Воронежские водители надели галстуки
Станет ли новшество началом реформирования системы городского общественного транспорта или маршруточники в строгих костюмах, управляющие чистыми автобусами, так и останутся белыми воронами среди коллег по цеху?
На днях автор этих строк ехала в маршрутке № 120в. За рулём потрёпанного
жизнью ПАЗа сидел мужчина лет 40. Трёхдневная щетина, грязная куртка, татуировки
на пальцах… Довершала картину сигарета, пепел с которой водитель сбрасывал прямо
под ноги. «А мы по Маршака поедем?» - обратилась к нему бабулька. «Чо?» - хрипло
проревел «рулевой», и от этого «чо» пенсионерка аж подпрыгнула…
Не будем
грешить на всех водителей городского транспорта, однако, согласитесь, многие из
них не слишком заботятся о внешнем виде и манерах. И картиной, которую мы
описали выше, воронежцев не удивишь. Гораздо больше их поразило появление за
рулём автобусов мужчин в светлых рубашках и галстуках.
Удивившие горожан
водители работают на маршрутах, которые доставляют покупателей в Сити-парк
«Град» и обратно. Сейчас этих маршрутов два. Один платный (8 рублей), по нему
курсируют новые ПАЗы, он проходит со всеми остановками через Северный район. И
один бесплатный – здесь задействованы низкопольные МАЗы, они следуют от
автовокзала до «Града» с двумя остановками («Памятник Славы» и «ТЦ «Московский
проспект»).
Директор ООО «Гипроавтотранс» Олег Беляков (это предприятие и
занимается упомянутыми перевозками) рассказал, что, поступая к ним на работу,
водители не обязаны пополнять гардероб деловым костюмом. Брюки, две рубашки,
галстук и куртка выдаются им в качестве формы.
Олег Владиславович не
скрывает, что не все водители были в восторге от непривычного имиджа. Одни не
хотели надевать галстук (говорили, что в нём «неуютно»), другие закатывали
рукава рубашек либо носили их навыпуск. За это получали выговоры.
-
Сейчас привыкли, - объясняет наш собеседник. - Некоторые даже говорят, что
начали чувствовать себя более представительными, уверенными.
Один из
водителей, попросивший не называть его имени, признался «МОЁ!», что поначалу
очень стеснялся.
- Я работал на разных маршрутах, со многими водителями
знаком, - рассказывает мужчина. - Они при встречах хихикали и чуть ли не пальцем
в меня тыкали. Я сначала смущался, а потом подумал: я что, в шутовском колпаке?
Что плохого, когда ты прилично одет, ведь мы с людьми работаем?
Форма
одежды не единственное правило, которое должны соблюдать все 36 водителей,
работающих на маршрутах. Им категорически запрещено курить не только во время
поездки, но и на остановках (за это введён приличный штраф). Музыки в автобусах
нет, зато исправно объявляются остановки (пассажирам других городских «ПАЗиков»
об этом остаётся только мечтать). Водители сидят на твёрдом окладе в 20 тысяч,
не обязаны делать план по выручке, а значит, избавлены от нервотрёпки и езды
наперегонки с конкурентами.
Хозяева городских маршрутов о необычном
явлении в воронежском транспорте, конечно, знают. И соглашаются, что негоже
водителю ездить в вытянутых «трениках».
- Но с другой стороны, их можно
понять, ведь большинство из них ещё и сами себе механики, - говорит заместитель
директора ПАТП № 2 Виктор Гордеев. - Какие белые рубашки, когда они под своими
старыми маршрутками чуть ли не каждый день лежат! А по поводу курения, громкой
музыки, невежливого обращения с пассажирами –
ругаем мы их, ругаем! Но вы
поймите, работа у нас непрестижная, денег мало, нервов много. Водителей и так не
хватает. Понятно, что набирают перевозчики всяких. И если мы их будем выгонять,
поймав с сигаретой, то возить людей станет некому…
Перевозчики уверяют,
что причина всех бед – низкая стоимость проезда, которая едва позволяет окупить
расходы предприятий. Однако подозреваем, что если стоимость проезда и
поднимется, к примеру, до 15 рублей, ряд хозяев маршруток положит всю прибыль к
себе в карман. Ведь коммерсанты прежде всего думают о доходах, а общественный
транспорт у нас на 90 с лишним процентов отдан в частные руки. К тому же многие
водители приходят на маршрут с собственной машиной и работают в статусе ИП
(индивидуального предпринимателя) – перевозчикам это удобно, ведь в случае
аварии или других проблем хозяин маршрута не несёт ответственности. В итоге
получается целая сеть перевозчиков и водителей-ИП, которая практически не
поддаётся контролю.
Самый верный путь исправить ситуацию – развивать
муниципальный транспорт. За ним и следить проще, а кроме того, он составит
конкуренцию коммерсантам, которым ничего не останется, как подтягиваться до
городского уровня, чтобы не остаться без пассажиров и выгодных
маршрутов.