Воронежские волонтёры назвали главные ошибки при поисках пропавших людей

Полицейские и добровольцы рассказали, как действовать, когда пропал родной человек, а также что мешает и что помогает в розыске

31.01.2020 14:52
12 23597
ПСО "Черноземье"

К этому материалу меня подтолкнула история 18-летнего мальчика Дениса Маркушева (того самого «курьера сервиса «Яндекс.Еда»). Сюжет, казалось бы, рядовой, каких, увы, десятки: пропадают люди — их находят погибшими. Но Денис поднял удивительно мощную волну общего душевного потрясения. Как же так: два с половиной месяца поисков — папой Олегом, полицией, волонтёрами, — и вот случайно, прохожим, в Центральном парке «Динамо», напротив жилых домов, и основная версия — не криминал.

Открытых вопросов ещё много. Лишь спустя два месяца после пропажи мальчика подключился Следственный комитет и возбудил уголовное дело об убийстве, чтобы получить, наконец, больший простор для розыска. И выяснилось: на следующий день после исчезновения Денис, скорее всего, был жив. Это показали данные банка о движении денег по его карте. Запросить которые имеют право только следователи в рамках уголовного дела, полицейские сделать этого не могли.

Два долгих месяца система буксовала.

…Моё расследование трагедии Дениса и его семьи можно прочесть в номере от 21 января и в цифровой версии газеты «МОЁ! Плюс» (часть I, часть II). После инстинктивного сопротивления — «Как он мог? Зачем?!» — включается здравый смысл: что было не так с поисками?

В истории с исчезновением Дениса Маркушева много загадок. На этом фото — его отец Олег. Он показывает на жилые дома в переулке Здоровья, за его спиной — лес, где спустя 2,5 месяца после пропажи нашли Дениса. Лес и дома разделены небольшим пустырём, но каждый день там хотят десятки людей, район молодой и очень оживлённый.
Фото: Александр ЗИНЧЕНКО

Как редакции на этот чёткий вопрос ответили полицейские и добровольцы, искавшие Дениса, читайте на нашем портале «МОЁ! Online». А мы разберём самые расхожие мифы и ошибки, связанные с без вести пропавшими, вместе с оперативным сотрудником Главного управления МВД по Воронежской области и волонтёрами поисково-спасательного отряда «Черноземье».

МИФ I

Полиция принимает заявление только на третьи сутки

Борис Неупокоев

— Нигде это правило не закреплено! — в один голос отвечают опер (имя оперативного сотрудника по понятным причинам не называю, фото не публикуем) и руководитель «Черноземья» Борис Неупокоев. — Если ваш близкий в обычное время не пришёл домой, не выходит на связь и у вас есть основания полагать, что он не просто чуть припозднился, немедленно сообщайте в полицию. Немедленно! Обратиться можно в любое ближайшее отделение — независимо от того, где живёте вы или тот, кто пропал. Можно позвонить в единую службу спасения «112». И параллельно — в отряды добровольцев-поисковиков. В Воронежской области их два — «Черноземье» (8-960-131-97-08, 8-950-774-25-32) и «Лиза Алерт» (8-800-700-54-52).

То же говорит и бывший следователь МВД адвокат Вячеслав Чуприн. Но сколько раз мы, журналисты, слышим от людей, которые столкнулись с такой бедой, что заявление в полиции не приняли, отправив обратно ждать трое суток… И хотя мой оперуполномоченный собеседник категорически возражает: «Не может быть!» — бывает.

— В уголовном розыске линия без вести пропавших и неопознанных трупов считается непрестижной, все хотят с неё перевестись на «нормальную» должность оперативника, — говорит Вячеслав Чуприн. — Есть такой приказ МВД № 213 о розыске без вести пропавших — ещё от 1993 года. На него нередко ссылаются, отказываясь принять заявление сразу, потому что так удобно. Он для служебного пользования, в открытом доступе его нет. Но, во-первых, документ уже устарел. Во-вторых, и в нём нет указания на обязанность ждать трое суток.

Но что делать, если в полиции вас всё-таки посылают… ждать.

— Звонить по другим телефонам, — сдаётся оперуполномоченный. — Отказали — вдруг! — в дежурной части ОМВД — набирайте начальнику, в Главное управление по области, службу спасения. А потом жалуйтесь на нашего нерадивого сотрудника вышестоящему руководству. Меры в таких случаях применяют жёсткие, вплоть до увольнения.

А ещё можно (и нужно), добавляет адвокат Чуприн, писать жалобы в прокуратуру, в суд.

— Несмотря на то, что заканчивается это порой хождением по кругу и отписками.

МИФ II

Заявить о пропавшем вправе только родственники

— Нет! — отрицает оперуполномоченный главка МВД. — Сообщить о безвестном исчезновении человека может кто угодно: соседи, коллеги, друзья. Например, вы знаете, что рядом с вами живёт одинокий пожилой человек, но его уже несколько дней не видно и не слышно, дверь не открывает. Лучше для перестраховки обратиться в полицию. Нередко такие старики имеют целый букет болезней, они могут уйти на прогулку и заблудиться. После каждого обращения человека начинают искать незамедлительно.

ОШИБКА I

Скрывать от полиции и волонтёров информацию

Виктория Величко

— К сожалению, мы нередко с этим сталкиваемся, что очень осложняет поиски. Может сбить с толку и повести по ложному следу. А любое промедление грозит обернуться трагедией, — говорит один из добровольцев «Черноземья» Виктория Величко. — Был такой случай. Дедушка заблудился в лесу. Его сыновья рассказали, что он ушёл из дома, поисковая группа прикинула его вероятный маршрут. Долго искали — мы, полиция, МЧС — безрезультатно. Пока случайно не узнали, что дедушка на самом деле пропал, когда был на кладбище, а в семье какие-то сложные отношения. Только после этого старика отыскали — уже абсолютно обессилевшего в каком-то овражке… Кажется, ещё несколько часов, и чуда бы не случилось.

И волонтёры, и полицейские объясняют: и в начале, и уже во время поисков полезной может стать ЛЮБАЯ информация, самая на первый взгляд незначительная или «неудобная». Не до стеснений. Есть у человека деликатные проблемы со здоровьем — с психикой? Говорить обязательно. Эта категория особенно уязвима. Крупно поскандалили накануне? Не таите. Стресс, гнев могут толкнуть человека на самый отчаянный шаг. Кто-то сказал, что видел похожего в районе, где пропавший сроду не бывал? Передавайте поисковикам и оперативникам сразу.

Спустя две недели, как исчез Денис Маркушев (это случилось, напомню, 19 октября), папе звонила незнакомая женщина: именно 19-го днём она встретила «такого же парнишку» на Шишкова возле магазина «О`Кей». Олег Маркушев полиции сразу не сказал, походил по окрестностям сам. И только потом следователи выяснили: через день после пропажи мальчика недалеко от «О`Кей» — на памятнике Славы — по его карте купили автомобильный трос. И хотя Дениса после звонка незнакомки едва ли спасли бы, возможно, смогли бы найти его вещи или другие зацепки. Но состояние отца вы представляете...

— Постарайтесь максимально собраться. Всё, что вы сообщите волонтёрам и оперативным службам, станет служебной информацией, — объясняет Виктория. — Её никому не разболтают. Если мы подключаем СМИ, то обязательно согласовываем с родственниками, какие сведения можно передать журналистам. Это не праздное любопытство, мы оцениваем каждую мелочь как рабочую деталь.

О том, что обязательно надо рассказать поисковикам, смотрите в рубрике «Важно!»

ОШИБКА II

Отказывать волонтёрам в помощи

Чаще всего, объясняют Борис Неупокоев и Виктория Величко, проблемы с видеозаписями с частных камер — магазинчиков, каких-то контор.

— С системой «Безопасный город», как и с МВД и МЧС, у нас заключён договор о сотрудничестве, в любое время суток мы можем запросить у них видео и сразу его посмотреть, — объясняет Борис. — Помню, благодаря этому мы оперативно отыскали маленькую девочку. Она живёт у «Пролетария», вышла из дома, мама не заметила. Это центр, камер там много. Мы сразу в «Безопасный город». Смотрим… А у системы есть возможность идентифицировать объекты по цвету. Малышка же была в яркой красной кофточке. Значит, группируем объекты на мониторе по выборке «красный» — и вот она, наша беглянка, далеко не ускользнула!

А с частниками, говорят добровольцы, беда: «не положено», «только по запросу полиции», «а вы кто такие вообще?» Но полиция в это время может работать с поисками по другому направлению — нюансов-то множество. И в результате — трагедия. Ребята вспоминают очередного «дедушку»: проблемы с памятью, пошёл гулять, и Бог знает где загулялся. Вспоминают — и слёзы.

— Нам удалось восстановить его путь до одного из магазинов «Пятёрочка». Там, спасибо, камеры посмотреть позволили. Видим, старик направился по дороге, по которой можно попасть на остановку. И? А дальше? На чём уехал? Вокруг лес. Недалеко от остановки была организация, наружная камера которой смотрела прямо на дорогу и остановку. Но уже вечер. Нам отказали категорически: только с утра, и то — может быть. Я (это Борис. — Авт.) приехал с утра пораньше, еле уговорил показать видео. И оказалось: дедушка пошёл НЕ на остановку, а чуть в сторону — в лес. Его быстро нашли, но уже было поздно. Экспертиза потом показала, что умер старик ночью.

То же с больницами. По словам ребят, не везде им идут навстречу: «Врачебная тайна!» А когда включается человечность и закрываются инструкции, нередко удаётся спасти жизнь. Так однажды быстро отыскали пропавшего старика.

— Была информация, что у дедушки могут возникнуть проблемы с памятью или внезапно ухудшиться самочувствие, поэтому мы поехали по больницам: показать его фото и описать приметы. В первой же в справочной нам стали отказывать практически в грубой форме. Невероятными усилиями пробились к главному врачу. И тот сжалился. По строжайшему секрету рассказал: слышал, похожего дедулю привезли в другую больницу. Мчимся туда. Точно, наш! Ему плохо стало на улице, подобрала скорая. Записан он был как «неизвестный».

…Полиция не прекращает искать «потеряшку» никогда — ни спустя 10, ни даже 25 лет (в зависимости от возраста, конечно). Активные поиски — по лесам, с собаками и т. п. — через определённое время останавливают. Но в служебных базах человек остаётся. Кроме примет в них хранится биологический материал — волосок, например, который эксперты аккуратно сняли с расчёски после исчезновения. Спустя пять лет родственники могут обратиться в суд, чтобы признать пропавшего умершим. Однако для полиции он и дальше будет в розыске. Случаи, когда люди находились живыми через десятилетия неизвестности, есть. Весной 2018-го в Москве отыскали жительницу Острогожска, которую искали 16 лет. В 2002 году ещё 20-летней студенткой она сбежала из дома после ссоры с родителями, упорхнула в столицу к знакомому, оборвав все связи с роднёй. Родители вскоре перебрались на Белгородчину, но ждать дочь не перестали. И спустя полтора десятка лет на просторах мегаполиса её случайно заметил давний знакомый семьи и узнал…

ВАЖНО!

Как действовать, если исчез человек\

— Прозвоните все его телефоны, а также знакомых, друзей, коллег — весь круг общения, который вам известен. Если пропал ребёнок, наберите учителям, которые у него в авторитете.

— Позвоните в скорую, в бюро регистрации несчастных случаев.

— Если безрезультатно — СРАЗУ в полицию и отряды волонтёров. Как не попасть к мошенникам? ПСО «Черноземье» официально зарегистрирован, его реквизиты в открытом доступе, на сайте, в группах в соцсетях. Уполномоченное лицо — Борис Неупокоев (профессиональный спасатель областной аварийно-спасательной службы). В главке МВД мне подтвердили: эти ребята — их верные помощники, на связи с ними опера круглосуточно. У некоторых есть удостоверения, но добровольцы могут меняться. Поэтому связывайтесь с ними только по официальным контактам и будьте спокойны. «Лиза Алерт» — организация известная, общероссийская, в регионах работают представители. Связывайтесь также по официальным каналам, и вас состыкуют с местными волонтёрами.

— Оперативникам и добровольцам сообщите информацию по максимуму:

1 Когда вы в последний раз виделись/созванивались с человеком.

2. Во что был одет перед пропажей. Опишите подробно не только верхнюю одежду, но и то, что под ней. Вплоть до носков и нижнего белья, если знаете.

3. Особые приметы: шрамы, родинки, татуировки, оригинальная стрижка или цвет волос, особенности фигуры, яркие детали на одежде, обуви, сумке и т. п.

4. Вспомните, какие вещи были у человека при себе — документы, телефоны, деньги, косметика, ключи, брелоки. Внимательно посмотрите, не пропало ли что-то из дома.

5. Какими заболеваниями страдает. Особенно уязвимы люди с психическими расстройствами, гипертонией, недугами сердца, тяжёлой онкологией. Детям и пожилым родственникам хорошо бы купить браслет с навигацией, а в карман одежды вшить (именно вшить, чтобы не выкинул) листочек с фамилией и именем, возрастом, домашним адресом и вашими телефонами.

6. Восстановите в подробностях события последних месяцев и дней: семейные ссоры и мелкие обиды (отказали ребёнку в новой игрушке, например), конфликты на работе, финансовые проблемы. Может, были сильные стрессы и страхи: потеря близкого, развод, предстоящий или уже проваленный экзамен, служба в армии. Всё, что могло серьёзно беспокоить человека. В случае с пожилыми постарайтесь вспомнить, где бабушка/дедушка жили раньше, где похоронены дорогие им люди — дети, супруги. Старики порой бессознательно возвращаются туда, где у них остались воспоминания.

7. В дальнейшем, что-то вспомнив или узнав, немедленно делитесь с полицией и добровольцами: экстрасенсы ли нашаманили, кто-то что-то вскользь написал в соцсетях. Оперативники и поисковики подчёркивают: ЛЮБАЯ информация важна и перепроверяется.


Комментарии (12)

Гость

31.01.2020 16:52

Статья полезная, но к сожалению чаще пытаются найти пропавшего собутыльника и настойчивости им не занимать. Всех поднимут.  После нескольких десятков таких «поисков» поэтому так и реагируют на реально потерявшихся. Исключение конечно дети.

Маркушев Олег

31.01.2020 17:13

Как бы это не звучало,но самое главное в этом деле:ЦИНИЗМ.

Именно цинизм родственников,занимающихся поисками,поисковиков и полицейских.

Именно самые худшие и трагичные версии необходимо рассматривать и отрабатывать в первую очередь,не смотря ни на какие положительные факторы.

Именно цинизм позволит привести мысли и действия к нужным поступкам и решениям.

Надеяться здесь нельзя.Только рассматривать худшие версии и действовать согласно худшим сценариям.

Это позволит ускорить поиски и спасти пропавшего человека.

Tdkfvgbz

31.01.2020 18:35

К сожалению, с розыском пропавших людей в России все очень плохо. Знаю не по наслышке. Два года назад у моей подруги в другом городе пропал сын. Родители тут же подали заявление в полицию, обратились в "Лизу Алерт"". На самом деле, его можно было бы найти уже через 1-2 дня, если бы можно было отследить нахождение телефона пропавшего и движение средств по карте. Так вот оказалось, что родители должны были подать заявление в полицию в Воронеже, откуда полицейские почтой России (в бумажном виде!!!) пересылают розыскное дело в город, где пропал человек. Представляете, сколько времени это может занять, когда важен каждый час! За это время человек может погибнуть. А что делается с его родными?! Я до сих пор с ужасом вспоминаю этот кошмар. Результат: за 8-9 дней пропавшего парня нашли (у него были большие проблемы со здоровьем), но нашли его сами родственники и друзья семьи, подключив все возможные связи и знакомства в полиции. Неофициально родственникам очертили круг возможного нахождения пропавшего в другом городе. Неофициально, по большому знакомству, сказали, что с его карты снимаются какие-то суммы. И тогда в этот город отправился старший брат пропавшего. Он несколько дней прочесывал указанный район города, где отмечался сигнал с телефона пропавшего. И только по счастливой случайности, брат пропавшего, сумел найти его. За это время, розыскное дело еще не дошло до отдела полиции того города, в котором пропал человек. Я не могу передать все то, что пережили за это время родственники пропавшего. Я сделала один вывод: никто, кроме родственников и родных НЕ будет реально искать пропавшего. Или же будут искать с таким опозданием, что будет уже поздно. Желаю, чтобы ни у кого никто не пропадал. А если уж случилась такая беда, начинайте искать сами, подключив всех друзей, родственников, знакомых.