Юрий Шевчук в Воронеже: о мыле с нафталином, «Евровидении» и … своих штанах

Легендарная рок-группа «ДДТ» 19 марта в Event-hall (Сити-парк «Град») представит воронежцам программу из лучших песен, «История звука»

18.03.2017 21:35
0 8850
Юрий Шевчук даёт интервью в гостинице Анна ЯСЫРЕВА

В воскресенье, 19 марта Юрий Шевчук и группа «ДДТ» представят воронежским поклонникам своеобразных концерт-ретроспективу. «История звука» — это трёхчасовое шоу с использованием новейшей аппаратуры, огромных экранов, звуковыми и световыми эффектами. Как известно, Юрий Шевчук и компания никогда не чурались современных технологий и любили использовать их в концертах. Но главное у «ДДТ» — это, конечно, музыкальное и смысловое наполнение. «История звука» — это не сборник «золотых хитов», а история страны, от 80-х годов до наших дней, через призму рок-музыки.

— Достаточно необычно для группы «ДДТ» то, что мы сейчас играем, — рассказал Юрий Шевчук «МОЁ!» за день до концерта, — Обычно делаем новую программу из новых песен. Но тут время пришло. Время собирать камни … Сейчас много разговоров об истории. Её часто заменяют мифологией, много разных трактовок. А мы решили сделать концертную программу, обращенную к нашей истории группы, новейшей истории страны — последнего 30-летия. Причём, выбирались песни не по их хитовости. А те, которые наиболее адекватно отображали тот или иной период жизни страны и наши переживания. Чем больше переживаний, тем она актуальнее.

Вообще, это только со сцены Шевчук кричит — о свободе, родине, войне. Недаром его называют «голосом эпохи», а за экспрессивность исполнения иногда сравнивают с Высоцким. На вопросы журналистов он отвечает очень спокойно, вдумчиво, доброжелательно, обращаясь к автору этих строк исключительно как «милая».

— Сейчас много разговоров идёт вокруг «Евровидения». Как думаете, надо было посылать в Украину девочку с ограниченными возможностями, туда, где на неё, возможно, будут нападки?

— Ну она же поет… почему нет? Не знаю. Я никогда за «Евровидением» не следил, это очень попсовый конкурс, музыки там особо нет, ну пару раз смотрел номера, музыкально они меня не очаровали. Это конкурс для домохозяек, уж простите, не мое. Кто первый, кто второй — все одинаковые. На «Евровидение» диктует обыватель. Со средним вкусом. Рок-н-ролл тоже часть массовой культуры, но в рок-н-ролле творчество более индивидуально. Взять, допустим Моррисона, Doors, это его рок-н-ролл, там важна личность. На «Евровидении» личность не важна. Там все поют чужие песни, которые им дали продюсеры. Выбрали мальчика или девочку, припудрили, сшили им одежду, сделали им шоу, человек только открывает рот и поёт. Я вот сам себе покупаю в магазине штаны, хожу в них по улице, а потом выступаю. И сцену мы сами оформляем, никаких продюсеров у нас не было, которые бы нам говорили: «Юрий Юлианович, наденьте вот эти очки или спойте вот эту песню». Рок-н-ролл — это свобода личности и тотальный индивидуализм.

— Сейчас среди деятелей культуры идёт много разговоров о цензуре. Все эти скандалы вокруг «Матильды» Учителя, Райкин вот не так давно выступил с пламенной речью о вмешательстве государства и общественных организаций в искусство… Вы сталкивались с цензурой?

— Райкин всё правильно сказал о цензуре, наболело. У нас на концертах никакой цензуры нет, но нас пытаются в некоторые города не пускать, в тот же Брянск (в 2013 году экс-губернатор Николай Денин лично распорядился не пускать Шевчука в Брянск). Но это трудно назвать цензурой. Цензура в том, что живой музыки в эфире нет, она в Youtube живёт, загнали её туда. А вот на центральных каналах очень мало стало программ с живой музыкой, если вспомнить 90-е, начало «нулевых» — сколько было музыкальных передач, куда приходили музыканты, играли! Были рок-журналисты великолепные, которые предлагали послушать ту или иную группу. Сейчас только на Рен-ТВ осталась «Соль» и квартирники Маргулиса (на канале «Че») — вот в последней мы участвовали, но ещё не показали. Это и есть продюсерская цензура, пытаются народу подкинуть настолько съедобное, что тошнит от мыла и нафталина. А вот живого, о нашем времени, что рождало бы чувство сопереживания, чтобы сердце у человека заболело — вот такую песню показать бы, но этого почти нет. Эстрада и мировая, и отечественная, вырождается в удовольствие. Народ говорит: «Ну-ка ты, клоун, развлеки меня, я билет купил». А хороший артист он развлекает, конечно, но с другой стороны он задевает за сердце, он рождает чувство сопереживания, чтобы у человека, слеза покатилась, душа немножко размякла.