Прислать новость Магазин

Воронежский медиафорум-2018: «Роботы убьют плохих журналистов»

Почему нам порой интереснее соцсети, чем газеты или телевизор, готовы ли читатели платить за новости и куда развиваться журналистам – об этом шла речь на VI медиафоруме, который прошёл в Воронеже 14 июня

Добавить в закладки

Удалить из закладок

Войдите, чтобы добавить в закладки

5

Читать все комментарии

2235

Лет 20 назад узнать о том, что происходит в мире, можно было только из средств массовой информации, а потому в нужности профессии журналиста никто не сомневался. Сейчас же всё чаще слышатся мнения, что корреспондент – профессия, медленно уходящая в прошлое, как в своё время исчезли телефонисты или фонарщики. Действительно ли журналистов и редакции вскоре заменят блогеры и компьютерные программы, пишущие новости, и как нужно подавать информацию читателям, чтобы им было интересно, – это и обсуждалось в Воронеже на шестом медиафоруме «Региональные СМИ: новые векторы развития».

Что такое медиафорум?

На медиафорум ежегодно собираются представители СМИ со всей страны. В этом году 14 июня в Expo Event-Hall сити-парка «Град» приехали жители 20 регионов. В форуме участвуют также представители власти и госорганов, работающих с медиасообществом. Например, традиционно гостем форума становится заместитель министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Алексей Волин. Также в этом году к нам приехал новый председатель Союза журналистов России Владимир Соловьёв. Форум получил название «Региональные СМИ: новые векторы развития», на многочисленных семинарах обсуждалось, как работать журналистам и рекламным службам в современных условиях, чтобы не потерять клиентов и читателей.

Что новенького на медиафоруме представила «МОЁ!»

Наша редакция познакомила посетителей форума с будущей электронной версией газеты «МОЁ!», которая сейчас разрабатывается в редакции. Наши читатели, которые предпочитают знакомиться с новостями, репортажами и аналитикой с экрана монитора или смартфона, смогут оформить подписку на электронную версию «МОЁ!» и получать её, не выходя из дома. Кстати, на открытии форума сразу несколько спикеров высоко оценили достижения редакции «МОЁ!» и портала «МОЁ! Online», куда, по последним данным, ежедневно заходят более 100 тысяч уникальных посетителей – это очень высокий показатель для регионального СМИ. Председатель воронежского отделения Союза журналистов России Зоя Грязева назвала «МОЁ!» в числе лучших региональных СМИ, Алексей Волин тоже высоко оценил динамику нашего развития.

—  То, что у вас разрабатывается электронная версия, это очень правильный шаг, — заметил он в разговоре с корреспондентом «Ё!». — Важное достоинство электронной версии – уменьшение расходов на её доставку. В условиях, когда газеты распространяются по почтовой подписке, половина денег тратится именно на её доставку. Их платят читатели, но не получает редакция. С переходом на электронную версию появляется возможность, с одной стороны, сделать издание более дешёвым, повысив его конкурентную привлекательность, с другой стороны, часть освободившихся денег пустить не на доставку СМИ, а на производство интересных для читателей материалов, контента.

О будущем журналистов, об их главных конкурентах, о том, что интересно читателю и за что он готов платить, корреспонденты «Ё!» поговорили с гостями и экспертами медиафорума.

«Больше всего людям интересно, что происходит рядом с домом»

Председатель Союза журналистов России Владимир Соловьёв:

— Я уверен, что качественная региональная пресса в ближайшие годы никуда не денется. И традиционные бумажные газеты точно переживут и меня, и вас: для людей старшего возраста свежая газета – это часть их жизни. Причём именно местная пресса не потеряет своего читателя. Всем интересно, что происходит возле дома. Людям важно знать, починили ли тротуар на соседней улице, собирается ли мэрия убирать снег, какая криминальная обстановка. При этом региональной прессе нужно обязательно развивать новые форматы, вёрстки, развивать цифровые версии.

«Журналист должен разбираться хотя бы в одной теме лучше других»

Глава Издательского дома «Свободная пресса» Александр Лапин:

— Базовая потребность в информации была, есть и будет, человек всегда будет интересоваться миром. Другой вопрос, как эта потребность будет удовлетворяться. Сегодняшнее интернет-пространство позволяет любому человеку стать источником информации. Миллионы людей, у которых есть свои блоги или страницы в соцсетях, хотят поставлять информацию, владеть вниманием масс, чтобы их страница была коммерчески прибыльна. Как с ними конкурировать журналисту? Естественно, быть мультимедийным – не только писать тексты, но и снимать фото, видео. А ещё быть интересной личностью. В том числе экспертом в какой-то одной отрасли, разбираться в ней лучше других – будь то искусство, экономика или даже судостроение. Я сам в советское ещё время попал в газету только потому, что дружил с огромным числом адвокатов, судей, прокуроров, следователей. В то время это была закрытая сфера и редкие люди могли туда попасть, смотреть уголовные дела, писать об этом. На эксклюзивную информацию всегда будет спрос.

«Журналисты выиграют войну с блогерами»

Секретарь Союза журналистов России Юлия Загитова:

— У журналистов сейчас много конкурентов. Если взять американские и японские СМИ – компьютерные программы там уже пишут какие-то экономические материалы, предупреждения о чрезвычайных ситуациях и прочее. На отечественном рынке нам наступают на пятки блогеры. Они выкладывают информацию порой оперативнее журналистов, ведут интернет-трансляции в прямом эфире. Но у них есть один большой недостаток – в большинстве своём они не заботятся о факт-чекинге (проверке достоверности  информации – «Ё!»). Им важно придумать яркий заголовок, на который к ним придёт много людей. А вот профессиональные журналисты традиционных СМИ делают это прекрасно. Поэтому я убеждена, что войну эту точно выиграют журналисты – людям нужна не только интересная, но и достоверная информация. Недобросовестные в этом смысле блогеры будут только терять аудиторию. Задача СМИ – правильно «упаковывать» и доносить информацию до потребителя в удобном виде и на удобной ему площадке, будь то сайт, соцсети, мессенджеры или бумажная версия. Издания должны развивать разные площадки.

«У роботов нет чувства юмора»

Заместитель министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Алексей Волин:

— Хорошим журналистам не стоит бояться роботов. Роботы «убьют» плохих корреспондентов. Они способны воспроизвести стандартную новость, но у них нет чувства юмора, авторского подхода, они не умеют играть на эмоциях. И за это люди готовы платить, причём как за бумажные газеты и журналы, так и за информацию в интернете. Разговоры о том, что российский потребитель не готов платить за контент, уходят в прошлое. Ещё десять лет назад казалось, что зрители не будут платить за кино и сериалы. А сейчас модель домашнего кинотеатра весьма востребована. Но! Если эти кинотеатры предлагают очень интересное кино! Так же и в журналистике. Красивый репортаж с увлекательными ходами, эксклюзив, который нельзя найти нигде – человек будет платить за это деньги. Причём не только за информацию, но и за эмоции.  Поэтому же он ходит в кино и консерваторию. Мы почему-то считаем, что журналистика не должна развлекать, она должна развлекать!

«Электронная версия газеты — будущее и Европы, и России»

Йон Квадсхейм, управляющий директор AMEDIA Eastern EUROPE AS (Норвегия):

— За последние несколько лет мы перевели 480 тысяч читателей наших газет на электронную подписку. Мы разработали два её варианта. Подписка на электронный вариант издания, где 40 — 60% статей доступно только подписчикам, и комплексный вариант — электронная и бумажная версия. В первом случае это обойдется в 2 100 крон, во втором — в 3 000 крон в год (около 16 тысяч и 24 тысяч рублей соответственно — «Ё!»). Я знаю, что российские читатели не любят раскошеливаться. Но однозначно считаю, что подобные проекты приживутся и у вас. Ведь вы же платите за бумажную газету? Почему же информация в интернете не может быть платной? Особенно если это нужная и важная информация.

«Самая большая проблема нынешней журналистики — она скучная»

Илья Красильщик, издатель «Медузы»  одного из самых современных и успешных интернет-изданий на русском языке:

— Российские журналисты зачастую думают, что им как-то особенно не повезло. На самом деле проблемы журналистики одинаковы по всему миру. У нас главных две. Первая — российская журналистика зачастую очень скучная. Она соревнуется с соцсетями, но лента «ВКонтакте» порой намного интереснее, чем статьи корреспондентов. Причём проблемы у нас и с формой, и с содержанием. Второй момент — зачастую материалы журналистов лишены пользы, смысла для читателей. Мы не должны забывать, что рассказываем людям истории, это надо делать осмысленно и интересно. А для этого темы должны быть любопытны самим журналистам. Ибо нельзя рассказывать вещи, которые самим авторам неинтересны, а им это поручила сделать, например, местная администрация. Надо учиться говорить с читателями о том, что небезразлично и важно прежде всего самому тебе. Это вроде просто, но на самом деле далеко не все это умеют. 

Новости партнёров