Прислать новость Магазин

Восемь вопросов священнику о Великом посте

Священник ответил на вопросы читателей портала «МОЁ! Online» о Великом посте

Добавить в закладки

Удалить из закладок

Войдите, чтобы добавить в закладки

13

Читать все комментарии

7896

Подошла к концу первая неделя Великого поста, которая у православных считается одной из самых сложных, поскольку организм только начинает привыкать к воздержанию от пищи. Напомним, что пост – это не только традиция временного отказа от определённого вида еды, но и упражнение духа, души и тела на пути к спасению. Накануне Великого поста мы спросили у наших читателей, какие вопросы относительно этого события они хотели бы задать священнику. Мы отобрали 8 наиболее актуальных и задали их протоиерею, преподавателю Воронежской духовной семинарии Сергию Моздору.

Протоиерей Сергий Алексеевич Моздор
Фото с сайта Воронежской митрополии

1. В чем смысл Великого поста?

Однажды во время земной жизни Христа Спасителя его спросили:«Почему ученики фарисеев постятся, а твои не постятся?». Христос ответил, как могут поститься сыны чертога брачного, то есть друзья Жениха, когда отнимется от них жених, тогда будут поститься.

С самых древних лет христианства, после Вознесения Христа на небо, апостолы, а затем и их ученики-христиане постились в воспоминание страшных крестных страданий и смерти Господа нашего Иисуса Христа.
Как Христос постился в пустыне сорок дней, так и мы в подражание Ему совершаем сорокадневный пост и еще постимся в Страстную седмицу.
Пост — это установление новых ценностей человеческой личности. Сущность его – это новая жизнь, новый путь воли, новый мир бытия.
Сейчас везде говорят о необходимости чего-то нового; все принуждают нас к чему-то новому, хотим мы этого или не хотим. Но истинная новизна и истинное благо для человека есть постоянное прикосновение к источнику нашего бытия — Богу.

А то, что иногда нам предлагают, – это давно забытое старое, старый хлам для души, давно знакомый лабиринт с тупиком в конце, о чем пишет премудрый Соломон в своей книге Екклесиаст: «Все суета сует». Неистинная ценность – это наслоение, созданное ненасытной потребностью тела или болезнью души.

Пост – это духовное зеркало для того, чтобы увидеть то, что прикипело к нашей душе, стало самоцелью человеческой жизни.

Вспомним, что говорил лермонтовский Печорин: «Зачем я жил? Для какой цели я родился?.. А верно, она существовала, и, верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные… Но я не угадал этого назначения, увлекся приманками страстей пустых и неблагодарных: из горнила их я вышел тверд и холоден, как железо, но утратил навеки пыл благородных стремлений – лучший цвет жизни».

Поэтому пост есть победа правды над ложью, любви над ненавистью, света над тьмою.

2. Нужно ли заранее готовиться?

Время Великого поста – это особое время в религиозной жизни христианина.

В храме царит совершенно иная обстановка, по особому чину совершаются службы, другой мотив церковных песнопений. Церковь готовит нас к этому постепенно. Существуют так называемые подготовительные недели к Великому посту, их три седмицы:

I – Неделя о мытаре и фарисее. В храме читается Евангельская притча (Лк.18, 10-14), которая учит нас истинному смирению. Седмица сплошная, то есть семь дней мы вкушаем скоромную пищу.

II – Неделя о блудном сыне (Лк.15, 11-32). Эта притча показывает нам путь покаяния. Эту неделю мы вкушаем скоромную пищу, но уже соблюдая постные дни среду и пятницу.

III – Неделя о страшном суде. Читается Евангельский отрывок (Мф. 25, 31-46), где говорится о кончине века и о том критерии, по которому каждого из нас будет судить Господь.

Начинается сырная седмица, или Масленица. В эту седмицу мы уже, по сути, постимся, так как не едим мясные продукты.

IV – Воскресение Прощеное. Господь говорит: «Если принес ты дар Богу, но у алтаря вспомнил, что брат твой имеет нечто на тебя, то оставь дар твой и иди примирись с братом твоим и тогда принеси Богу дар твой».

Таким образом, нашу молитву или пост без мира в душе совершать нельзя.

3. От чего кроме еды отказываются в Великий пост?

Если у нас бывает в доме горе, мы кого-то из близких потеряли, то мы в эти дни скорбим, не идем в театр, не устраиваем пирушку – говорим, у нас траур. Так и для нас, христиан (если относиться к посту серьезно, не как к красивому обычаю), это дни скорби, дни осмысления своей жизни, дни покаяния перед Великой Голгофской Жертвой.

А для этого нам нужны и духовные, и физические упражнения. Это прежде всего воздержание от скоромной пищи, гнилого слова, от того, что вредит нашей душе и телу.

Что касается интимной жизни, то апостол Павел в 1-м послании к Коринфянам (7-14) христианам дает такой совет: «Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим, то есть блудом, а измена — тяжелый грех».

4. Как должно измениться поведение в быту?

На этот вопрос нам лучше всего ответят книги Священного писания:

I — Пророк Исаия пишет:

— «Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо»;

— «Раздели с голодным хлеб твой и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, одень его и от единокровного твоего не укрывайся»;

— «Тогда откроется, как заря, свет твой, и исцеление твое скоро возрастет, и правда твоя пойдет пред тобою, и слава Господня будет сопровождать тебя»;

— «Тогда ты воззовешь, и Господь услышит; возопиешь, и Он скажет: «Вот Я!» Когда ты удалишь из среды твоей ярмо, перестанешь поднимать перст и говорить оскорбительное»;

— «И отдашь голодному душу твою и напитаешь душу страдальца: тогда свет твой взойдет во тьме, и мрак твой будет как полдень»;

— «И будет Господь вождем твоим всегда и во время засухи будет насыщать душу твою и утучнять кости твои, и ты будешь, как напоенный водою сад и как источник, которого воды никогда не иссякают».

II — Евангелие от Матфея:

«Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно».

«Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою».

«А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно».

III — А также мнения или советы святых отцов. Учитель Церкви IV века святитель Василий Великий пишет:
«Истинный пост есть устранение от злых дел. Прости ближнему оскорбление, прости ему долги. Не в судах и сварах поститесь. Не ешь ты мясо, но поедаешь брата. Воздерживаешься от вина, но не удерживаешь себя от обид. Вкусить пищу дожидаешься вечера, но тратишь день в судебных местах».

5. Допускается ли частичное ограничение себя в пище (например, по причине состояния здоровья или слабости духа)?

Больным, немощным, роженицам пост уже дан в болезнях, муках, ослаблении физического состояния. Пост для них лишь в одном: духе исправления своего «внутреннего человека» — души. А для здоровых пост просто необходим. Медицине хорошо известно, что болезни разных внутренних органов развиваются несравненно быстрее от переедания, чем от недоедания.

6. Если человек начнет поститься, но сорвется на середине, можно ли его осуждать за это?

Так бывает обычно с теми, кто начинает поститься, а молитвы нет, нет и благодатного укрепления, поддержки.
Апостол пишет: «Кто ест, не уничижай того, кто не ест; и кто не ест, не осуждай того, кто ест, потому что Бог принял его». Кто ты, осуждающий чужого раба?» (Рим. 14, 3-4).

Если кто-то по каким-то причинам нарушил пост, то это не повод впадать в уныние или отчаяние, но и не повод совсем оставлять его. Наша с вами цель — очистить свою душу от всякой скверны, стать новым человеком во Христе. Подготовиться к исповеди и Причаститься Святых Христовых Тайн. С обновленной, преображенной душой встретить светлый праздник Воскресения Христова – Пасхи.

7. Как избежать упадка сил во время поста?

Христианин, как спортсмен, должен постоянно упражняться в своей духовной жизни. Апостол Павел употребляет этот образ в своих письмах древним христианам: «Когда вы были детьми во Христе, я питал вас молоком, а не твердою пищею, ибо вы были еще не в силах».

Если вы начинающий, пусть ваш пост будет самым простым: не ешьте последний кусочек мяса ради Христа — и это уже будет воздержание, но главное, упражняясь физически, следите за движениями своей души: мыслями, словами, поступками и каждый раз спрашивайте себя, достойны ли они вас как христианина.
На следующий год постарайтесь поститься построже, однако во всем должна быть рассудительность или совет священника.

8. Как пройти Великий пост до конца?

Мотивирует нас с вами к этому подвигу многовековой опыт Церкви.

Каждая неделя Великого поста посвящена той или иной теме для подкрепления наших духовных сил и для нашего назидания.

Первое Воскресенье (неделя) посвящено Торжеству Православия – мы вспоминаем победу Церкви над ересью иконоборчества, когда снова стали повсеместно почитать иконы и святые мощи, говорим о чистоте нашей веры (т. е. на протяжении многих веков Церковь сохранила чистоту вероучения от Христа, апостолов до настоящего времени).

Вторая неделя посвящена памяти святителя Григория Паламы, который учит нас молитвенному деланью, говорит о том, каких духовных высот и блаженства достигает совершенный в этом подвиге.

Третья неделя — Крестопоклонная – на середину храма выносится Крест, чтобы мы с вами, взирая на Начальника нашей жизни Христа, укрепились в подвиге.

Четвертая неделя – вспоминаем духовные труды преподобного Иоанна Лествичника, игумена горы Синайской (VI в.), его книгу «Лествица», в которой он в 30 главах (ступенях) описывает как путь души к Богу, так и те искушения, которые ее подстерегают, а также добродетели, способствующие ее восхождению к небу.

Пятая неделя В храме читается житие преподобной Марии Египетской, в котором рассказано о ее грехопадении и покаянии, о том, как она дала слово Божией Матери больше не возвращаться к старой греховной жизни. Преподобная Мария Египетская не только покаянием очистила свою душу, но и достигла высокой святости. Очень интересное Евангелие в воскресный день читается в храме (Лк. 7, 36-50), в котором речь идет тоже о грешнице, и, прослушав его, надо сопоставить этих двух женщин.

Большую пользу и укрепление в подвиге принесет чтение духовной литературы – это прежде всего Евангелия, жития святых (Четьи менеи свт. Димитрия Ростовского).

Каждый из нас много раз в своей жизни обращается мыслью к Богу, особенно в дни скорби и испытаний. Когда просим Его помочь, то рассчитываем на скорый ответ и мгновенную помощь, но мы не должны быть по отношению к Богу эгоистами: «Дай, подай, помоги». Поэтому во время нашего подвига мы часто начинаем себя оправдывать, говорить о своей слабости духа, невозможности понести подвиг.

Надеемся, что эти рассуждения нас укрепят и помогут нам быть честными перед Богом и своей совестью и достойно, по-христиански (не афишируя никому), понести подвиг по силам — и «тогда ты воззовешь, и Господь услышит; возопишь — и Он скажет: «Вот Я!» (Ис. 58 гл).

СЕГОДНЯ

ВЧЕРА