Специалисты РАН подсчитали, как упадёт наш уровень жизни в связи с санкциями
По мнению учёных, потенциал «раскрутки» инфляции составляет 35%. При этом доходы большинства россиян расти не будут
Российские власти определяются с первыми контурами перестройки экономики в связи с множественными санкциями в отношении нашей страны. Соответствующие материалы в праздничные дни опубликовал институт народнохозяйственного прогнозирования Российской академии наук, который специализируется как раз на социально-экономическом развитии страны и готовит доклады для правительства России.
На сайте ИНП РАН опубликованы презентации к докладам директора института Александра Широва «Оценка последствий санкционного давления для экономики России» и заместителя директора института Антона Моисеева «Новые ценовые пропорции глобального рынка и новые риски для финансовых регуляторов».
Экономика наших семей на самом деле во многом зависит от глобальных процессов. Поэтому начнём с них.
«В 2021 году на страны НАТО и поддерживающие их страны приходилось 56% российского экспорта товаров и услуг и 50% импорта. Экспорт и импорт в страны ЕАЭС, Китай и ограниченный круг дружественных стран составил 29% и 37% от общего объёма экспорта и импорта», — говорится в презентации.
Соответственно, ИНП РАН прогнозирует в 2022 году спад физических объёмов экспорта (вывоза товаров) на 17%, импорта (ввоза товаров) на небывалые для последних 30 лет 40%. В денежном выражении экспорт, по первым оценкам учёных, сократится на 130 миллиардов долларов, импорт на 185 миллиардов долларов.
Сокращение экспорта это сокращение производства внутри страны. Например, ИНП РАН прогнозирует в 2022 году рекордное падение добычи российской нефти — до 465 миллионов тонн (в 2021 году было добыто 524 миллиона тонн).
Что же в итоге? Без государственной поддержки валовый внутренний продукт, по оценкам учёных, может упасть на рекордные с 1994 года 11,3%. С государственной поддержкой падение ВВП может быть менее критичным — минус 5,5%. Для этого, как считают специалисты, нужно увеличивать государственный спрос, инвестиции (вероятно, во многом также государственные), а также финансово поддерживать население, чтобы формировать спрос на товары и услуги. Найдутся ли на это деньги в бюджете — вопрос пока открытый, ответа на него в докладах нет.
Потенциал инфляции, вызванной именно санкциями, специалисты оценивают примерно в 35%. Правда, к счастью, не в годовом выражении, а в накопленном. То есть, вероятно, не только за нынешний год.
В итоге, как говорится в докладе Антона Моисеева, россиян ждёт примерно 20-процентное падение уровня жизни. «Номинальные траты не будут расти вслед за ценами. Следовательно, эффект будет структурный, он будет выражаться в падении качества сырья, оборудования, труда», — говорится в докладе.
Резонный вопрос — когда же наступит первый просвет? Или, если перефразировать, когда мы нащупаем дно и оттолкнёмся от него? Учёные считают, что это случится минимум через 2 — 3 года. И что всё зависит от того, какой путь на нынешней развилке выберут российские власти. Путей же два — «новая экономическая политика» и «мобилизация». У каждого из них есть свои плюсы и минусы.
«НЭП» — это рыночные принципы. Так как сейчас возникнет дефицит различного сырья, оборудования, деталей, продуктов и товаров, который мы не сможем быстро заместить, то, соответственно, всё это резко вырастет в цене. Это, с одной стороны, приведёт к высокой инфляции и быстрому падению уровня жизни. Но, с другой стороны, позволит с помощью рыночных механизмов быстро, за 2 — 3 года, заместить импорт. Соответственно, после этого возможен уже рост уровня жизни россиян. Но с весьма низкой базы.
«Мобилизация» — это политика сдерживания. То есть переход к государственному вмешательству в ценообразование и распределение товаров, а также к контролю над движением капиталов. С одной стороны, как считают специалисты, это понизит инфляционный фон. С другой стороны, создаст «долгий фон дефицитов», а снижение уровня жизни продлится не 2 — 3 года, а 6 — 8 лет.