Старинный дом, снесённый вопреки закону, восстанавливать не будут
В управлении по охране объектов культурного наследия нам сообщили, что направили письмо в мэрию с требованием разъяснить факт сноса
Управление по охране объектов культурного наследия Воронежской области в официальном ответе сообщило корреспондентам «Ё!», что направило запрос в администрацию города в связи со сносом старинного дома №47/1 на улице Никитинская. Напомним, эта двухэтажка, построенная в позапрошлом веке и восстановленная после войны, сама по себе не являлась объектом исторического наследия. Однако входила в так называемую охранную зону зданий по соседству - объектов исторического наследия «Дом агронома Вагнера» (Никитинская, 45) и «Флигель инженера Гегера» (Никитинская, 49/2) – а потому, по закону, сносить её было нельзя.
В областном управлении сообщили, что после получения исчерпывающей информации о сносе здания «будет рассмотрена возможность возбуждения дела об административном правонарушении для привлечения виновных лиц к административной ответственности». Как мы уже писали, в статье 7.13 КоАП РФ «Нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации» за несоблюдение ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия, предусмотрен штраф: для должностных лиц от 20 до 400 тысяч рублей, для юридических лиц - от 200 тысяч до 5 млн рублей.
А вот обязанность восстановить дом, как надеялись некоторые горожане, возмутившиеся произошедшим, на мэрию накладывать не будут. Потому что статья 47 Федерального закона № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия» предусматривает воссоздание объектов только в исключительных случаях, и то, если они являются памятниками культурного наследия.
Напомним, областное постановление об утверждении границ охранных зон № 930 было подписано губернатором в конце 2015 года. В нём за объектами культурного наследия закрепляются охранные зоны – территории, где нельзя вести строительство, ставить киоски, гаражи и т. п. При этом в охранные зоны порой попадают и некоторые строения, которые вместе с историческим домом они создают единую композицию (дом №47/1 на Никитинской был как раз таким зданием).
Как сообщили нам в пресс-службе администрации города со ссылкой на начальника управления жилищных отношений Олега ЗАЦЕПИНА, дом был снесён как аварийный вместе с ещё пятью зданиями по городу в рамках исполнения федерального закона №185 "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства". Почему городские власти не обратили внимания на прямой запрет, содержащийся в областном постановлении? В официальном ответе мэрии подчёркивается, что дом находился в крайне аварийном состоянии.
– Я не понимаю, почему при сносе дома проигнорировано законодательство, – недоумевает архитектор, историк Лариса КРИГЕР, которая участвовала в разработке и утверждении охранных зон, в том числе как раз для зданий на Никитинской. – Да, дом был аварийный. Но его можно было привести в порядок с помощью ремонта — причём не обязательно дорогого и сложного. Внутри разрешены любые виды работ, ведь это не памятник архитектуры. Главное, сайдингом его не покрывать!
И тут всплывает одна из главных проблем сохранения объектов культурного наследия в Воронеже. Их важно уберечь не только от чьих-либо посягательств, но и от естественного разрушения. На той же Никитинской упомянутый дом Вагнера наполовину разрушен и находится в ужасающем состоянии. Но средств на это ни в городском, ни в региональном бюджете не заложено. Управление по охране культурного наследия раз в пять лет проводит только обследование объектов из реестра. В итоге из сотен таких зданий ремонтируются единицы – либо за счёт частных владельцев, либо на средства Фонда капремонта, но насколько там всё непрозрачно, мы уже писали.
По замыслу авторов закон об охранных зонах должен сохранить аутентичность немногих старинных уголков Воронежа, сохранившихся до наших дней, и не допускать ситуаций, когда рядом со старинным особняком вырастает уродливая многоэтажка – как на улице Сакко и Ванцетти. Надеемся, этого не произойдёт и на улице Никитинской – ведь теперь там образовался ничем не занятый и, разумеется, весьма лакомый кусок земли.
Читать все комментарии