 лет со дня рождения художника-графика, педагога, заслуженного художника РСФСР Владимира Преснякова. К сожалению, бывает так — пока человек жив, он вроде как и не слишком заметен, несмотря на многочисленные достоинства. А стоит ему уйти, как окружающие говорят вслед столько тёплых слов, что не сомневаешься — услышь он всё это при жизни, возможно, был бы среди нас ещё много лет...
Но к художнику Преснякову это относится в меньшей степени. Он прожил, дай бог каждому, 93 года, многое успев за это время.
«Женщины от его красоты падали в обморок»
Родился будущий художник в Лисках 4 марта 1925 года. Окончил Воронежский архитектурно-строительный техникум, факультет художественно-технического оформления книжной продукции Московского полиграфического института. Участвовал в областных и всесоюзных выставках, с 1978 года — преподаватель Воронежского художественного училища. Работал в области печатной графики (в технике карандашного и перового рисунка, акварели, пастели, офорта, гравюры на дереве, линогравюры, литографии).
Автор серии линогравюр «Воронеж», «Сказки русских писателей», «Отчий край», «Времена года», офортов «Русские старинные песни».
Для Центрально-Чернозёмного книжного издательства выполнил иллюстрации к книгам Петра Ершова «Конёк-Горбунок». Иллюстрировал книги Алексея Кольцова, Ивана Никитина, Ивана Бунина, а также писателей-современников — Владимира Гоpдейчева, Владимира Кораблинова, Анны Корольковой, Юрия Гончаpова, Николая Коноплина, Ивана Сидельникова.
Работы Преснякова представлены в Государственном Русском музее, Воронежском областном художественном музее имени И.Н. Крамского.
Но хватит официоза. О мэтре воронежского художественного цеха лучше всего расскажут его ученики.
— Владимир Алексеевич был разносторонним человеком, — отмечает член Союза художников СССР с 1975 года, художник-график, участница всесоюзных, всероссийских, международных выставок Валентина Сумина. — Он брался за многое, и всё у него получалось. Наверное, не найдётся ни одного человека, который сказал бы о нём что-то плохое (даже в мире творческих людей, где отношения всегда непростые). По духу это был аристократ. От него невозможно было услышать грубого слова, он никогда не участвовал ни в каких разборках. Для моего учителя на первом месте всегда была возможность творчества! Нам, молодым, он всегда напоминал три важнейшие заповеди художника. Не делать штучные работы — лучше серии, в них больше возможности высказаться. Вторая — о том, что жизнь проходит быстро и надо много работать, чтобы успеть за ней. И третья — никогда не празднуй победу заранее, даже если ты уверен, что сотворил что-то гениальное, подожди, дай высказаться окружающим об этом.
В облике Владимира Алексеевича была какая-то восточная красота, от которой — мне всерьёз рассказывали об этом! — некоторые женщины буквально падали в обморок...
«Любил поговорить про внеземные цивилизации»
А вот каким запомнил своего учителя другой воронежский художник-график Валерий Семёнов — член Союза художников России, участник многочисленных региональных и всероссийских выставок, работы которого находятся в музеях и частных коллекциях России, Украины, Ирландии, Франции, США, Китая, Германии, Италии:
— В 1974 году я учился на художественно-оформительском отделении при музучилище. Одним из моих первых педагогов был Владимир Пресняков, преподававший нам рисунок — базовый предмет, основу всего. Потом уже под его руководством мы знакомились с линогравюрой и офортом, в чём он был настоящим докой. Пресняков был частым гостем в Доме творчества художников «Челюскинская дача» недалеко от Мытищ, он общался с коллегами со всего СССР.
Для нас, молодых, было почётно, что нас учит именно Пресняков. Первоначально по своему предмету он мне ставил оценки «пять с минусом», но обидно не было. «Минус» был тем резервом, куда нужно было расти, педагог показывал, что он рассчитывает на это.
В основном с Пресняковым мы ездили на пленэр чаще всего под Рамонь, в село Берёзово. Там около месяца писали этюды — в то время я много работал тушью и пером, как и сам Пресняков. На старших курсах я попал к другим преподавателям, а до того постоянно находился рядом с Владимиром Алексеевичем. Мы дружили, несмотря на 25-летнюю разницу в возрасте.
Пресняков был человеком редкой простоты и доброжелательности. Несмотря на все свои регалии, он всегда общался на равных. Он любил поговорить про космос, про внеземные цивилизации, это был человек широкого кругозора, его интересовало очень многое. У него было много работ, связанных с природой. Он родился в Лисках, на берегу Дона. Дон, луга, берёзы — тема природы родного края засела в нём ещё с детства. У его племянника была дача в селе Духовом Подгоренского района, тоже на Дону, куда он часто ездил на этюды.
К концу жизни почти полностью ослеп
— Пресняков вообще тяготел к графике, а живопись у него была на втором плане, ею он всерьёз занялся уже в конце жизни, как и скульптурой (лепил на военную тему, а ещё — своих родителей, художника Крамского), — продолжает Валерий Семёнов. — Про судьбу пресняковских скульптур ничего сказать не могу — где выставлялись, где находятся теперь...
Владимир Алексеевич рассказывал мне о том, что, когда ещё жил в Лисках, отправлял свои работы в Воронеж на конкурсы и его заметила преподаватель живописи Нина Каппер, которая пригласила юношу в 1940-м поступать в воронежское художественное училище (техникум) имени Николая Ге. Экзамены у Преснякова принимал сам Александр Бучкури, ставший потом его преподавателем.
Я общался с Пресняковым до конца его жизни, проведывал его, когда Владимир Алексеевич был уже почти полностью слепым. Он всегда находился в здравом уме и был готов общаться. А незадолго до своей смерти он попросил меня разыскать могилы двух своих старших братьев, Ивана и Михаила, которые были лётчиками во время войны и оба пропали без вести. И незадолго до его смерти я сообщил своему учителю, где именно были похоронены его братья и как они погибли...
Продолжение этой истории читайте на следующей неделе на портале «МОЁ!».
Комментарии (3)