Житель Воронежской области строит корабли Петровской эпохи на своём участке
Мужчина завершает работу над 10-метровой галерой
Сергею Гаврину из Рамони 59 лет, тридцать из которых он занимается... судостроением. «МОЁ!» несколько лет назад уже рассказывала о вёсельных лодках, которые Сергей делает, считай, полжизни. Инженер-дорожник по образованию, увлекавшийся в детстве судо- и авиамоделизмом, всё-таки в зрелом возрасте сделал свой выбор. Из трёх доступных ему стихий — земли, неба и воды — он выбрал последнюю. В 90-х годах прошлого века, когда создал свой оформительский кооператив, изготавливая витрины и стенды, он постепенно всё-таки «отплыл» от этого бизнеса и начал строить обычные деревянные лодки, многие из которых и сегодня ходят по реке Воронеж в его родной Рамони.
Плавали, знаем
Стучать по дереву — всегда к удаче. Об этом искусный столяр и плотник Гаврин знает сызмальства, а свои первые, ещё не слишком удачные «суда» учился строить у деда — соседа, слывшего по всей округе мастером лодок, который когда-то давным-давно взял его в помощники.
Тут для Сергея срослось всё — и опытный наставник рядом, и имя Петра Первого, строившего свои суда именно на Воронежской земле, и река Воронеж, протекающая по соседству, и тяга к работе с деревом. За последние 30 лет он изготовил порядка 250 — 300 лодок не только для своих земляков, но и для жителей соседних областей.
Но в последние пару лет он всерьёз вышел на «большую воду», смастерив три судна для воронежского музея «Петровские корабли».
— Это ботик Петра Первого и казацкий струг — те были по 5 метров, а ещё каркас точно такой же галеры, которую делаю сейчас. Но именно каркас, не обшитый досками. А та галера, что вы видите перед собой, вообще для меня, можно сказать, первый серьёзный экзамен, — уверен Сергей.
Мачта мечты
Перед собой журналисты «МОЁ!» увидели громадное (по меркам в общем-то не морского Воронежа) судно, стоящее на стапелях во дворе его мастерской. На сегодня оно главное детище маэстро резца, молотка и рубанка. Ни много ни мало это галера Петровской эпохи почти в натуральную величину, её Сергей начал делать в мае 2023 года.
— Работаю немного в стеснённых условиях, — сетует он, — потому что её размеры немного меньше настоящего корабля той эпохи. По конструкции тут предусмотрен парус, но мачта для него будет небольшая, и как такового паруса здесь не будет. Перед началом работы пересмотрел много рисунков в интернете и разных справочниках, чтобы иметь представление о том, что именно за судно мне предстоит сделать. Его длина — 10 метров, ширина — немногим более трех, осадка (хотя, конечно, оно никогда не будет спущено на воду) — метр. Для работы использовал сосну и тополь, на всё у меня уже ушло примерно 5 кубов древесины, а общий вес галеры — около 2 тонн. На ту часть галеры, которая уже сделана, потребовалось 12 кг гвоздей, это, думаю, 4 — 5 тыс. штук, и примерно 5 кг шурупов.
А впереди — разборки
То, что на сегодня уже сделал Сергей, впечатляет. По его словам, сейчас галера готова примерно на 70%.
— Окончательно думаю закончить её через месяц-полтора — надо доделывать палубу, капитанский мостик, крепления для пяти вёсел у каждого борта судна. Обязательно сделаю деревянные макеты пушек, открывающиеся квадратные люки для которых уже готовы, и, конечно, вёсла. Это работа по заказу музея «Петровские корабли» для экспозиции в выставочном комплексе на территории Каширского района, где судно будет стоять на улице, но под тентом. Для транспортировки галеры её придётся разбирать на пять неравных частей, это несложный процесс, всё можно сделать за несколько часов — открутить несколько шурупов, погрузить, привезти на место и снова собрать, — уверен Сергей, отодвинувший сегодня в сторону почти все другие заказы.
И если стандартная вёсельная лодка, ходящая по водоёмам, служит примерно 10 лет, то его музейная галера наверняка проживёт дольше. Зато она никогда не встретится ни с рекой, ни с морем.
Многофункциональный туристический комплекс круглогодичного пребывания «Дикое поле», который возводится в Каширском районе на 559-м км трассы М-4 «Дон», станет частью воронежского музея «Петровские корабли», посвящённого истории региона, связанной с именем Петра I и началом кораблестроения. Создатель уникального музея Сергей НАУМОВ рассказал корреспондентам «МОЁ!» о будущем галеры, которую доделывает Сергей Гаврин.
— Галера, которую сегодня строит Сергей, — уменьшенный прототип судна «Принципиум» — галеры Азовского флота России, cобранной на воронежской верфи и спущенной на воду в 1696 году. Это вообще одна из самых первых галер России. Во время второго Азовского похода ею под именем Петра Алексеева в звании капитана командовал Пётр Первый. Стоять наша галера будет в специально построенном для неё сухом доке в «Диком поле», — рассказал Сергей Дмитриевич.
Теперь дело за погодой — в сухую и солнечную мастеру на открытом воздухе, конечно, работается легче и быстрее. А зарядят дожди — и дело станет. Впрочем, какой же корабль без воды, хоть и падающей с неба?
Читать все комментарии