«Я жму на тормоз, а она не реагирует!»: воронежец четыре года судится с дилером из-за ДТП
За прошедшие годы разбирательства не дали никакого результата
Авария аварии рознь. И чем менее очевидны причины ДТП, тем сложнее бывает определить правоту сторон. Житель Павловского района Воронежской области Александр Карпов знает это точно. После ДТП, в которое он попал в Воронеже в 5 утра 3 февраля 2019 года, владелец Toyota RAV4, купленной за 2,2 млн рублей в 2018 году, безуспешно пытается судиться с ООО «Бизнес Кар Тойота» — региональным представителем федеральной сети ООО «Тойота Моторс». Александр пытается доказать: та авария была не следствием его слабых водительских навыков (он имел 17 лет шофёрского стажа), а результатом некорректной работы тормозов, то есть заводского брака. Но суды всех инстанций, начиная от районного и заканчивая Верховным, не согласились с его доводами и доводами его адвокатов. Подробности этой истории — в материале «МОЁ!».
У нас с ним отношения...
Я несколько раз пересматривал видео того самого ДТП. Раннее утро. По улице Ворошилова от мехзавода к кольцу с самолётом в разных полосах параллельно едут две машины. Внедорожник Александра — в левой, на несколько метров опережая другой автомобиль. Вместо того чтобы уйти перед кольцом вправо, «Тойота» Александра движется (но не мчит!) по прямой и «обнимает» столб...
— В результате ДТП я сломал ногу, головой ударился о лобовое стекло, грудью — о руль, получил перелом ноги со смещением, а только потом «выстрелили» подушки безопасности, работа которых связана с ABS, — они должны были сработать на упреждение. Перед кольцом-то начал тормозить, а машина не среагировала на педаль тормоза! Обратился к эксперту для проведения независимой экспертизы, которая показала, что во время торможения система ABS (антиблокировочная) не была активна и допустила блокировку задних колёс, включившись в работу уже с неверными данными от датчиков угловых скоростей. То есть автомобиль просто потерял управление перед кольцом. Эта экспертиза и была положена в основу моего искового заявления в Павловский районный суд с исковыми требованиями к «Тойоте». Однако судья Людмила Самойлова определила организацию, которой было поручено проведение судебной экспертизы, ею оказался Московский автодорожный институт (МАДИ), находящийся на время начала процесса в хозяйственных отношениях с ООО «Тойота Мотор», о чём мы предоставили суду соответствующую справку, подписанную тогдашним первым проректором вуза Олегом Судоргиным, — рассказывает Александр.
Пока суд да дело
А дальше, кажется, ещё интереснее — эксперт МАДИ пришёл к выводу, что тормоза действительно заблокировались, что, по его мнению, нормально и это... не является причиной ДТП. Вторая экспертиза, назначенная судом, была адресована уже в Воронежский лесотехнический университет имени Г.Ф. Морозова, на сайте автомобильного факультета которого, кстати, до сих пор имеется информация о его партнёрах, куда в числе прочих входит и ООО «Бизнес Кар Тойота»...
— Результаты двух экспертиз, назначенных судом, противоречат друг другу. В той, что от МАДИ, написано, что система допустила блокировку колёс (что, на взгляд специалиста, «нормально» и не является причиной ДТП), а в экспертизе воронежского вуза значится, что блокировка колёс является «особенностью» автомобиля. При этом эксперт не уточняет — данная «особенность» имеется только у конкретно рассматриваемого автомобиля или у всех автомобилей данной модели? И если такая особенность является нормой, то почему же ни производитель, ни продавец о ней не сообщают? Ведь от неё напрямую зависит жизнь людей! — возмущается Александр. — Мой адвокат, кстати, ходатайствовал перед судом о вызове в судебное заседание эксперта Сергея Лосавио — преподавателя кафедры «Производство и ремонт автомобилей и дорожных машин» МАДИ, делавшего ту самую первую экспертизу, чтобы уточнить некоторые моменты, но судья отклонила это ходатайство. А независимую экспертизу, которую мы представили суду, судья просто приобщила к материалам дела, и всё...
В ней, кстати, эксперт воронежского «Регионального центра автотехнической экспертизы» Илья Жерносек отметил, в частности, что «выявленные неисправности относятся к производственным дефектам» и «являются существенными и неустранимыми с технической точки зрения».
По словам Александра, его адвокат анализировал подобные судебные решения по искам владельцев «Тойот» по всей стране, попадавших в схожую ситуацию. Там немало экспертиз, выполненных специалистами МАДИ, и все заключения написаны в пользу ООО «Тойота Моторс» или её дилеров по регионам. Везде одна и та же фраза: «Повреждения носят эксплуатационный, а не производственный характер», то есть везде виноват водитель. Было несколько судебных решений, когда судья назначал экспертизу в МАДИ, истец не соглашался с этим и добивался того, что суд назначал экспертизу в другой организации, не связанной с ООО «Тойота Моторс». Тогда судебные решения выносились в пользу истцов. А в случае с Карповым суды различных инстанций встали на сторону «Тойоты».
В одни ворота?
— На форумах я начал искать подобные ДТП с «Тойотами» и нашёл один случай в Воронеже, пообщался с владельцем машины. Он сказал мне: «Я по тормозам, а она не реагирует!» ДТП он избежал, но ABS у него сработала некорректно. Хозяин при мне позвонил официальному дилеру «Тойоты» в Воронеже и попросил записать его на диагностику автомобиля, объяснив, что чуть не попал в ДТП. Ему сказали: «Конечно!» А когда он изъявил желание присутствовать при этом, ему отказали, мол, нельзя. Не потому ли, что в его присутствии трудновато будет подчистить данные бортового компьютера о корректности или некорректности работы его систем, в том числе и ABS? — предполагает Александр. — Я обращаюсь к руководству СКР, Генеральной прокуратуры и Верховного суда РФ для проведения проверки по всем фактам этого ДТП.
...Ту машину Александр не продал, пока ведутся судебные тяжбы, она находится на стоянке. «Был такой случай, — вспоминает он, — когда я вёз её на эвакуаторе после проведения экспертизы в ООО «Бизнес Кар Тойота», за нами долго ехал автомобиль, выехавший из тех же ворот. Могу кому-то показаться сумасшедшим, но есть основания полагать, что при желании можно отключить блок ABS, присоединить диагностику, стереть все данные об ошибках, и всё. На сегодняшний день сумма иска, заявленного морального и материального ущерба, составляет 27,8 млн рублей, — говорит хозяин машины. — Ремонтировать я её не собираюсь, очень дорого, а сделать её и продать — значит, возможно, отдать в чьи-то руки автомобиль, мягко говоря, с косяками, то есть поставить под угрозу безопасность потенциального покупателя.
Какой экспертизе верить — решает судья
Воронежский адвокат Алексей Гончаренко так видит эту ситуацию:
— Суд принимает любые допустимые доказательства, а экспертиза — это всего лишь один из видов доказательств, и не более того. В данном случае нельзя говорить о том, что воронежский дилер «Тойоты», где истец приобретал свой автомобиль, каким-то образом аффилирован с учреждениями, проводившими экспертизу. Не стоит усматривать тут признаки коррупционности, вот если бы, например, супруга эксперта была сотрудницей ООО «Бизнес Кар Тойота», это выглядело бы подозрительно. А так — обычные партнёрские отношения, не более того. Любой эксперт перед началом своей работы расписывается об уголовной ответственности за дачу заведомо ложных заключений, а право суда в том числе — принимать или не принимать какие-то экспертизы. Он мог бы, например, принять ту — независимую, предоставленную стороной истца, мог не принять две, назначенные им самим. Так что судебных перспектив у этого дела я не вижу, тем более что оно прошло все инстанции. Судья имел все основания для вынесения именно такого решения.
Читать все комментарии