В Воронеже открылась выставка антикварных брошей
Коллекционер Виктория Власюк представила около 300 старинных украшений и рассказала, сколько стоит самый дорогой экспонат
В Центре Галереи Чижова вчера, 28 июня, открылась выставка воронежского коллекционера Виктории Власюк. Собрание представлено в рамках проекта «Галерея в «Галерее» на первом этаже торгового центра. Увидеть украшения можно до середины августа.
Виктория Власюк призналась корреспондентам «МОЁ! Online», что всегда любила антиквариат и уникальные вещи.
— Примерно десять лет назад я попала на выставку антикварных предметов, где среди многообразия увидела подобный букет, — Виктория указывает на стенд с брошами эпохи American costume jewelry 1930 — 1950 годов, представляющий коллекцию из брошей-букетов. — Это был старинный серебряный букет 40-х годов. Бутоны были живые и прекрасные! Я была удивлена, что в наши дни можно не только увидеть такую красоту, но и приобрести её.
Моду на броши ввела Коко Шанель. Она делала их с искусственным жемчугом, и тогда это было «в тренде». Сейчас, по словам Виктории, броши тоже «на гребне волны»: ведущие ювелирные дома производят украшения по старинным эскизам, а дизайнеры на своих показах вовсю используют винтажные украшения.
— В России культура ношения брошей утеряна после революции. Сейчас она возрождается, но люди говорят: «Нам это нравится, но мы на себе это не видим». Поэтому я пытаюсь через выставки рассказать о способах и культуре ношения брошей. Это украшение придаёт статус своему владельцу.
В коллекции Виктории около 500 брошей, но на выставке представлены не все. В «Галерее» можно увидеть около 300, которые разделены на пять стендов и сгруппированы по тематике: American сostume jewelry, «Сюжетные броши», «Портретные и характерные броши», «Броши по мотивам скандинавского модерна», а также «Броши и корсажные пряжки эпохи арт-нуво». Украшения отражают элементы культуры, эпохи и направлений в искусстве.
Самые старинные из представленных — украшения эпохи арт-нуво — 1890 — 1910 годов. Виктория отмечает, что это не копии, это оригинальные вещи тех лет.
Посетители выставки обратили внимание на яркие камни некоторых украшений. И коллекционер пояснила, что это австрийские кристаллы, сделанные из специальной пасты, откуда происходит и их название — paste. Имитации драгоценных камней используют, чтобы снизить стоимость броши.
— Есть пласт брошей, сделанных из золота и с натуральными камнями, — объясняет Виктория, — но далеко не все могли себе это позволить. И броши стали выпускать из серебра — металла, который по своим техническим характеристикам не уступает золоту. И тогда, и сейчас это можно купить за разумные деньги. Броши с натуральными камнями и металлами стоят уже десятки тысяч долларов.
Про одну из самых интересных брошей Виктория рассказывает так:
— В Америке есть большой рынок, где распродаётся имущество людей, которые ушли в мир иной. Я купила казаков на тройке лошадей на развале где-то за 70 — 80 долларов (около 4,5 тысячи рублей). Видимо, никто не понимал ценности изделия. А потом увидела такое на аукционе только с клеймом мастера за 2,5 тысячи фунтов (порядка 200 тысяч рублей). Я чувствовала, что казаки на тройке – это что-то интересное. И это подтвердилось.
При этом, по словам Виктории, трудно сказать, какая брошь из коллекции самая редкая.
— Так как броши выпускались небольшими партиями и некоторые хранятся у частных коллекционеров, нельзя с уверенностью назвать их точное количество. Есть вероятность, что какой-то американский коллекционер увидит мою «самую редкую брошь» и будет смеяться, потому что у него таких пять тысяч.
Самое дорогое украшение, которое можно увидеть на выставке, — круглая позолоченная брошь-локет стоимостью 35 тысяч рублей. Кстати, некоторые из тех, что представлены на выставке, можно приобрести. Виктория пояснила, что продаёт только те экземпляры, чьё отсутствие не скажется на ядре коллекции и её художественном замысле:
— Я расстаюсь только с теми, которые у меня либо повторы, либо очень похожие. Такое случается, например, когда покупаешь лот, где несколько брошей, одна из которых уже есть.