Звонарь в колонии: как воронежский осуждённый стал «Человеком-оркестром»
Меньше месяца тому назад стало известно, что Виталий Бобров стал лауреатом всероссийского конкурса колокольного звона
Если со стороны улицы Индустриальной, расположенной на окраине Семилук, к центру города плывёт колокольный звон, значит, отбывающий наказание в здешней ИК-1 Виталий Бобров — на своём посту. Он вообще «человек-оркестр»: староста общины при храме во имя святителя Николая Чудотворца, пономарь, звонарь, руководитель ВИА колонии, искусный резчик по дереву, лучший друг голубки Джу. И это ещё не всё — в прошлом году Виталий победил в номинации «Оперный вокал» на Дельфийском чемпионате среди осуждённых. А недавно стало известно об очередной его победе на российском уровне. Подробности — в репортаже «МОЁ!».
Решаемый пример
В исправительной колонии (ИК-1) УФСИН России по Воронежской области осуждённый за убийство 40-летний житель Лисок Виталий Бобров не столько сидит, сколько... стоит.
Каждые утро и вечер он проводит службы в здешнем храме во имя святителя Николая Чудотворца, открывшемся в 2003 году. Настоятель храма иерей Борис ФИЛАРЕТОВ служит тут дважды в месяц. Он-то и благословил Виталия делать это в своё отсутствие.

Прихожан в ИК-1 немного, постоянно посещают храм 20 — 25 человек, но теперь, возможно, их станет больше. И вот почему. Как отметил в беседе с корреспондентом «МОЁ!» священнослужитель, «главное — что Виталий своим примером приводит сюда других осуждённых, которые пока не приобщились к храму. И чтобы это случилось, им нужен какой-то лидер, кем для них он и является».
Вообще, жизнь Виталия за решёткой (у него две «ходки» — первая за разбой, вторая — за убийство, на 12,5 года, освободиться он должен в 2026 году), возможно, лучший пример того, как человек может попытаться круто поменять свою жизнь.

Звонкая победа
Меньше месяца тому назад стало известно, что Виталий Бобров стал лауреатом всероссийского конкурса колокольного звона среди осуждённых, который проводился впервые.

— В апреле 2023 года в наше региональное управление пришла бумага из ФСИН России о проведении первого всероссийского конкурса колокольного звона среди осуждённых, в котором участвовало 17 территориальных органов ФСИН России, — рассказывает начальник отдела по воспитательной работе с осуждёнными ИК-1 УФСИН России по Воронежской области Михаил ФРИДМАН. — Виталий Бобров более пяти лет является старостой храма во имя святителя Николая Чудотворца и одновременно звонарём. Разумеется, с кандидатурой у нас не было проблем. Конкурс проводился в режиме онлайн, мы сняли трёхминутное видео его колокольного звона, смонтировали ролик в нашей студии кабельного телевидения и отправили на конкурс. Сначала звон был отобран на всероссийский конкурс от всех учреждений нашего региона, причём Виталий выбрал самую сложную номинацию — «Фестивальный звон», то есть импровизацию. И в итоге стал в ней лучшим, завоевав звание лауреата I степени, за что был поощрён руководством колонии. А в 2022 году Виталий участвовал во всероссийском мероприятии — Дельфийском чемпионате среди осуждённых — и победил в номинации «Оперный вокал». В 2024 году он собирается подать заявление о замене неотбытой части своего срока более мягким видом наказания — принудительными работами. Мы, конечно, поддержим его в этом.
Храм как... мама
Между тем возле небольшого храма, окружённого уютным двориком с купелью, крошечным прудиком с тремя черепахами и густо засаженным цветами и деревьями, собирались осуждённые, которые готовились к утренней службе. Сегодня её вёл иерей Борис Филаретов, а помогал ему Виталий Бобров.
Родился он в городе Кандалакше Мурманской области, окончил там музыкальную школу, пел в различных хорах, но первая ходка за разбой перечеркнула все планы. После освобождения пробовал себя в разных сферах, одно время даже был директором кладбища. Женился и с семьёй перебрался в Воронежскую область в город Лиски. И вот — новый срок. В ходе бытовой разборки убил первого мужа своей супруги. Так он оказался в ИК-1 Семилук. И практически с первых месяцев пребывания решил в корне изменить жизнь.

Корреспондент «МОЁ!» долго общался с Виталием, и, думается, будет вполне уместно привести его монолог:
— Я почти уже шесть лет и звонарь нашего храма (знаю шесть видов колокольных звонов, учился этому сам), и чтец, и пономарь, пою на клиросе, убираю, готовлю храм к службам. Когда оказался в Семилуках, пытался изучать древнегреческий язык, мечта моя была — жить в Греции. Хотел даже разводить белых кенгуру, но это уж слишком далёкая мечта... Поскольку имею музыкальное образование, мне проще было освоить ремесло звонаря. После освобождения мечтаю петь в церковном хоре. Но даже тогда, когда я стану свободным человеком, не брошу этот храм и буду приходить в него уже с той стороны «колючки». Он для меня родной, как мама. Хочу поступить в духовную семинарию, но не уверен, что с моей тяжёлой статьёй это возможно. До того как я попал за решётку, особо верующим человеком не был. За те почти шесть лет, что нахожусь при храме, я сильно изменился, прежде всего у меня пропала агрессия. По молодости лет, бывало, если что не так, сразу норовил помахать кулаками, а теперь это ушло. Хватает терпения дослушать оппонента, признать свою неправоту, чего никогда не сделал бы раньше. Поменялось и отношение к семье — у меня жена, две дочки и сын. Если в плане воспитания у меня раньше что-то иногда выходило слишком «размашисто», то сейчас объясняю им, что отношение с людьми важно строить без агрессии, уважительно, чтобы от вас не исходило обратное зло в сторону тех, кто иногда нам его приносит. Если бы мне в детстве вкладывали всё это (родню свою не знаю вообще, кроме мамы), может быть, не попал бы за решетку. Жена часто повторяет мне, что таким, какой я сейчас, она мечтала меня видеть ещё тогда, когда мы только-только познакомились. Мне ещё надо много работать над собой: иногда разойдусь, начинаю мысленно критиковать окружающих — людей, государство. А потом остыну и думаю: а сам-то я кто такой вообще? Зэк, отбывающий справедливое наказание.

С верой по жизни
Помимо всего перечисленного Виталий — искусный резчик по дереву. К торжествам 9 мая 2023 года сделал из дерева панораму танкового боя в небольшом селе. На драпированной доске размером примерно 120 х 100 см и крестьянские хатки, и плетни, и колодец, и около десятка танков — советских и вражеских.

А рядом в клетке воркует его любимица — белая голубка Джу в окружении двух своих приёмных «детей», высидевшая чужие голубиные яйца, из которых вылупились обычные сизари.

— Участие и результат во всероссийском конкурсе звонарей, конечно, же неплохо, — заметил Виталий, — но ещё более важно то, что я понял, как надо жить, чтобы не повторять прежних ошибок. Семья стала регулярно посещать церковь, которая для меня оказалась спасательным кругом...
Во время утренней службы в храме колонии он делал много мелких дел, не всегда заметных постороннему глазу, хотя было видно, что они с Борисом Филаретовым понимают друг друга с полуслова, что подтвердил и сам священник после окончания службы:
— Виталий полностью взял на себя заботу о приходе и объединяет осуждённых вокруг храма. В приходских храмах обычно настоятель, который живёт около прихода, находится в нём ежечасно. А поскольку меня часто рядом не бывает, здорово, что есть группа прихожан, взявшая на себя заботу об этом месте, и возглавляет её именно Виталий. Насчёт его планов, связанных с церковью, скажу так: если преступление было связано с убийством, то это навсегда закрывает ему вход в духовную семинарию. Максимум — он может быть чтецом, пономарём, как и здесь, но именно священный сан для него недоступен.
Зато, вероятно, стало доступным понимание того, что жизнь — всегда тельняшка, где чёрных и белых полос обычно бывает поровну.
Порядок-
-
-
Стиль-
-
-