Паломница из Воронежа: «Самое сложное во время крестного хода — никого не обидеть»
Педагог из Воронежа Мария Четверткова рассказала о собственном опыте участия в стокилометровом крестном ходе
Ушла в крестный ход и на работе не предупредила
Мария Четверткова — педагог в центре развития детского творчества. Лето — время затишья для педагогов, поэтому девушка выбрала несколько дней, чтобы провести время для души.
— Я не первый раз хожу в крестный ход, — рассказала Мария. — Но в этот раз так получилось, что на работе я не предупредила, что меня не будет неделю. В середине недели позвонила моя начальница и спросила, где я.
Мария объяснила, что на работе её до конца недели не будет, потому что она ушла в Задонск вместе с крестным ходом. Начальница удивилась такому повороту, но, к счастью, в положение девушки вошла.
— Начальница даже попросила помолиться и за неё и её семью, — смеётся Мария. — Я, конечно, помолилась с радостью.
На ночь устраивались в храмах
Мария отметила хорошую организацию крестного хода. Распорядок дня был такой: подъём в 7 — 8 утра, служба, завтрак, выход в путь. В колонне соблюдался определённый порядок: первыми шли мужчины, за ними женщины. Перед выходом всех выстраивали в колонну по 4 человека, чтобы никто не терялся и чтобы крестный ход не растягивался поперёк дороги, мешая движению автотранспорта. К вечеру паломники приходили в тот или иной населённый пункт, который значился в графике крестного хода. За день проходили более 20 километров с перерывами на обед.
Крестный ход в Воронеже. Фото Владислава ТИЩЕНКО.
— На ночь устраивались кто как, — рассказывает Мария. — У кого-то были с собой туристические палатки, кого-то местные жители приглашали ночевать, кстати, с удовольствием. А для остальных открывали на ночь местные храмы.
Сама Мария ночевала в храмах. Спали на полу, кто где найдёт место. Многие брали с собой туристические коврики и спальные мешки. Тем, у кого не было ничего для сна, в храмах давали одеяла.
— Паломники делились друг с другом чем могли во время этих ночёвок, — рассказывает Мария. — Люди просто отдавали другим свои вещи. И это само по себе чудо.
Дошли не все
Чтобы добраться из Воронежа в Задонск, паломники преодолели более 100 километров пути. Большинство людей, имеющих за плечами туристический опыт, вероятно, посчитают, что пройти такое расстояние за 5 дней по относительно ровной местности труда не составляет. Но надо учитывать, что вместе с крестным ходом в путь выдвинулись не туристы, а обычные горожане, многие в совсем юном возрасте, многие в пожилом.
Участники крестного хода отдыхают. Фото Владислава ТИЩЕНКО.
— Детей много шло с родителями, — вспоминает Мария. — И многие из них дошли до Задонска.
По воспоминаниям девушки, обувь не у всех была подходящая. Многие натирали мозоли и сбивали ноги в кровь. На всём протяжении пути у паломников, которые не чувствовали в себе силы продолжать путь, была возможность сойти. Многие так и поступили во время остановок в храме Ксении Петербургской в Воронеже, в Чертовицах, Рамони, Гнилушах и т. д. Если в путь, по подсчётам Воронежской и Лискинской епархии, 20 августа выдвинулось порядка 10 000 человек, то в Задонск, по словам Марии, пришло только 2 000 — 2 500 богомольцев.
Впрочем, для людей, которые не хотели уходить из крестного хода раньше времени, были сделаны небольшие послабления.
— Крестный ход сопровождало несколько автомобилей, — рассказывает Мария. — Была фура с вещами, скорая помощь, было несколько микроавтобусов. По необходимости кто-то из паломников, кто сильно уставал или натирал ноги, мог сесть в автомобиль и проехать какое-то расстояние.
Обратно — на автобусе
Конечная точка пути Митрофано-Тихоновского крестного хода — Рождество-Богородицкий мужской монастырь города Задонска. Сюда паломники прибыли днём в среду, 24 августа. Отстояв службу, многие стали разъезжаться по домам. Для паломников из Воронежа было заказано два больших автобуса.
Паломники на привале. Фото Владислава ТИЩЕНКО.
— На автобусах поехали только те, кто заранее купил билеты, — рассказала Мария. — Они продавались при храмах на всём маршруте следования крестного хода. Стоили билеты порядка 250 рублей. Желающих набралось как раз столько, чтобы разместиться в двух автобусах.
Остальные люди добирались кто как. Одни, как Мария, решили остаться в гостинице в Задонске, чтобы дождаться здесь православного праздника второго обретения мощей святителя Тихона Задонского. Другие уехали с местного автовокзала.
— В Рождество-Богородицкий мужской монастырь приезжает множество людей из Воронежа, — рассказывает Мария. — В районе храма — машины с номерами 36-го региона. Паломники просто подходили к водителям и просили довезти их до Воронежа. Почти никто не отказывал.
Самое сложное — никого не обидеть
Крестный ход в глазах человека, имеющего мало отношения к религии, — мероприятие достаточно спорное и не до конца понятное. Корреспонденты «МОЁ!» попросили Марию ответить на вопрос, для чего она ежегодно проделывает путь вместе с паломниками и какие сложности, на её взгляд, наиболее существенны во время крестного хода.
Участники крестного хода. Фото Владислава ТИЩЕНКО.
— Крестный ход для меня — это каждый раз нечто новое в плане духовной жизни, — объясняет Мария. — В душе всегда становится больше света и тепла. Что касается сложностей, то самое трудное для меня — это никого не обидеть во время крестного хода. Людей ведь много, все идут, ночуют, обедают, молятся вместе. Невольно задеть кого-то можно очень легко. Крестный ход научил меня быть более внимательной к людям. А что касается пешего шага, так это, пожалуй, самое лёгкое в крестном ходе.
Традиционный Митрофано-Тихоновский крестный ход стартовал в субботу, 20 августа, а через 5 дней, 24 августа, паломники пришли в Задонск. Даты крестного хода выбраны не случайно. В путь паломники отправились в день обретения мощей святителя Митрофана, а пришли на место накануне дня второго обретения мощей святителя Тихона Задонского. Этот праздник приходится на 26 августа. За пять дней верующие прошли маршрут Чертовицы — Рамонь — Князево — Гнилуша — Задонск.
Читать все комментарии