Жительницу Воронежа, которая борется с навязчивыми мыслями, номинировали на премию

Голосование за номинантов продлится до конца октября

11.08.2018 14:20
МОЁ! Online
48

Читать все комментарии

Войдите, чтобы добавить в закладки

Читайте МОЁ! Online в

28-летняя жительница Воронежа Элина Кальманович решилась на непростой для себя шаг – открыто рассказать о своей борьбе с неврозом навязчивых состояний, или обсессивно-компульсивным расстройством (ОКР). Это заболевание проявляется в навязчивых мыслях и повторяющихся действиях или ритуалах, с помощью которых люди с ОКР пытаются избавиться от мыслей. Девушка в сотрудничестве с психотерапевтом Алёной Шамрай выпустила в прошлом году книгу «Невроз. Тонкие ниточки души». Сейчас это издание участвует в голосовании независимой национальной интернет-премии «На благо мира», которая присуждается лицам и организациям за гуманизм в искусстве и общественной деятельности.

Выдвинуть проект на премию «На благо мира» может любой желающий до 1 сентября. Сейчас в голосовании представлены более тысячи проектов в различных номинациях: «Художественное кино», «Документальное кино», «Анимация», «Телепередачи», «Авторская песня», «Художественная литература» и других. Книга Элины Кальманович и Алёны Шамрай попала в номинацию «Познавательная литература». По итогам голосования будет определено 20 участников-лидеров. А уже из них экспертный совет выберет несколько победителей. В жюри входят актёр Гоша Куценко, писатель и обладатель премии «Русский Буккер» Александр Снегирёв и другие деятели искусств. Основной призовой фонд премии «На благо мира» составляет 3,2 миллиона рублей. Гран-при – 500 тысяч рублей, остальные средства будут распределены между 1-м, 2-м и 3-м местами в каждой номинации. Награждение состоится в декабре. Премия «На благо мира» была создана в 2011 году и направлена на поддержку и популяризацию произведений искусства, а также интернет-порталов, ориентированных на физическое, духовное и нравственное оздоровление общества.

«Прошла истерики и агрессию»

Элина Кальманович рассказала, что признаки ОКР начали у неё проявляться, когда она была подростком. Книгу «Невроз. Тонкие ниточки души» она написала уже в более сознательном возрасте в один из периодов обострения заболевания. Книга была издана на стипендию от Министерства культуры России. Девушка признаёт, что местами повествование получилось путаным, но она намеренно не стала переделывать текст. По мнению Элины, её история может пригодиться людям, страдающим ОКР, и специалистам, наблюдающим пациентов с этим диагнозом. Также книгу дополняет комментарий врача-психотерапевта Алёны Шамрай.

— В десять лет у меня обнаружилось нейроэндокринное заболевание – повышенная выработка кортизола и адреналина, — рассказывает Элина. – Я лечилась в Москве, всё это произошло в подростковом возрасте, я очень переживала. Возможно, именно это заболевание и привело к развитию ОКР. Но этот диагноз мне поставили только в 16 лет, когда я училась в медколледже. Было тяжело принять это заболевание, я прошла и истерики, и агрессии. Была вынуждена прибегать и к транквилизаторам, чтобы заглушить навязчивые мысли. Потом начала посещать психотерапевта.

«Устала бороться с болезнью»

После постановки диагноза через два года лечения специалистам удалось подобрать подходящий для Элины препарат-антидепрессант. После колледжа она устроилась на работу медсестрой в стоматологическую поликлинику. В 19 лет вышла замуж за молодого человека из Риги, с которым познакомилась в интернете.

— Я как-то адаптировалась к обычной жизни, думала, что у меня всё наладится, и у моего лечащего врача был оптимистичный прогноз, — вздыхает Элина. – Но внезапный развод и грубое отношение ко мне со стороны родителей мужа стали для меня сильнейшим стрессом. Моё состояние сильно ухудшилось. Проработав медсестрой почти четыре года, я была вынуждена уйти из поликлиники. К счастью, мама и бабушка очень поддержали меня в этот период. Ещё мне помогла арт-терапия. Я неожиданно для себя стала писать стихи. Вышел мой сборник «Этюды о жизни». Поэзия для меня – выход моих внутренних ощущений в строчках.

Элина рассказала, что только в этом году решилась встать на учёт в психоневрологический диспансер. Говорит, что надеялась справиться, устроиться на работу, но устала бороться с заболеванием.

— Я думала, что научилась жить с неврозом, но после истории с разводом к навязчивым мыслям добавились повторяющиеся действия, — признаётся Элина. – Например, я сидела за компьютером, а мозг как будто диктовал мне повернуть голову влево, и так несколько раз. Могла мыть руки настолько часто, что кожа становилась красной. Навязчивые мысли, эмоции невозможно контролировать. Я могла подолгу плакать без причины, быть в подавленном состоянии. У меня есть страх, что я могу заболеть, заразиться какой-то инфекцией, из-за этого мне сложно бывать в общественных местах. Мой мир – домашние стены, книги, соцсети и прогулки на природе.

Врач-психотерапевт Алёна Шамрай уверена: о таких заболеваниях, как обсессивно-компульсивное расстройство, важно рассказывать, потому что в обществе существует сильная стигматизация подобных тем.

— Многим людям уже сам поход к психотерапевту кажется катастрофой, — говорит Алёна. – В нашей стране очень низкая обращаемость с психическими заболеваниями. Люди или занимаются самолечением, или ничего не делают. Но людям с ОКР необходима помощь специалистов, обсессивно-компульсивная симптоматика очень устойчивая и сложно поддаётся коррекции, так как на неё влияют не только психологические, но и генетические факторы. Если у ваших близких есть ОКР, то нужно дать им понять, что будете их поддерживать, несмотря ни на что. Но при этом важно не потакать. Люди с ОКР часто выполняют ритуалы, например проверяют замки. Могут требовать от родственников идеальной чистоты, если они боятся загрязнений. Не надо идти на поводу. Это не поможет лечению, а только навредит. Родственникам желательно мягко, но настойчиво отказывать.

Подробно о проявлении обсессивно-компульсивного расстройства и своей личной драме Элина рассказала в книге «Невроз. Тонкие ниточки души». Поддержать книгу и её авторов в голосовании на премию «На благо мира» можно здесь. Голосование продлится до 31 октября.

«Сильный стресс может спровоцировать невроз навязчивых состояний»

Врач-психотерапевт психосоматического дневного стационара областного клинического диспансера Елена Дубачева рассказала о том, кто подвержен обсессивно-компульсивному расстройству, как лечится это заболевание и что делать, если у близкого невроз.

Кто может заболеть ОКР?

— Людям, у которых чаще всего возникает ОКР, свойственна тревожность, им сложно сделать окончательный выбор. Также развитие заболевания могут спровоцировать стрессы, резкие изменения в жизни. При обсессивно-компульсивном расстройстве навязчивые мысли, как правило, однотипны. Навязчивые действия – например, мытьё рук – помогают снять это напряжение, но со временем их эффективность снижается.

В каких профессиях нельзя работать при неврозе навязчивых состояний?

— ОКР оказывает большое влияние на качество жизни. Например, человек может по нескольку раз мыть руки или возвращаться из транспорта, чтобы проверить, закрыта ли дверь. Во время обострения расстройства человек может получить больничный лист, чтобы пройти лечение. ОКР очень индивидуально у всех проявляется. Людям с неврозом навязчивых состояний не рекомендуется ночная работа или любая другая работа, связанная с нарушениями цикла сна и бодрствования. Также им не подходит ответственная работа, требующая частого принятия решений, и деятельность, связанная с интенсивным общением с людьми. Подойдут профессии, где нечасто меняется алгоритм действий. Если работа систематически приводит к ухудшению состояния, то её нужно менять на более спокойную.

Как это лечится?

— Лечение ОКР в период обострения сложное и достаточно долгое, потому что касается обмена веществ в головном мозге. Восстановление нервной ткани и её работоспособности длится 6 — 9 месяцев. Лечение включает в себя приём медикаментов и психотерапию, которые обязательно должны идти в комплексе, так как использование только одного из методов даёт неполноценный результат. Медикаментозное лечение может продолжаться 1,5 – 3 года, чтобы закрепился результат. Препараты помогают справиться с навязчивыми состояниями, а психотерапия – с особенностями личности.

Можно ли получить инвалидность?

— Человек с ОКР вполне может периодически лечиться и доработать до пенсии, приспособившись к своему заболеванию. Но у некоторых людей заболевание может проходить тяжело и плохо поддаваться лечению. В таком случае можно прийти к своему лечащему врачу и написать заявление на получение группы по инвалидности. Далее уже в медико-социальной экспертизе будут решать, какова природа расстройства и как оно влияет на работоспособность человека.

Подписывайтесь на «МОЁ! Online» в «Дзене». Cледите за главными новостями Воронежа и области в Telegram, «ВКонтакте», «Одноклассниках», а видео смотрите в RuTube и «VK Видео».