Воронежцы узнали, как изменит их жизнь новый закон о такси
Горожанам рассказали, станут ли поездки дороже
«Не везёт» — это точно не про сегодняшнее такси. Везёт, да ещё как, коли смартфон в кармане. Набрал номер или заказал поездку в приложении — и всё. Правда, в России за последние 10 — 15 лет такси стало небезопасным. В ходе поездки вас могут ограбить, избить, выбросить на полдороге, если не сойдетесь во мнении с водилой по какому-то вопросу...
Федеральный закон от 29.12.2022 года № 580-ФЗ «Об организации перевозок пассажиров и багажа легковым такси в Российской Федерации...», вступивший в силу 1 сентября 2023 года, по идее, должен упорядочить работу этой отрасли. Но сам документ выглядит местами сыроватым, местами трудноисполнимым.
Езда в незнаемое
В России официально работает порядка 340 тысяч машин такси, больше всего в Московском регионе — около 85 тысяч. По информации департамента промышленности и транспорта Воронежской области, сегодня в нашем регионе зарегистрировано 18 юридических лиц, 158 индивидуальных предпринимателей и выдано 2 300 разрешений на осуществление деятельности по перевозкам пассажиров и багажа легковым такси. А по информации нашего собственного источника, в области официально работает порядка 4 — 6 тысяч такси плюс 1,5 — 2 тысячи нелегальных.
Один из главных вопросов, интересующих обывателя в ходе поездки в таксомоторе, — стоимость оплаты. Подорожали или нет поездки с 1 сентября? Подорожают ли они в ближайшей перспективе? Заложено или нет такое подорожание в самом законе?
О нём подробно говорить не будем — кому интересно, может ознакомиться с ним в интернете. Отметим основное — документ ужесточает требования к водителю: для работы тот должен заключить официальный трудовой договор с перевозчиком. Если у водителя есть непогашенная судимость и более трёх неоплаченных административных штрафов, работать таксистом он не сможет. Законом также предполагается создание в каждом регионе трёх реестров — служб заказа такси, перевозчиков и легковых такси. Машина должна быть отмечена шашечками, на крыше — фонарь оранжевого цвета, а в салоне — информация о перевозчике и водителе: номер в реестрах, телефон для приёма жалоб и предложений и тому подобное. Следить за соблюдением закона должна прокуратура.
На днях вице-спикер Госдумы Борис Чернышов попросил кабмин отложить до 2025 года ряд требований закона о такси, в частности пункта, позволяющего региональным властям определять цвет и класс машин такси.
Тариф увеличится на 15 — 20%?
Таксист из Воронежа Николай в разговоре с «МОЁ!» отметил, что за лето 2023 года тарифы выросли на 5 — 7%, но к вступившему в силу с 1 сентября закону о такси это отношения не имеет, скорее к сезонному росту цен на бензин. «Де-юре закон существует, но де-факто мы продолжаем работать, как и было до него. Когда он «включится» по-настоящему, точно неизвестно (примерно в конце сентября — в октябре), но начальство между строк говорит о том, что тогда тарифы на поездку вырастут примерно на 15 — 20%», — рассудил собеседник.
Очевидно, что работать «на земле» с положениями нового закона в первую очередь придётся сотрудникам ГИБДД — федеральные каналы показывают, что столичные гаишники вовсю шерстят таксистов на предмет различных проверок, в том числе и наличия справки об отсутствии судимости.
— Нам пока не присылали никаких пояснительных документов относительно правоприменительной практики этого закона — пока как работали, так и работаем по профилактике и фиксации нарушений ПДД и таксистами, и другими водителями, — заметил наш источник в региональном УГИБДД.
Журналист «МОЁ!» пообщался с Алексеем, который несколько лет проработал в воронежском такси. Сейчас он перебрался в Москву и вполне ориентируется в тамошних реалиях таксомоторного рынка.
— В новых условиях для таксистов мало что меняется, есть небольшие изменения именно для самозанятых. Правда, до 15 сентября все водители должны предоставить справку об отсутствии судимости — кто не успеет, тот не сможет работать. Всю ответственность за водителя такси несут либо таксопарк, где он числится, либо хозяин, на которого он работает, либо лично самозанятый водитель. Но не агрегатор, с которым есть договор. В столичном регионе к машинам, работающим в такси, предъявляются жёсткие требования. У меня «Тойота» 2012 года, то есть по нашим меркам довольно свежая, но с ней меня в такси не возьмут. Тут есть таблицы марок автомобилей, которые могут работать по годам выпуска. «Тойоты», например, не старше 2014 года, «Хендэ Солярис» — не старше 2018-го, а российские машины вообще в такси не берут. Чтобы в Москве работать в такси, на машине должны быть шашечки на крыше и наклейки с ними по бокам. В Москве есть общая база данных такси, и потому все машины, зарегистрированные в ней, могут ездить по выделенке вместе с маршрутками — это очень важно для города с постоянными пробками. Тарифы на поездки с введением закона если и выросли, то чуть-чуть, просто с сентября обычно увеличивается число заказов. А «Яндекс.Такси» работает так: чем больше заказов — тем больше наценка, но именно базовый тариф пока не поменялся, по крайней мере официально об этом не сообщалось. В последнее время участились проверки такси со стороны ГИБДД. Если видишь гаишную машину, то 100% рядом с ней стоит такси, водителя которой проверяют.
Чтобы понять некоторые нюансы ценообразования, корреспондент «МОЁ!» ещё 4 сентября отправил запрос агрегатору «Яндекс.Такси». Оттуда пришло подтверждение, что запрос получен и ответ будет. Но пока мы его так и не получили.
КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА
«Непонятно, кто будет это контролировать»
О будущем вступившего в силу закона мы поговорили с урбанистом, сопредседателем воронежского реготделения МОО «Город и транспорт» Юрием Новиковым:
— Я не очень понимаю, зачем государство пытается регулировать сферу такси — наши агрегаторы могут отладить всё это самостоятельно. Реализация закона упирается в одну банальную вещь — в нашем регионе всей деятельностью по регистрации такси, проверкой лицензионных требований и других документов занимаются всего два специалиста из департамента промышленности и транспорта. И это в регионе с более чем 2-миллионным населением! Сейчас практически любой может подключиться к системе агрегатора и заниматься частным извозом, а может и не подключаться, а просто стоять у вокзала и ловить пассажиров. Любой новый закон начинается с вопроса: кто будет контролировать его исполнение? У нас выходит, что некому! Богатые регионы типа Москвы или Питера могут увеличить штаты специалистов, автоматизировать процессы, но регионы победнее не смогут расширить штат тех, кто должен контролировать всё это.
Если мы хотим, чтобы такси работало, необходимые документы можно проверять формально, а если углубляться — наступит парализация всей системы. Думаю, что применение закона будет носить декларативный характер, формально всё будет хорошо, а по факту им никто не будет заморачиваться. Например, справку об отсутствии судимости у водителя будут проверять сотрудники ГИБДД? Их не хватает у нас, даже чтоб на ДТП выезжать. Начнётся компанейщина, дадут команду дружно шерстить таксистов, неделю пошерстят, кого-то выловят, отчитаются, и всё вернется на круги своя.
Читать все комментарии