Как приучить ребёнка к труду

Многие родители хотят, чтобы их дети мыли за собой посуду и убирали в своей комнате

01.06.2023 20:02
МОЁ! Online
1

Читать все комментарии

Войдите, чтобы добавить в закладки

Рассказываем, как сделать так, чтобы ваши дети не разбрасывали игрушки, мыли за собой посуду и убирали в своей комнате.

Принцип трёх «П»

Это Понятность, Предсказуемость, Последовательность. В каждой семье есть ­ иерархия, обычно во главе стоят папа и мама.

Они решают, какими будут законы в семье, и они же отвечают за их исполнение. Не дети, а мама с папой.

Подумайте, какие законы вы хотите ввести в своей семье, какие в ней уже действуют?

Законы хорошо исполняются, когда основаны на ценностях и убеждениях, когда за ними не скрывается двойное послание, когда все члены семьи верят в их смысл.

Например, ценности и убеждения в семье: помогать другим, заботиться о других и о себе.

Законы:

  • Обязанность детей после еды убирать и мыть за собой посуду.
  • Приходя из школы, дети должны переодеться и повесить школьную форму в шкаф.

В идеале, если сами родители разделяют эти убеждения и поступают так, как учат детей, то есть следят за своей одеждой и помогают друг другу в домашних делах, трудностей и вопросов с исполнением подобных правил не возникает.

Когда начинаются проблемы

  • Когда целью родителя становится не привить ребёнку полезный навык, а настоять на своём, вступить в борьбу и одержать верх.
  • Когда стремление к чистоте становится навязчивостью, и, вместо того чтобы выслушать своё чадо в конце дня, разделить его тревоги и успокоить, родитель отфутболивает его, выставляя бесконечную череду требований.
  • Когда требования выдвигаются непоследовательно и всё время меняются: если сегодня у мамы хорошее настроение, оказывается, посуду можно и не помыть, лишний час посмотреть телевизор; завтра уставшая и раздражённая мама одёргивает за малейшую оплошность, припоминая все прошлые провинности.

«П» первое: ПОНЯТНОСТЬ

Знает ли ваш ребёнок, что входит в его обязанности, когда и как он должен их выполнять, и, главное, согласен ли он с этим?

Часто оказывается, что в голове у родителя есть идея, что ребёнок сам должен знать, что нужно сделать, а главное, хотеть этого. Родители спрашивают: «А что, ты сам не знаешь? Неужели непонятно?»

Это неконструктивный способ общения: эмоциональная связь между родителем и ребёнком нарушается, ребёнок слышит претензию, ещё не имея возможности ничего исправить, он уже виноват и чувствует себя плохим. А родители — недовольные «полицейские».

Конструктивным будет собраться всем вместе и доброжелательно обсудить правила и законы, которые действуют в семье или будут отныне действовать. Важно услышать всех «недовольных», дать всем высказаться, аргументировать и показать веру в непреложность данного правила. А когда оно всем понятно и с ним согласны, добиться, чтобы оно прижилось и стало при­вычкой.

Законов и правил не должно быть слишком много. Это тоже закон. Но те, что были заявлены, должны неукоснительно выполняться.

Не ждите, что дети с горящими глазами бросятся мыть посуду. Возможно, так и будет иногда, если вы станете поощрять детей, отмечать их самостоятельность.

Но иногда будет и иначе: дети станут отлынивать, приводить аргументы, что устали, не могут и вообще хотят спать.

Помните, что никто не рождается с привычкой к чистоте и любовью к труду. Эти навыки прививаются в семье долго, потребуется много терпения и понимания.

«П» второе: ПОСТОЯНСТВО

Каждый раз придётся следить и добиваться, чтобы однажды провозглашённый закон действовал. Когда шутками и уговорами, когда с помощью твёрдости и строгости. Вкладывая немало сил, времени и энергии. Это и есть родительский труд.

Приготовьтесь к тому, что посуда окажется вымыта неидеально, будет биться, ребёнок намокнет. Но если вы проявите терпение и понимание, однажды он научится делать хорошо.

Не всё получается с первого раза, и сопротивление ребёнка придётся принимать, и тут важно уметь справиться со своими чувствами: с собственным раздражением, с желанием побыстрее сделать всё самому.

Справляться со своим состоянием помогает сочувствие — к себе самому и к ребёнку. Вспомните, как трудно бывало вам, к примеру, выходить по утрам на пробежку. Каждый раз преодолевая лень. Наверняка у вас есть опыт того, что и вы не справлялись, уставали и забивали на свои решения. Вы, взрослый разумный человек! А каково это всё ребёнку? Представьте, что вам нужно покрасить стены и потолок в комнате, а вы никогда раньше этого не делали. Сколько краски пролилось бы зря, как бы вы сами измазались, а главное, что бы чувствовали в этот момент! И опытный маляр, который показывал и рассказывал бы, что нужно делать, спокойно выдерживая вашу «практику», помог бы вам больше, чем тот, кто ругал бы за каждый промах.

«П» третье: ПРЕДСКАЗУЕМОСТЬ

Если родитель то добрейший человек, то кричит благим матом, если сегодня он следит за исполнением правил, а завтра о них забывает, то навык трудиться не формируется, а психика ребёнка травмируется. Все силы ребёнка тратятся на то, чтобы предугадать реакцию родителя и подстроиться под неё, а не на то, чтобы овладеть умением.

Если ребёнок знает, что каждый раз после того, как закончится ужин, мама и папа не забудут о мытье посуды, то скоро и сам будет об этом помнить, у него сформируется привычка.

А если процесс мытья посуды будет сопровождаться положительными эмоциями, когда родители его поддерживают и шутят, например, то такая привычка станет внутренней ценностью уже для самого ребёнка и, возможно, он воспроизведёт этот опыт уже в своей семье.

Если навыки прививаются в насильственной манере, то реакцией может стать протестное поведение. И ребёнок будет демонстративно разбрасывать мусор и валяться непереодетым, забивая на правила.

У вас в семье происходит что-то подобное? Это тревожный сигнал. Возможно, вы как родитель не справляетесь с собой, со своими переживаниями, раздражение и злость проскальзывают в ваших реакциях. А ребёнку поэтому хочется мстить и протестовать.

В тему: что поручить малышу

Многие психологи считают, что приучать ребёнка к труду можно уже с 2 — 3 лет. Например, попросить малыша принести тот или иной предмет, поставить ровно ботиночки после прогулки, повесить свою курточку на вешалку (если она, конечно, расположена на уровне роста ребёнка). А дети постарше, 4 — 5 лет, должны убирать свои игрушки, складывать вещи, кормить питомцев, помогать убирать посуду со стола, помыть за собой чашку.

Подписывайтесь на «МОЁ! Online» в «Дзене». Cледите за главными новостями Воронежа и области в Telegram, «ВКонтакте», «Одноклассниках», а видео смотрите в RuTube и «VK Видео».