РАССЛЕДОВАНИЕ «МОЁ!»: «Хозяин дороги даже скорую к ребёнку не пустил!»

Жители коттеджного посёлка в пригороде Воронежа пятый год добиваются возможности спокойно добираться до своих домов

17.07.2022 11:12
МОЁ! Online
52

Читать все комментарии

Войдите, чтобы добавить в закладки

Читайте МОЁ! Online в
В Воронеже жителей элитного поселка не пускают домой, заставляя платить за проезд по дороге

«Мы мечтали о красотах природы, а стали заложниками, которых поставили на счётчик», — скажут мне местные. На въезде в поселок Изумрудный — КПП: шлагбаум, будка, в будке — дядя, нажимает на кнопку «Поднять/опустить». У каждого жителя есть брелок, с помощью которого он сам этот шлагбаум открывает. Пять лет назад у обитателей улицы Бирюзовая брелоки стало клинить. «А вы должник!» — объявлял дядя в будке. — «Заплатите за дорогу — тогда и катайтесь».

Поймите и заплатите

Изумрудный — посёлок условный. По факту мы в деревне Медовка Рамонского района. В 2000-х Медовку постигла судьба многих симпатичных деревушек: куски самой сладкой земли бывших колхозных пирогов стали пилить частники. От Медовки порцию отрезал бывший военный, офицер — Николай Тихонович Литвинов. Скупил сотни гектаров паёв, покрошил на мелкие кусочки и вместе с сыном Николаем Николаевичем стал продавать. Угодья назвали коттеджным посёлком, повесили табличку с названием — всё. Самостоятельного населённого пункта или хотя бы некоего товарищества собственников «Изумрудный» в Рамонском районе нет. Те, кто купил участок частной земли, официально — жители Медовки и зарегистрированы — в Медовке.

В посёлке живут и семьи с детьми, и одинокие пенсионеры, и соотечественники — переселенцы из Азии.  Фото Александра ЗИНЧЕНКО

Продавать в Изумрудном делянки под застройку начали в 2013 году. Первые поселенцы вспоминают: дороги тогда не было, только грунтовка посреди поля. Екатерина Снегова — одна из тех, кто влюбился в деревенские пленэры:

— У нас ребёнок, мы мечтали о загородной жизни. В Изумрудном нам очень понравилось. Продажи тогда шли через некую ассоциацию содействия землевладельцам и домовладельцам «Изумрудное» — сокращённо АСЗД. Офис в Воронеже, на улице Жукова. Мне показывали генеральный план, обещали — будет огороженная территория, сад, школа, парк. И конечно, асфальтированная дорога с тротуарами, велодорожками, газонами. Поэтому мы, да и многие другие, купили землю именно в Изумрудном, а не просто в деревне Медовка, хотя выходило почти втрое дороже.

По словам Екатерины, тогда стандартный участок в 12 соток в посёлке стоил порядка 500 — 600 тысяч рублей, а в «просто деревне» — тысяч 200. Сейчас 200 тысяч — это минимальный ценник ОДНОЙ сотки в «Изумрудном», в Медовке можно найти и за 70 тысяч.

В 2014-м семья Снеговых купила участок. И по словам жителей, никто и словом не обмолвился о том, что за право ездить по будущему асфальту придётся платить. В договоре купли-продажи об обременениях ни строчки.

Дорогу на Бирюзовой улице за 2016 — 2017-й построили, а в конце 2017-го на въезде в посёлок нарисовался шлагбаум с объявлением: «Уважаемые собственники! Просим Вас (сахарная вежливость, ага — Авт.) оплатить целевые и годовой взнос за 2017 г. до 16.11.2017. После указанной даты въезд на территорию будет ограничен. Спасибо за понимание!».

Тогда у бирюзовцев и стали клинить брелоки.

Разбирайтесь сами

6 июля, 8 утра, мы стоим в полусотне метров от шлагбаума — в начале Бирюзовой. Местным есть что вспомнить:

— Приходилось оставлять машины и топать домой по обочине — обещанных тротуаров-то нет. У кого есть жильё в Воронеже — ехали туда и ночевали там. Бывало, на КПП не пропускали курьеров из служб доставки, почтальонов. А как-то развернули скорую, которая ехала к больному ребёнку!

28 сентября 2018-го один из жителей Бирюзовой, которого не пропустили домой, вызвал полицию. Но участковый Галкин А.Ю. пропел мантру о священности частной собственности. При этом его волновали права собственника дороги и не беспокоили права собственника дома.

Сейчас в должниках, объяснит мне позже юрист владельца дороги Максим Шедогубов, порядка сотни человек: якобы ещё в 2012 году были УСТНЫЕ уговоры с людьми, что они возместят траты на дорогу, но обещаний своих не сдержали.

— С кем договаривались тогда? — народ у меня спрашивает. — Тут и не жил ещё никто, межевой план появился только в ноябре 2012-го.

Жители Бирюзовой разослали десятки петиций в чрезвычайно важные кабинеты — от Рамонской администрации и областного ДИЗО до Следственного комитета лично Бастрыкину. В ответах хор «участковых Галкиных»: частная собственность, разбирайтесь сами.

«Откуда столько?»

Ассоциация «Изумрудное» с директором Николаем Тихоновичем Литвиновым — это как бы местная управляющая компания. Люди платят членские взносы, и из общего котла берутся деньги на нужды посёлка. В ноябре 2016-го возникает ещё одна ассоциация — «Бирюзовая», с тем же директором — с посылом на решение проблем жителей одноимённой улицы.

По документам, которые удалось раздобыть местным жителям, ту самую дорогу построила именно ассоциация «Бирюзовая», от её имени заключались договоры с подрядчиками. Есть протокол общего собрания собственников Бирюзовой улицы от 25 июня 2016-го, по которому выходит, что жителям продемонстрировали смету: будущая дорога выльется в 22 миллиона 226 тысяч 100 рублей. И якобы на том же собрании некие 60 жителей большинством голосов решили: деньги Литвиновы будут тратить кровные, а народ скинется и компенсирует меценатство.

В том же году людям стали прилетать первые письма счастья — правда, почему-то от ассоциации «Изумрудное». Счета за «целевой взнос на строительство дороги» — по 70 — 100 тысяч, в зависимости от того, у кого сколько соток. Некоторые перечислили деньги, не разбираясь, было что. Другие не стали:

— Мы не понимаем, почему должны платить бешеные суммы без чётких обоснований. Вразумительных расчётов, откуда взялись 22 миллиона, нам до сих пор не показали.

А в 2019-м местных стала спамить уже ассоциация «Бирюзовая» и почему-то от имени Литвинова Николая Николаевича — сына директора. Из этих «уведомлений», по словам жителей, они и узнали: дорога его собственная. А в июне прошлого года от Литвинова в Коминтерновский суд поступил первый иск к одному из жителей Бирюзовой «о взыскании неосновательного обогащения». 117 тысяч рублей — якобы долг за пользование дорогой за последние три года с процентами. Суд встал на сторону Литвинова. И иски пошли массово.

— «Вы дураки», говорили нам юристы, к которым мы стали обращаться. Ну да, дураки. Перед покупкой участков не додумались лезть в кадастровые записи и проверять, кому принадлежит ДОРОГА. Тем более никто ни о чём нас не предупреждал.

Жители Бирюзовой собрали массу документов, чтобы отстоять своё право пользоваться дорогой. Фото Александра ЗИНЧЕНКО.

Благородный самострой

На строительство дороги нужно получить разрешение — в нашей истории его должен был выдать Новоживотиновский сельсовет. Теперь представьте, что дорога — это торт, в котором асфальтовое полотно — верхний корж. Так вот, этот «корж» — юридически отдельный объект. Уже готовый, его нужно оформить в собственность — зарегистрировать в Росреестре. Асфальтовое полотно на Бирюзовой появилось в 2017-м. А 13 сентября 2019-го в Рамонский районный суд поступает иск от Литвинова Николая Николаевича к Новоживотиновскому сельсовету о том, чтобы право собственности на дорогу признали за ним. Литвинов говорит, что построил дорогу на свои деньги, только без разрешения на строительство. Она безопасная, ничьих прав не нарушает, и, поскольку иначе такой благой, но всё же произвол не зарегистрировать, он — Литвинов — пришёл в суд.

На заседание является местный глава Александр Суворин и с ходу иск признаёт. Никого не удивляет, почему посреди населённого пункта «деревня Медовка Рамонского района» некто без вразумительных проектов построил дорогу. Никто не задаётся вопросом, откуда упала данность, что она «безопасная» и «правовая». 1 ноября судья Елена Попова стучит молоточком, Литвинов-младший становится владельцем дороги. И получает право брать с людей деньги за проезд.

— Что ж разрешение на строительство не оформили? — спрашиваю юриста Максима Шедогубова, который представляет интересы Николая Литвинова в судах с жителями Бирюзовой.

— Забыли!

— Что ж вы дорогами разбрасываетесь, — спрашиваю главу сельсовета Александра Суворина.

— А мне своих хватает!

Такая арифметика

По данным Росреестра, площадь дороги имени Николая Николаевича Литвинова — 28 тысяч 443 «квадрата» с кадастровой стоимостью 7 миллионов 555 тысяч 261 рубль и 47 копеек. В декабре прошлого года Литвинов провёл экспертизу, чтобы просчитать её рыночную годовую аренду. Эксперты вывели 4 миллиона 49 тысяч 760 рублей. Литвинов разделил их по-братски на число участков на Бирюзовой — 189. Получилось 21,4 тысячи в год или 1 785 рублей в месяц с собственника. В суде он требует «долги» за пользование дорогой с процентами за последние три года — это срок исковой давности. Люди в расчеты не верят.

По словам жителей, в генплане были нарисованы тротуары, газоны и велодорожки. А получилось вот что. Фото Александра ЗИНЧЕНКО

— Более того, все годы мы делали членские взносы в ассоциацию «Бирюзовая», за счёт которых эта дорога содержалась. Хотя, как объяснил нам адвокат, есть 210-я статья Гражданского кодекса, по которой бремя содержания имущества несёт его собственник, если в договоре не прописано иное.

…Но дело не только в деньгах.

— Частная собственность неприкосновенна — это верно, — соглашается адвокат жителей улицы Галина Белик. — И согласно 65-й статье Земельного кодекса использование земли в России является платным. То есть построить дорогу, оформить её в собственность и брать деньги за проезд по ней — вполне в рамках закона. Нарушение прав — это когда с его помощью начинают чинить препятствия и лишают людей возможности пройти или проехать к себе домой. Жители Бирюзовой проводили независимую экспертизу. Вывод: у них нет другой возможности попасть к своим домам, кроме как по этой частной дороге.

Николай Литвинов со мной пообщаться не смог. Командировал к юристу Максиму Шедогубову:

— Есть категория людей, которые считают, что им все должны, и забывают: мы живём не при коммунизме. Сначала отказываются платить членские взносы, потом возмущаются. Дорога не соответствует генплану? Генплан — это идеал.

— Почему к домам их не пускают?

— Это у них брелоки клинит. И что касается социальных служб — почты, скорой — никаких препятствий никто не чинит, доказательств этому нет. Сейчас с жителями практически достигнуты соглашения по сервитуту. Его стоимость будет рассчитываться так: 22 миллиона, потраченные на строительство дороги, делятся на общее количество соток на улице — получается порядка 8,5 тысячи с сотки. И каждый собственник единоразово заплатит, исходя из того, сколько у него соток. Никто никого не обманывал и не собирается. Мы даже не стали ничего индексировать, хотя сами знаете, какая инфляция. И долги простим. Пошли навстречу людям.

Но ушли пока не особо далеко. Днём 7 июля вроде как «достигались соглашения», а в восемь вечера на КПП посёлка приехала полиция в лице сержанта рамонской ППС Тимченко В.В. На 02 позвонил владелец участка на Бирюзовой Виктор Загорский, которого не пропустили через шлагбаум. У него тоже есть «долг за дорогу». В областном главке МВД мне сообщили, что по истории с Загорским проводят проверку.

Полную версию текста, о том, почему жители не могут ездить в объезд платной дороги, а также советы юриста, как не попасть в подобную ситуацию при покупке дачи или частного дома, — читайте прямо сейчас в «МОЁ! Плюс».

Подписывайтесь на «МОЁ! Online» в «Дзене». Cледите за главными новостями Воронежа и области в Telegram, «ВКонтакте», «Одноклассниках», а видео смотрите в RuTube и «VK Видео».