Как воронежцам избежать обмана во время интернет-покупок

Расскажем о мошеннических схемах, которые используют недобросовестные продавцы, и о том, как закон «О защите прав потребителей» защищает покупателей

29.05.2023 19:31
МОЁ! Online
4

Читать все комментарии

Войдите, чтобы добавить в закладки

Как воронежцам избежать обмана во время интернет-покупок

За последние пять лет число покупателей интернет-магазинов в России выросло почти вдвое — такую статистику приводит «Яндекс.Маркет». Почти 60% горожан в возрасте от 16 до 55 лет оформляют покупки онлайн не реже двух раз в год. Из них 30% делают заказы как минимум раз в неделю.

Неудивительно, что с повышением спроса на услуги маркетплейсов растёт и количество преступлений, связанных с онлайн-торговлей. По статистике МВД РФ, за 10 лет их количество выросло… в 27 раз. Наступает пора проводить для людей уроки финансовой грамотности при покупках в сети Интернет. Посмотрим, что говорят представители торговых площадок и Роспотребнадзора о том, как не потерять деньги в онлайн-пространстве, какие возможности для безопасных покупок предоставляют честные интернет-магазины и какие возможности для защиты своих прав есть у покупателей.

Какие методы получения ваших данных используют мошенники?

1. Взлом. Злоумышленники могут завладеть персональными данными и данными банковских карт, которые часто бывают привязаны к профилю в личном кабинете. Как этого избежать? Регистрируясь на сайтах, не используйте простые пароли (123456, например); не используйте одинаковые пароли на разных сервисах. Чтобы не забыть пароль, придумайте шаблон, чтобы пароли были похожи, но всё равно отличались какой-то буквой или цифрой. Это усложнит жизнь злоумышленникам, для многих из которых главное — сделать всё быстро. Но лучшая защита — настроить во всех сервисах, которые это предоставляют, двухфакторную аутентификацию. Чтобы доступ в личный кабинет осуществлялся не только по логину-паролю, но и плюс ко всему по коду из SMS. И главное: если вы подозреваете, что профиль могли взломать, обратитесь в службу поддержки и срочно смените пароль.

2. СоцинжЕнерия. Самое слабое звено в системе защиты информации — человек. Зачастую злоумышленники даже не связываются со взломом техники, а получают необходимые им данные от самих людей. Социнженерией называют различные психологические методики и мошеннические приемы, целью которых является получение конфиденциальной информации о человеке обманным путем. Информация любая: логины/пароли, личные интимные данные, компромат, номера банковских карт и всё, что может принести финансовые или репутационные потери. Как избежать? Не поддавайтесь на манипуляции. Если вы видите, что вас торопят, пытаются давить на жалость, запугать или запутать, вызвать эмоции, всё это должно насторожить. Лучше оборвать связь с собеседником, который манипулирует вами.

3. Парсинг. Злоумышленники часто оперируют персональными данными: они обращаются к вам по имени, называют имена ваших близких родственников, знают место вашей работы. И таким образом втираются в доверие, оперируя достоверными фактами. Как избежать? Эти данные вы предоставляете им сами, заполняя анкеты профиля в социальных сетях. Если знать, где искать, злоумышленники могут набрать много персональной информации и использовать её против вас. Поэтому личные данные в сети лучше напоказ не выставлять.

4. Фишинг. Это вид интернет-мошенничества, целью которого является получение доступа к конфиденциальным данным пользователей — логинам и паролям. Злоумышленники создают поддельный веб-ресурс, имитирующий сайт банка, интернет-магазина или другой организации. Когда человек переходит на эту фейковую веб-страницу, его просят ввести свои данные: логин и пароль, номер карты и т. д. Эта информация отправляется прямиком к мошенникам. Как избежать? Не переходите по незнакомым ссылкам.

Правила безопасных покупок в интернет-магазинах

Чтобы обезопасить себя при интернет-покупках, достаточно соблюдать несколько правил.

  • Не переходите по ссылкам на внешние сайты, если вам прислало эту ссылку неизвестное вам лицо. 
  • Не диктуйте и не высылайте никому личные данные — CVV/CVC-код банковской карты, коды из SMS от банка или других сервисов. 
  • Избегайте покупок товаров по слишком заманчивым ценам. 
  • Ознакомьтесь с положением о конфиденциальности. Надёжные интернет-магазины должны иметь понятное положение о конфиденциальности. В противном случае это может являться подозрительным сигналом. 
  • Проверьте адрес и телефон. Работающие легально розничные продавцы обычно указывают контактный номер и физический адрес. Прежде чем переводить деньги продавцу, убедитесь, что он существует. Введите адрес в поисковую систему и получите данные о местоположении магазина. Мошенники либо не указывают свой адрес, либо используют поддельный. 
  • Ознакомьтесь с отзывами в интернете. Надежные сайты с отзывами могут дать вам представление о честности продавца и о мнении других покупателей о нём. 

Правила безопасных покупок вещей на сайтах объявлений

Как рассказал директор департамента безопасности и доверия пользователей «Авито» Андрей Рыбинцев, сайты объявлений большое внимание уделяют безопасности покупателей. Если вы хотите что-то купить с рук:

  • обращайте внимание на синюю галочку в профиле продавца: это значит, что продавец с помощью документов или личной страницы на «Госуслугах» подтвердил свою личность; 
  • общайтесь только в мессенджере, который находится на сайте объявлений. Это система, которая сама находит подозрительные сообщения и блокирует их. Поэтому мошенники часто предлагают продавцам или покупателям на сайтах перейти для общения в другие мессенджеры. Не нужно делать этого; 
  • многие сайты объявлений предоставляют услугу доставки. Они становятся гарантами того, что покупатель получит товар, а продавец — деньги. Самый безопасный способ передачи товара — воспользоваться этой услугой. Также можно воспользоваться услугами «Почты России». 

Как закон «О защите прав потребителей» работает в онлайн-торговле?

Граждане засыпают Роспотребнадзор жалобами на онлайн-магазины. Основные претензии: продавец не доставил заказанный товар, доставил, но не в срок, привёз, но не то, что нужно.

— Закон о защите прав потребителей вступает в силу, когда вы заключаете договор с юридическим лицом или ИП, — рассказывает замначальника отдела надзора по защите прав потребителей Роспотребнадзора Любовь Куракина. — Поэтому Роспотребнадзор рекомендует: проверяйте, с кем вы имеете дело. Продавец должен быть или ИП, или юридическим лицом. Когда вы переводите средства на карту физлица, будет сложно доказать, что у вас с ним торгово-денежные отношения. Делать это придётся в судебном порядке.

Закон «О защите прав потребителей» позволяет покупателю отказаться от товара в любое время до его передачи, а после передачи товара — в течение 7 дней. При отказе потребителя от товара продавец должен возвратить ему денежную сумму, за исключением расходов на доставку. Сумма должна быть переведена в течение не более чем 10 дней. Не подлежат возврату только товары, созданные на заказ. Например, платье, сшитое по вашим меркам, или изготовленный по индивидуальным параметрам стол.

Потребитель по закону имеет право получить товар на тех условиях, которые были озвучены продавцом. Бывает, что недобросовестные продавцы размещают заведомо заниженную цену, а затем предлагают товар по другой цене. Принудить к заключению сделки можно в судебном порядке.

Обратите внимание: при доставке товара обратно услуги по доставке возлагаются на потребителя. Возврат товара возможен только в случае, если сохранён товарный вид (предмет не испачкан, не поцарапан, не порван и т. д.).

НА ЗАМЕТКУ!

Продавать товары в интернете могут либо непосредственно продавцы (интернет-магазины), либо агрегаторы (крупные торговые площадки, на которых выставляют свои товары сотни продавцов). Продавец — непосредственный участник сделки, а агрегатор (он же маркетплейс) является лишь посредником между покупателем и продавцом. При возникновении споров по качеству товара претензии следует предъявлять продавцу, а не агрегатору. 

Подписывайтесь на «МОЁ! Online» в «Дзене». Cледите за главными новостями Воронежа и области в Telegram-канале, «ВКонтакте», «Одноклассниках», TikTok, и YouTube.