Руководитель департамента образования: «Мы ввели мораторий на плохие оценки»
10 важных вопросов о дистанционном обучении и окончании учебного года в Воронеже и области
Сегодня в Областном доме журналистов руководитель областного департамента образования Олег Мосолов отвечал на вопросы воронежцев – трансляция велась в соцсетях в режиме онлайн. Дистанционное обучение сейчас одна и самых главных «головных болей» для школьников, родителей и учителей – судя по отзывам, которые приходят в редакцию «МОЁ!», здесь царит сплошная неразбериха и, мягко говоря, большие трудности с организацией учебного процесса (подробнее об этом читайте скоро в «МОЁ! Плюс» и в ближайшем номере «МОЁ!»). Корреспонденты «Ё!», которые также слушали трансляцию и задавали свои вопросы, приводят ответы Олега Мосолова на самые важные, на наш взгляд, обращения.
1. С началом дистанционного обучения многих учеников фактически перевели на самостоятельную работу – учителя кидают им задания в мессенджеры или «Дневник. Ру» и школьники выполняют их вместе с родителями. Насколько это оправдано?
– Нет, это неправильно. Дистанционное обучение – это не самостоятельное обучение. Если так происходит – это недоработка школы и конкретного учителя. Учителя обязательно должны находиться в контакте с учениками, давать им обратную связь, проводить уроки. Если родители столкнулись с подобной ситуацией, они для начала должны обратиться в администрацию школы. Если ответа нет – звонить на «горячую линию» нашего департамента, посвящённую дистанционному обучению. Телефон: 210-07-24 (работает по будням с 9 до 18 часов). Ещё один вариант – написать электронное обращение непосредственно в департамент.
2. Как решить проблему с коммуникацией? Чтобы «отловить» домашние задания, родители сутками не вылезают из телефонов, а дети не отходят от компьютеров. Потому что учителя присылают задания в разных мессенджерах и соцсетях. Образовательные платформы, на которых сейчас проводится обучение («Дневник. Ру», «РЭШ» и другие) не справляются с нагрузкой и просто «виснут».
– Да, такая проблема, действительно, была. Сейчас службы поддержки федеральных образовательных платформ, к которым мы обращались, заверили нас, что приложили все усилия к улучшению их работы, и многие неполадки либо уже исправлены, либо будут исправлены в ближайшее время. По поводу коммуникаций – мы выпустили методические рекомендации для учителей по итогам первой недели дистанционного обучения (с ними можно ознакомиться здесь https://vk.com/@education36-distantvrn-recommends). Так вот, одна из рекомендаций – чтобы каждая школа выбрала один основной канал для коммуникаций между учителями и учениками для получения материала и один-два резервных. Также мы рекомендуем администрациям школ установить чёткое расписание – так будет проще и учителям, и ученикам, и родителям. В некоторых школах уже введены так называемые «часы тишины» или «семейное время». Здесь надо проявить себя не только директорам, но и классным руководителям, которые отвечают за оргвопросы в своих классах.
3. У многих воронежских семей есть проблемы с техникой. У кого-то вообще нет компьютера, у кого-то – один на всю семью. Как в этой ситуации организовать дистанционное обучение?
– Согласно данным нашего мониторинга, около 10% школьников в городе и области, это 26 тысяч человек, не имеют дома либо компьютера, либо выхода в интернет. Кроме того, компьютеров нет и у многих учителей. Как быть в этой ситуации. Тут мы предлагаем несколько вариантов. Первый – частично компьютерами и ноутбуками учителей и учеников обеспечивают школы. Таким образом, учителям было передано более 1500 компьютеров, ученикам – 250. Второе – сейчас ведётся активная работа по привлечению спонсорских средств на закупку и поставки техники во временное пользование. Надеюсь, эти поставки начнутся уже со следующей недели. Те семьи, у которых есть проблемы с компьютерами, должны обратиться в администрацию своей школы, поставив её в известность о ситуации. Наконец, третий момент – мы не раз говорили нашим коллегам-учителям, что никто не отменял другие способы дистанционной связи с учениками: это общение по телефону, пролонгированные задания. Задача состоит в том, чтобы сформировать для каждого такого школьника индивидуальную программу обучения.
4. Нас заставляют писать конспекты по музыке и физкультуре. Это правильно?
– Нет, это абсолютно неверный подход. Никаких конспектов быть не должно! Что касается физкультуры, на мой взгляд, задача педагогов сейчас – обеспечить физнагрузку детей в условиях самоизоляции, а не заставлять что-то писать. Это может быть утренняя зарядка, какой-нибудь челлендж. Что касается рисования – опять же, мы рекомендуем блочную схему обучения. То есть, например, проходят ребята какое-то произведение по литературе – предложите им нарисовать к нему иллюстрацию. А не вылепить фигуру из пластилина, которого дома нет, а в магазине не купишь – по крайней мере, именно такие жалобы мне поступали.
5. Правда ли, что итоговая аттестация школьников будет проведена по итогам трёх четвертей?
– Нет, это не совсем так. Мы, во-первых, на период дистанционного обучения вводим мораторий на плохие отметки («двойки»). Во-вторых, по поводу итоговой аттестации правило такое. Если ребёнок плохо учился в четвёртой четверти – тогда итоговую оценку выводим по итогам трёх предыдущих четвертей. Если же он, наоборот, показал хорошие результаты, то при спорных оценках мы рекомендуем брать в расчёт именно четвёртую четверть.
6. Будет ли учебный год закончен досрочно?
– На федеральном уровне регионам предлагали такие варианты – но в зависимости от конкретной ситуации в регионе. Пока мы работаем в рамках дистанционного обучения до 30 апреля – этот срок был установлен указами президента и губернатора в качестве срока максимальной самоизоляции. Затем мы будем смотреть на развитие эпидситуации. Но пока могу вам сказать, что перспективу досрочного завершения учебного года мы не рассматриваем. Потому что, давайте посмотрим правде в глаза – правильно ли будет сейчас бросить детей, чтобы они сидели дома без дела? В общем, пока мы не видим смысла в принятии такого решения. Но, скорее всего, массовые мероприятия в школах – вручения аттестатов – будут отменены.
7. Если ребёнок и его родители отказались от дистанционного обучения – например, потому, что уехали в деревню, где нет интернета, будут ли за это санкции?
– Нет, никаких санкций за это не предусмотрено, в том числе и оставление на второй год. Наша позиция такова: школы должны находить подход и способ дистанционного обучения, который будет удобен для учеников.
8. Будут ли какие-то изменения в проведении ОГЭ и ЕГЭ в этом году? Есть ли у вас опасения, то из-за отсутствия нормального обучения дети плохо сдадут выпускные экзамены?
– Министерство просвещения и Рособрнадзор уже объявили, что в этом году девятиклассники не будут сдавать ОГЭ по выбору, а только два обязательных экзамена – русский язык и математику. Сейчас мы ждём выхода в свет официальных документов, но не думаю, что позиция федеральных структур на этот счёт изменится. Что касается ЕГЭ – начало экзаменов перенесено на 8 июня, и это на сегодня все изменения. В остальном ЕГЭ будет проходить по тем же правилам, что и в прошлые годы. Что касается результатов экзаменов – нет, я уверен, что наши ребята сдадут их хорошо. Во-первых, они готовятся к ЕГЭ уже давно, во-вторых, у мотивированных детей как раз сейчас появился шанс углубленно подготовиться к своим предметам, правильно распределив время. В-третьих, сейчас со школами Воронежа и области мы обсуждаем, как организовать обучение выпускников до конца года. Рекомендуем перевести их на индивидуальное обучение с акцентом на предметах, которые они будут сдавать в формате ЕГЭ.
9. Будут ли всё-таки организованы дежурные группы в детских садах?
– У нас такая возможность предусмотрена, но, и я это подчеркну, в случае крайней необходимости. То есть, когда родители работают на предприятиях, где деятельность не приостановлена и при этом им не с кем оставить ребёнка. При этом есть прямая рекомендация от губернатора работодателям, чтобы они дали возможность хотя бы одному родителю находиться рядом с ребёнком. Поймите, ведь организация дежурных групп – это дополнительный риск инфицирования. Пока в Воронеже работает шесть дежурных групп в частных детских садах, несколько групп открыто в Нововоронеже для работников АЭС.
10. Учителям сейчас приходится едва ли не сложнее всех. Предусмотрены ли для них какие-то поощрительные выплаты?
Мы ежедневно общаемся с администрациями районов, со школами в режиме ВКС (видеоконференцсвязи) и прекрасно знаем обо всех проблемах. Да, учителям сейчас, наверное, сложнее всего. Поэтому за апрель мы предусмотрели всем педагогам компенсационные выплаты за работу в экстраординарных условиях. А для тех, учителей, кто показал наиболее эффективные результаты, мы запланировали и поощрительные премии. Отмечу также, что все зарплаты будут выплачены в полном объёме.
Читать все комментарии