Воронежские сельхозпроизводители: «Санкции нам на руку»
Воронежские аграрии наконец-то почувствовали на себе внимание государства и уверены, что Россия вполне способна сама обеспечивать себя продовольствием
Гостем студии «МОЁ! ТВ» стал человек, который уже много лет занимается развитием сельского хозяйства в Воронежской области и не понаслышке знает все связанные с этим проблемы, генеральный директор группы компаний «ЛОГУС» Игорь Анатольевич Алименко. По словам нашего собеседника, сообщество аграриев уже давно просило высшее руководство страны дать возможность российским сельхозтоваропроизводителям накормить страну ключевыми продуктами питания.
– Если сахаром и зерновыми (мукой и хлебом) мы давно уже кормим, то по ряду позиций — это отдельные виды мяса, овощи, фрукты и ягоды – мы практически полностью зависим от импорта, — говорит Игорь Анатольевич. — Всего лишь 20% фруктов и ягод, продаваемых в крупных торговых сетях или небольших магазинах, были российского производства. Почему это происходило? После развала в 90-х годах сельского хозяйства страны поднимались те отрасли, которые были более понятны и прозрачны. Например, растениеводство — в отрасли зерновых, а также сахарная свекла и сахар. А достаточно дорогие и высокотехнологичные отрасли, как раз производство фруктов, ягод и овощей, требовали совершенно иного подхода. Экономика показывала, что, например, урожайность 150 — 170 центнеров картофеля с гектара (за что в советское время председатели колхозов и совхозов получали высокие государственные награды вплоть до Героя Социалистического труда) — сегодня это убыточные показатели урожайности. А чтобы перейти на показатели, которые давали бы прибыль, нужны огромные инвестиции. К примеру, чтобы поставить современный яблоневый сад, на один гектар необходимо вложить миллион рублей. Чтобы запустить правильное производство картофеля, нужно инвестировать порядка 3 миллионов евро на сто гектаров.
В постсоветский период вопросы, касающиеся инвестиций, были довольно сложными, и банковские кредиты давались под очень высокие проценты, что не позволяло конкурировать с западными коллегами, которые имели возможность кредитоваться по ставкам 2 — 5%. К сожалению, у нас не было современной техники, и сейчас наша промышленность не производит её: ни уборочную, ни посевную. В тот период инвестировать в эти отрасли было сложно и рискованно, и эти отрасли оставались в тени и всего сельхозсообщества, и в тени государства. Конечно, всё невозможно было охватить, и охватывали то, что являлось ключевым. В качестве примера можно привести производство мяса птиц. Была поставлена задача обеспечить собственное производство мяса птиц. И в последние 7 — 8 лет программа была реализована. Следом пошла свинина. А до садоводства и овощеводства время пока не дошло.
И, возвращаясь к вопросу о санкциях — эти санкции нам, сельхозпроизводителям, на руку. Нам стало уделяться огромное внимание: пытаются понять, что нужно и как. Сейчас ведутся разговоры о создании государственных программ по овощеводству и садоводству.
Полную ТВ-версию беседы см. в видеофайле на этой странице.
Читать все комментарии