В Воронеже открылась выставка художника, делавшего эскизы для известных фильмов

Бурятский художник Зорикто Доржиев представил экспозицию «Степная история» и рассказал о сотрудничестве с режиссером Сергеем Бодровым-старшим и актрисой Умой Турман

03.03.2018 19:41
МОЁ! Online

Читать все комментарии

Войдите, чтобы добавить в закладки

Впервые в Воронеже открылась выставка известного бурятского художника Зорикто Доржиева. Экспозиция под названием «Степная история» будет работать в музее им. И.Н. Крамского с 3 марта по 8 апреля. Зорикто Доржиев выставляется практически по всему миру: в США, Бельгии, Великобритании, России и других странах. Он занимается живописью, скульптурой, иллюстрацией. В работах художника переплетаются культурное наследие кочевых народов Азии, академическая школа с ритмами современного изобразительного языка.

Зорикто Доржиев активно работает в кино. Он сотрудничал с Сергеем Бодровым-старшим в фильме «Монгол», делал эскизы для фильма «Дом солнца» Гарика Сукачева. А совсем скоро можно будет увидеть сериал «Золотая орда», где художник тоже принимал участие.

Проект «Степная история» был создан художником более десяти лет назад. Выставка с таким названием объездила много городов и стран. Работы, составляющие ее, постепенно менялись, дополнялись новыми, какие-то вещи уходили. Поэтому «Степная история» — живой проект, который постоянно обновляется. На выставке в музее им. И.Н. Крамского представлено около 60 живописных и графических работ, созданных Доржиевым  с 2005 по 2016 год.

На открытии выставки «Степная история» директор музея им. И.Н. Крамского Владимир Добромиров отметил, что подобных работ в музее еще ни разу не было представлено. Произведения художника он назвал овеществлённой метафорой хрупкости бытия, человеческой жизни. Лейтмотивом творчества Доржиева является осмысление образов Великой степи и кочевника. Кочевник для него — символ отстраненного созерцания мира. Картины художника негромкие, они как будто погружают зрителя в медитативное состояние. Выставка «Степная история» из тех, на которых не хочется спешить, а наоборот, хочется надолго останавливаться возле каждой работы.

Перед открытием выставки Зорикто Доржиев в интервью рассказал, как борется с творческими кризисами, о работе над фильмом «Монгол» Сергея Бодрова-старшего и сотрудничестве с голливудской актрисой Умой Турман.

— У вас классическое художественное образование. С чего началась ваша работа в сфере кино? Насколько трудно было переключиться на работу в кинематографе?

— После художественного института я только делал первые шаги на поприще живописи. Сделал первую выставку в родном городе Улан-Удэ. После этого получил приглашение попробовать поработать для фильма «Монгол». Главный художник фильма скульптор Даши Намдаков после просмотра выставки решил, что я могу внести свой вклад в создание эскизов для фильма.

— Какие впечатления остались у вас от сотрудничества с Сергеем Бодровым-старшим, с которым вы работали во время съемок фильма «Монгол»?

— Работалось очень легко! Я был в теме, так сказать. Рисовал пачками. За месяц с лишним отрисовал все, что можно: от доспехов и оружия до детских костюмов и бытовых вещей. Сейчас уже сложно сказать, что вошло в кадр и где конкретно «мои» детали.

— Кризисы в любой творческой работе неизбежны. Что вам помогает быстро преодолеть это состояние и снова включиться в работу?

— Вот уже больше десяти лет я сотрудничаю с продюсером Константином Ханхалаевым. Это человек, который всю жизнь работал с творческими людьми и не понаслышке знает, что такое кризис. Мы много общаемся на любые темы, не только связанные с картинами и выставками. Говорим и о музыке, и о фильмах, и о книгах, и об интересных людях. О жизни, в конце концов. И выяснили, что если творческий человек впадает в ступор, то лучшее средство — это сменить вид деятельности. Пишешь очередной холст и чувствуешь, что не прет. Пробуешь и так и сяк. Тупик. Все не то и все не так. Бросаешь на фиг холст. Берешь планшет и рисуешь в цифре. Тут тоже можно забуксовать. Тогда садишься и начинаешь лепить. И здесь через какое-то время можно заступориться. Тогда расчехляешь электрогитару и пару дней представляешь себя Джеймсом Хэтфилдом из «Металлики»! Если находиться неподвижно в кризисе, то никуда, естественно, от него не уйдешь.

— Во время благотворительных аукционов Christie’s в Нью-Йорке и выставки в Tibet House US вы познакомились с Умой Турман. Что, на ваш взгляд, ее заинтересовало в ваших работах? Продолжаете ли вы общаться?

— Папа Умы Роберт Турман – профессор Колумбийского университета, основатель Тибетского дома и главный буддист Нового Света. Возможно, у Умы есть определенное восприятие азиатской культуры через буддийское искусство. Вообще, она очень веселый и разговорчивый человек. Она очень много помогала нам на аукционе и с выставкой. Для встречи с ней в очередной приезд мы с товарищами приезжали к ней на съемочную площадку, потому что она была крайне занята и по телефону попросила приехать прямо на работу.

Выставка «Степная история» Зорикто Доржиева продлится до 8 апреля. Стоимость полного входного билета 250 рублей, льготного 150 рублей.

Справка

Зорикто Доржиев родился в 1976 году в Улан-Удэ. В 1996 году окончил Бурятское республиканское училище культуры и искусства. В 2002-м с отличием окончил Красноярский государственный художественный институт. В период с 2003 по 2005 год стажировался в творческих мастерских Российской академии художеств.

Зорикто Доржиев был задействован в качестве художника по костюмам в фильме Сергея Бодрова «Монгол», который вышел в 2007 году. Фильм получил премию «Ника» и номинацию на «Оскар». За работу в фильме Алексея Федорченко «Небесные жены луговых мари» в 2014 году художник удостоен премии Гильдии кинокритиков России «Белый слон», номинировался на премию «Ника».

С 2005 года Доржиев сотрудничает с «Галереей Ханхалаев». Художник иллюстрировал исторический роман Исая Калашникова «Жестокий век» о жизни монголов в конце XII — начале XIII века. В 2011 году вышла в свет Zorikbook — иллюстрированная книга Зорикто Доржиева, в которой автор рассказывает о себе и своей работе.

Персональные выставки художника успешно прошли в Tibet House US (Нью-Йорк), Русском музее (Санкт-Петербург), Музее Востока и Третьяковской галерее (Москва), Люксембурге, Страсбурге, Брюсселе, Лондоне. Работы художника хранятся в Государственном Русском музее, Государственном музее искусств народов Востока, Иркутском областном художественном музее им. В.П. Сукачева, Томском областном художественном музее, в Бурятском республиканском художественном музее им. Ц.С. Сампилова (г. Улан-Удэ), в частных собраниях в России, США, Германии, Австралии, Франции, Бельгии, Великобритании, Канады, Новой Зеландии, Греции, Латвии, Китая, Тайваня, Казахстана и Монголии.

Зорикто Доржиев — постоянный участник крупнейших арт-шоу в России, США, Гонконге, Сингапуре, Тайване и Японии.