Командующие и потери. К 79-летию создания Воронежского фронта.

7 июля 1942 года во время Великой Отечественной войны был создан Воронежский фронт. Рассказываем про двух военачальников, которые поочерёдно им командовали

07.07.2021 20:20
МОЁ! Online

Читать все комментарии

Войдите, чтобы добавить в закладки

Два генерала. К 79-летию создания Воронежского фронта

История Воронежского фронта необычна тем, что во главе его сменяли друг друга два генерала, каждый из которых успел покомандовать фронтом дважды — Николай Ватутин и Филипп Голиков. Вряд ли большинство воронежцев помнит, кто руководил обороной нашего города и сражением за его освобождение. А ведь, чтобы понять суть тех исторических событий, стоит присмотреться к людям, которые принимали основополагающие решения в этой многомесячной битве.

Создание нового фронта

План летнего наступления, которое немецкое командование готовило на южной части фронта в 1942 году, носил название Blau («Синяя»). Это неброское на первый взгляд название подчёркивало особое значение операции. «Белой» была кампания против Польши. «Жёлтой» — оккупация Бельгии, Голландии и Люксембурга. В результате успеха «Красной» немецкие войска вошли в Париж. «Синяя» должна была сокрушить мощь Советского Союза. И одной из первых целей операции стал прорыв к Воронежу.

28 июня 1942 года фашисты перешли в наступление на Воронежском направлении. Им удалось прорвать оборону наших войск. Возникла непосредственная угроза Воронежу.

Для удобства управления войсками 7 июля был образован Воронежский фронт. Командующим фронтом стал генерал-лейтенант Филипп Иванович Голиков, чья биография весьма примечательна.

До войны Голиков 11 лет прослужил военным политработником, затем попросился на командную должность. В 1940 году стал начальником военной разведки, хотя ранее никакого отношения к ней не имел. В первые дни войны с этой должности его сняли и направили с военно-дипломатической миссией в Англию и США. До назначения на Воронежский фронт Голиков командовал Брянским.

На подступах к Воронежу

Фронт под командованием Голикова должен был остановить врага перед Воронежем. Но сделать это оказалось невозможно. В самом городе войск почти не было. Здесь находились только части ПВО, малочисленные и легковооружённые полки НКВД, бронепоезд и ряд мелких частей.

Войска, сражавшиеся западнее Дона, отступали с тяжёлыми боями. Часть из них попала в окружение. Связь с оставшимися была потеряна. Лишь 8 июля к Воронежу подошла 6-я стрелковая дивизия 40-й армии. Это соединение с боями отступало из района реки Кшень, протекающей по территории современных Курской, Липецкой и Орловской областей. Из более чем 10 тысяч человек в строю осталось 1 400. В Воронеж успели прибыть также два артиллерийских полка и 18-й танковый корпус генерал-майора Черняховского. Всем этим весьма ограниченным, не успевшим полностью собраться силам пришлось принять удар рвавшихся в Воронеж фашистов.

Защитники Воронежа сражались героически, но большую часть города пришлось оставить. Командование фронтом с помощью резервных соединений, подошедших из глубины страны, попыталось освободить Воронеж. Контрнаступление провалилось. Генерала Голикова сняли с должности и назначили с понижением.

Генерал от наступления

14 июля 1942 года командование Воронежским фронтом принял генерал-лейтенант Николай Фёдорович Ватутин. До этого назначения Ватутин опыта командования фронтом не имел. Он занимал ответственные штабные должности и сам напросился в Воронеж. Составляя планы сражений, которые воплощали в жизнь другие, Ватутин был уверен, что может командовать не хуже прежних начальников. Исключительно активный, инициативный и настойчивый, он хотел проявить себя как самостоятельный полководец.

Воронежский фронт получил задачу отразить удары на Борисоглебск и Тамбов. Однако после захвата Воронежа фашисты не планировали здесь активных действий. Враг перешёл к обороне, а свои танковые части перебросил к Сталинграду. Под Воронежем немецкие и венгерские войска должны были только удерживать захваченное.

Войска Воронежского фронта под командованием Ватутина сами попытались проявить активность. Атаки, предпринятые из района Подгорное, успеха не имели. Не привело к освобождению Воронежа и наступление из левобережной части города. Ценой больших потерь нашим войскам удалось только закрепиться на Чижовском плацдарме — окраине правобережья. Тем не менее Ватутин представил на совещании в Ставке очередной план освобождения Воронежа лобовым ударом. При обсуждении плана генерал Рокоссовский высказался против операции. По его мнению, в ходе наступления нашим войскам придётся вначале переправляться через реку Воронеж, а затем пробиваться сквозь подготовленные к обороне городские кварталы. Гораздо удачнее было бы нанести удар северо-западнее Воронежа. В случае успеха противник сам оставит город, чтобы избежать окружения.

Но уверенность Ватутина в успехе заставила Сталина принять его точку зрения. Перед наступлением потребовалось отправить под Сталинград четыре дивизии из состава Воронежского фронта. Вновь встал вопрос об отмене операции. Но Ватутин заверил Ставку, что и оставшимися силами освободит Воронеж.

15 сентября после артподготовки последовала атака. В помощь стрелковым дивизиям был брошен 25-й танковый корпус генерала Петра Павлова. Танкистам пришлось под обстрелом преодолевать реку, а затем атаковать засевшего в городских постройках противника. Оборону немцев прорвать не удалось. Через год, стремясь освободить Киев, Ватутин будет с таким же упорством и с тем же успехом атаковать врага с Букринского плацдарма на Днепре.

Однако неудачная операция Воронежского фронта не была поставлена в вину командующему. Ставка сочла, что активные действия на этом направлении помешали переброске войск врага под Сталинград. Ватутин получил лестное прозвище — Генерал от наступления. 22 октября он уехал из Воронежа к новому назначению — возглавил Юго-Западный фронт.

От победы к поражению

Командующим Воронежским фронтом снова стал Голиков. До конца 1942 года активных действий здесь не было. Войска совершенствовали оборону и вели разведку.

В январе 1943-го Красная армия сокрушила на Дону венгерские и итальянские соединения. Разгром союзников обнажил фланг 2-й немецкой армии, удерживавшей правобережную часть Воронежа. Стремясь избежать неминуемого окружения, фашисты бежали из города. И хотя вражеские соединения сумели пробиться из котла, они вышли из него основательно потрёпанными. Им пришлось бросить большое количество оружия, снаряжения и запасов.

В феврале 1943 войска Воронежского фронта продолжали гнать врага. Они освободили Белгород и Харьков. Наши части, непрерывно наступая в зимних условиях, понесли потери и нуждались в отдыхе. Однако командование продолжило наступление.

Немцы стянули к Харькову танковые соединения и нанесли контрудар.

Эти действия оказались для командующего фронтом неожиданностью. Харьков, начальником обороны которого Голиков назначил своего заместителя генерала Дмитрия Козлова, «героя» обороны Крыма, был оставлен после уличных боев. Белгород фашисты захватили столь быстро, что на окраине города их войска попали под бомбёжку собственной авиации — лётчики решили, что бомбят красноармейцев. В условиях внезапно изменившейся обстановки Голиков растерялся и частично утратил управление войсками. 28 марта года он был снят с должности и больше на фронт уже никогда не направлялся.

Однако сдача Харькова и Белгорода не поставила крест на карьере Голикова. В послевоенные годы он дослужился до звания маршала и должности начальника Главного политического управления Советской армии.

Вперёд, на запад!

А во главе Воронежского фронта второй раз встал генерал Ватутин. После отступления от Харькова войска фронта образовали южный фас Курской дуги. Верный своему стремлению наступать, Ватутин предлагал не засиживаться в обороне, а нанести упреждающий удар. В этом его горячо поддерживал член Военного совета фронта Никита Хрущев. Однако в итоге победила точка зрения Жукова, Василевского и Рокоссовского — встретить немцев подготовленной обороной, обескровить врага и лишь затем перейти в наступление.

Воронежский фронт 20 октября 1943 года был переименован в 1-й Украинский. Под этим названием он завершил Великую Отечественную войну освобождением Праги. Но Ватутину не суждено было дожить до победы. 29 февраля 1944 года командующий фронтом ехал в войска проверить подготовку к очередному наступлению. В селе Милятине (Ровенская область, Западная Украина) его внимание привлекла группа военных. Генерал вышел из машины.

«Кто такие? Почему здесь?! Старшего ко мне!» Ответом были выстрелы. Как выяснилось позже, бандеровцы грабили тут захваченный красноармейский обоз. Увидев генерала, они схватились за оружие. Командующий фронтом получил ранение в бедро. Сопровождающим удалось доставить генерала в госпиталь, но рана оказалась роковой. 15 апреля 1944 года полководец скончался от заражения крови.

Генерал Ватутин с воинскими почестями похоронен в освобождённом Киеве. В Воронеже в память о нём названа улица и установлен бюст.

Подписывайтесь на «МОЁ! Online» в «Дзене». Cледите за главными новостями Воронежа и области в Telegram-канале, «ВКонтакте», «Одноклассниках», TikTok, и YouTube.