«Каждый маленький шажок у нас ценится на вес золота!»
Как в Воронеже работает лекотека — одна из форм абилитации и реабилитации особенных детей
Родителям особенных детей поведали о том, что такое лекотеки, где в Воронеже они есть, и как туда попасть.
Пройдя через калитку обычного, типового детского сада, я встречаю ясельную группу, вышедшую на прогулку. Смешные крохи в дутых куртках, ярких шапках, некоторые ещё неуверенно ходят.
— Сколько же ему? — с улыбкой спрашиваю у воспитателя, кивая в сторону самого крошечного воспитанника.
— Полтора недавно было, — отвечает она. В левой руке у нее букет из двух девчушек, держащихся за руки, в правой — тот самый герой, привлекший мое внимание. Они смотрят на меня своими большими глазенками и, что удивительно, гуляют с абсолютно довольным видом. Часто в садах видишь картину прямо противоположную, когда дети стараются пролезть сквозь прутья, только бы убежать с территории ненавистного сада. Тут же тишь да гладь. В здании меня встречает Мария Петровна Еремеева, заведующая детским садом № 132.
«Наши родители очень ранимые, мы их очень бережем»
— В детском саду я работаю 44 года. Пришла простым воспитателем в логопедическую группу для детей с нарушениями речи, а через 8 лет уже стала заведующей. Тогда мы были ведомственным садом одного из заводов. Сад открыли в 1978 году, а специализированные группы в нем начали работу в 1979-м. Постепенно появлялись группы для детей с задержкой психического развития, а в 2015 году — лекотека. Она приравнивается к группе кратковременного пребывания, где находятся дети 3 — 7 лет, которые имеют различные особенности развития: тяжелые нарушения речи, задержку психического развития, расстройство аутистического спектра, нарушения опорно-двигательного аппарата, умственную отсталость. Эти дети не посещают детский сад, они приходят к нам на индивидуальные занятия с родителями 2 раза в неделю, третьим занятием является групповой игровой сеанс, где одновременно с детьми совместно работают и педагоги, и родители.
Сейчас у нас в лекотеке 13 детей, для каждого из которых составлен индивидуальный образовательный маршрут, подобранный с учетом психофизических особенностей ребенка. Его составляют специалисты: педагог дополнительного образования по арт-терапии, педагог-психолог, учитель-дефектолог, учитель-логопед, инструктор по физкультуре. Был у нас ребенок, который не реагировал практически ни на что, а вот к баскетбольному мячу начал проявлять интерес — адаптивная физкультура иногда просто творит чудеса. И какое счастье, что наши педагоги не только занимаются с детьми, но и вселяют надежду в мам и замечают даже самые малейшие положительные подвижки в состоянии ребенка. «Смотрите, а мы сегодня прокатили мяч и прошли по гимнастической скамейке!», «А ваш ребенок на занятии крепко сжал мою руку!» — такие простые на первый взгляд вещи для мам особенных детей значат очень много, в первую очередь они дают силу бороться за здоровье ребенка и идти дальше.
Проблемы детей с ОВЗ не должны быть только их проблемами — эти семьи у нас на особом подходе. Некоторым мамам, пока ребенок на занятии, иногда просто необходимо выдохнуть, и мы стараемся дать им возможность просто пообщаться, поделиться какими-то новостями, которых бывает не так много ввиду постоянной занятости с ребенком. Почувствовать, что вокруг есть жизнь. Когда я иду мимо зоны ожидания, где родители ждут детей, мне становится радостно: они хохочут, щебечут о ноготочках и своём, женском — живут обычной жизнью хотя бы в этот короткий промежуток времени… Если мы видим, что мама становится напряжённой, тревожной, сразу отправляем к ней нашего педагога-психолога, который очень осторожно, потихонечку, в обычной ненавязчивой беседе старается её поддержать, сказать о ребенке хорошее, о ее материнском подвиге.
Когда маме ребенка с РАС говоришь одну фразу: «Ваш ребенок сегодня улыбнулся», поверьте, у нее вырастают крылья. Она снова готова собраться и работать. Для них мы проводим мастер-классы, чайные беседки, ходим в походы. Все на таких мероприятиях берутся за руки, и это тоже счастье, ведь у многих малышей нарушена коммуникация, даже такой выход для них огромный, порой сложный шаг. Еще мы проводим инклюзивный месячник, когда ребята с лекотеки идут в группы общеразвивающей направленности, стараются общаться с другими детьми, участвовать в совместных праздниках. Все это делается только исходя из индивидуальных возможностей ребенка и только в сопровождении специалиста лекотеки, прикрепленного к каждому ребенку. Детей из лекотеки могут перевести в группу, если педагоги видят положительную динамику в развитии личности ребенка, когда он уже может взаимодействовать с другими детьми и в целом психологически к этому готов. В этом случае все зависит от ребенка, ведь задача лекотеки по большей части работать с родителями, вовлечь их в образовательный и воспитательный процесс. Конечно, мы не можем давать никаких гарантий успешности того или иного вида занятий, но мы стараемся делать все возможное, чтобы ребенок получил максимальный результат. Наши родители очень ранимые, мы их очень бережем.
«Простая улыбка может быть настоящей победой»
Педагог-психолог Светлана Викторовна Овсянникова работает в саду почти 19 лет.
— Наши родители являются полноправными участниками коррекционно-образовательного процесса. К нам приходят ребята с различными нарушениями, и самая главная задача лекотеки — помочь не только детям, но и их мамам и папам. Я провожу индивидуальные и групповые игровые сеансы, направленные на работу с тревожностью, страхами, на развитие эмоционально-волевой сферы, мелкой моторики и многого другого. В своей работе я использую различные приспособления: шнуровки, кубики, шнурки, природные и сенсорные материалы. В сказкотерапии использую перчаточных кукол, деревянные игрушки. Мы методично занимаемся и стремимся к положительной динамике, не ожидая сиюминутного результата, но, поверьте, простая улыбка ребенка с РАС спустя два года работы становится настоящей победой!
Не каждая мама готова принять своего особенного ребенка, поэтому мы отдаем много времени и сил на то, чтобы все-таки это принятие произошло. Сделать это — полюбить его, жить насыщенной жизнью с позитивным настроем — к сожалению, не всем удается. Многие женщины остаются один на один со своей болью, сталкиваются с предательством, потому что львиная доля мужей уходит из семей после рождения ребенка с особенностями. Пойти на мероприятие или просто в гости становится для мамочек порой невыполнимой задачей — ребенок в ее отсутствие может кричать, бить, не слушаться. Но есть папы, которые всецело жен поддерживают, такие семьи в трудные времена становится сплоченнее. Папы приходят к нам на групповые игровые сеансы — сначала стесняются, им некомфортно, а потом включаются в работу.
Елена Михайловна Стрельцова, инструктор по физкультуре:
— Бывает, привезут ребенка с нарушением опорно-двигательного аппарата на коляске, а он лежит и вообще не реагирует ни на что. Тогда берем его ладошки, делаем упражнения, включаем музыку и смотрим, на какую он лучше реагирует, используем суджок-терапию. И в ответ видим реакцию… Даже движение глаз свидетельствует о том, что он включается в занятия. На Новый год мы проводили мастер-класс с мамами — раскрашивали новогодние игрушки. Одна из мам вспомнила, что до рождения особенного ребенка она занималась творчеством — куда уж теперь до него… Но спустя время мы узнали, что она возобновила свое увлечение. Жизнь продолжается.
Мы проходим в спортивный зал, Елена Михайловна, показывая инвентарь (его тут существенно больше, чем в обычных садах), объясняет, что это обусловлено необходимостью к каждому ребенку искать свой подход. Например, одна девочка из лекотеки начинает выполнять занятия только после того, как покачается в гамаке — так она успокаивается. Кто-то любит посидеть в бассейне с шариками, кто-то — в домике. Такие детки очень метеозависимы, и в период магнитных бурь или перемены погоды у них может болеть голова, появляются плаксивость и плохое настроение. В такие дни педагоги успокаивают ребенка, приводят в порядок его эмоциональное состояние, а потом уже начинают занятия.
— Мы ищем ключики к абсолютно каждому ребенку — одного мальчика я первое время просто носила на руках, чтобы он смог мне довериться. Сначала он не мог даже стукнуть по мячу, а позже начал практически гонять в футбол. Наши дети очень закрытые, находящиеся в собственном мире, — мы помогаем им раскрыться сначала с нами, а потом, даст Бог, и с другими людьми. Мелкие шажки у нас ценятся на вес золота.
Мы выходим из спортивного зала и идем дальше по коридору. Мне показывают специализированные стульчики для детей, которые не могут стоять и даже сидеть — специальная вкладка на груди на липучках фиксирует ребенка в горизонтальном положении, а жесткий каркас спинки не позволяет ему упасть. Специалисты говорят, что сейчас эти стульчики не используются, но при появлении в саду ребенка с соответствующим заболеванием (например, с нарушениями опорно-двигательного аппарата) они снова будут задействованы.
«Стоит бороться за ребенка в любом возрасте»
Учитель-логопед Олеся Владимировна Пахомова
В кабинете Олеси Владимировны у стены стоят малюсенький, почти кукольный стол и два стульчика. А рядом с ними зеркало — с его помощью учитель-логопед занимается с ребятами артикуляционной гимнастикой.
— Дети здесь в основном неговорящие. Даже если ребенок совсем не разговаривает, с ним есть смысл заниматься — сначала развивать звукоподражание, а уже потом работать над появлением речи. Для этого я использую методы сенсорного восприятия, мы выкладываем с детьми ритмические ряды — это формирует базу для развития речи, ведь и от 5 — 6-летнего ребенка можно получить положительный результат коррекционного воздействия. Многие мамы переживают, есть ли вообще толк от занятий, — уверенно отвечаю, что есть, даже при отсутствии прямого контакта. Например, у детей с РАС часто отсутствует зрительный контакт, но у них очень развито периферическое зрение, ребенок замечает, что происходит вокруг него.
Отчаиваться и опускать руки не нужно, стоит пытаться улучшать ситуацию и бороться за благополучие ребенка в любом возрасте.
Марина Александровна Костенко, учитель-дефектолог:
— Учитель-дефектолог работает над развитием когнитивных функций — восприятия, внимания, памяти, мышления, речи, познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы. Наша работа начинается с первичной встречи педагогов с семьей, воспитывающей ребенка с ОВЗ. Все начинается с запроса родителей (законных представителей) — мы выясняем, для чего они пришли, какую помощь они хотят получить. Чаще всего родители жалуются на отсутствие речи у ребенка, наличие нежелательного поведения. На первом этапе мы проводим психолого-педагогическое обследование, на основе которого выявляем дефициты, имеющиеся у ребенка, и по его результатам составляем на каждого ребенка адаптированную образовательную программу. Ведущий вид деятельности дошкольника — игра, с ее помощью мы начинаем строить наше взаимодействие с ребенком, формируем зрительный контакт, ищем те ощущения, которые ему нравятся.
На основе любимых ощущений развивается игровая деятельность — от сенсомоторной игры до сюжетно-ролевой игры. Например, для работы над визуальным контактом я использую игру «Бзз» — издаю звук «бзззз» и изображаю пчелку с помощью руки, за которой он должен следить глазками. Одна из главных задач в работе с родителями (законными представителями) заключается в том, чтобы научить родителей переносить полученные умения и навыки в домашнюю обстановку и успешно применять их дома. Они часто удивляются, что их ребенок может делать те или иные вещи, которые делает с нами. В процессе занятий дети развиваются, у них появляются стержни, на которые можно опереться.
Светлана Владимировна Крюкова, педагог дополнительного образования:
— У мам, приходящих к нам, есть замечательная возможность принимать участие в игровых групповых сеансах с ребенком. Именно там они смотрят на наши игры и потом играют в них с детьми самостоятельно. В нашем детском саду не существует понятия «домашнее задание», но мы объясняем, что только наша работа не принесет заметного движения. Если же занятия лекотеки будут подкрепляться выполнением домашнего задания в игре с родителями, бабушками, дедушками, прогресс может появиться гораздо быстрее. Для особенных ребят даже взять карандаш в руки, повернуть голову и посмотреть на маму, нарисовать что-то на листе — существенный и важный шаг вперед, потому что многие не умеют делать и таких простых вещей.
В нашей совместной работе очень важен психологический настрой мам. Те негативные эмоции, с которыми им иногда приходится сталкиваться на детских площадках, когда на их ребенка начинают показывать пальцем, в общественных местах, если ребенок с РАС вдруг начинает шумно себя вести, не прибавляют им уверенности в собственных силах. У нас же они находят женский круг общения, с которым они тесно взаимодействуют, находятся на равных, получают поддержку и понимание.
СПРАВКА «Ё!»
Как попасть в лекотеку?
В лекотеку ходят дети, которые не посещают детский сад. Лекотека для родителей бесплатна.
Первый этап
Получить направление от участкового педиатра на территориально-психолого-медико-педагогическую комиссию (ТПМПК), по решению которой ребёнок будет зачислен в лекотеку. Родители получают бланк-направление, по которому необходимо пройти специалистов и оформить его с медицинскими заключениями следующих специалистов: невропатолога, психиатра, педиатра, лора, окулиста, логопеда.
Второй этап
Собрать документы:
- Направление на ТПМПК с медицинскими заключениями (1 экз.)
- Копия прививочного сертификата (1 экз.)
- Копия свидетельства о рождении ребенка (2 экз.)
- Копия паспорта одного из родителей (законных представителей) с указанием прописки (2 экз.)
- При наличии статуса «ребенок-инвалид» — копия справки (2 экз.)
- Медицинский полис страхования — копия (1 экз.)
- ИПР — индивидуальная программа реабилитации — копия (2 экз.)
Третий этап
Записаться на комиссию ТПМПК, которая будет проводиться по адресу: МКУ ЦРОиМП, ул. Ворошилова, 11 (режим работы: вторник — с 10:00 до 13:00, четверг — с 14:00 до 18:00), телефоны 277-93-73, 277-98-51.
Что ждет родителей и ребенка после зачисления в лекотеку?
На первоначальном этапе проводится консультация, в рамках которой специалистом лекотеки оказывается психологическая помощь родителям. Далее ребенка с родителями приглашают на ДИС — диагностический игровой сеанс, представляющий собой совместную игру в специально оборудованном зале, где специалист ведет наблюдение за происходящим. Результаты наблюдения фиксируются на формализованных бланках, а по результатам ДИС составляется сезонный план сопровождения семьи.
Как проходит терапевтический игровой сеанс (ТИС)?
Во время терапевтического игрового сеанса, который длится обычно около 40 минут, происходит игровое взаимодействие специалиста с ребенком в присутствии, а иногда с участием родителей. Перед началом ТИС и после его окончания специалисты недолго беседуют с родителями.
Что такое ГРТ?
Групповой родительский тренинг (ГРТ) — тренинг по общению, игре, ассертивности, арт-методам, специальным техникам, изготовлению игрушек и другие. В ряде случаев родителям предлагается участвовать в тренинге исходя из результатов ДИС. В групповой родительский тренинг участники включаются добровольно.
Где в Воронеже есть лекотеки?
Лекотеки функционируют на базе следующих муниципальных бюджетных дошкольных образовательных учреждений:
- «Детский сад комбинированного вида № 29»,
- «Детский сад комбинированного вида № 153»,
- «Центр развития ребёнка — детский сад № 71»,
- «Центр развития ребёнка — детский сад № 196»,
- «Детский сад комбинированного вида № 174»,
- «Центр развития ребёнка — детский сад № 132»,
- «Детский сад комбинированного вида № 167»,
- «Детский сад комбинированного вида № 33».
КСТАТИ
- Слово «лекотека» произошло от шведского слова leco — «игрушка» и греческого theke — «хранилище». Родиной лекотеки является Стокгольм. Там в 1963 году по инициативе родителей и педагогов было создано своеобразное собрание развивающих игр и игрушек.
ЛИЧНЫЙ ОПЫТ
«Здесь детей любят»
Главный редактор «МОЁ!» Ирина Булгакова поделилась своим опытом взаимодействия с лекотекой
Изначально я собиралась отдать сына в обычный детский сад. Однако, когда в 3 года я первый раз привела Никиту в группу детского сада № 118, что в военном городке, уже через час ко мне вышла помощница воспитателя, заявив, что моему ребёнку нужно «к даунам». Я отправилась к заведующей, чтобы выразить своё отношение к подобной «диагностике». Но у заведующей я услышала: «Поймите, детский сад не для детей, которых любят». После такого заявления я сразу забрала документы.
У моего сына были проблемы с речью и подозрение на РАС. В 3 года он знал русский и английский алфавиты, умел писать, читать, считал до 10 на русском, английском и почему-то на испанском, знал все цвета, формы и т. д. Но он почти не говорил, были проблемы со зрительным контактом. Мы прошли массу врачей, и никто не сказал, что обычный сад ему заказан. Я проходила тест на сайте «Выход», который выдал средний риск по РАС, но ADOS-диагностика (её мы проходили по ОМС) показала, что это не аутизм, по крайней мере не в чистом виде. Мы пошли на консультацию к дефектологу, которого нашли по рекомендациям, — прекрасный специалист Жанна Юрьевна Ничуговская, проведя диагностику, посоветовала нам лекотеку.
Мы прошли ТПМПК и отправились в лекотеку сада № 132, её рекомендовали как лучшую в городе. Там сын занимался 2 года. У Никиты помимо занятий с дефектологом-логопедом, психологом, арт-терапевтом и физкультуры было инклюзивное пребывание в обычной группе. Если бы на все эти занятия он ходил в частные реацентры, в месяц это стоило бы около 50 тысяч рублей. Лекотека для родителей бесплатна. Ещё один плюс занятий в госучреждениях — это то, как специалисты составляют программы и как работают. В частном центре никому не интересно, чтобы вы быстро решили свои проблемы и перестали платить.
Прогресс от занятий мы видели в реальном времени. Спустя два года снова прошли обследование, ADOS-диагностику, и сына из лекотеки перевели в группу для детей с ТНР (логопедическую). Мы остались в 132-м саду, хотя это другой конец города и по утрам мы прорываемся туда через пробки, но я решила: сын будет ходить в сад, где детей любят.
Я благодарна педагогам, которые работали с Никитой, — это Светлана Викторовна Овсянникова, Светлана Владимировна Крюкова, Нина Александровна Шурыгина, Елена Михайловна Стрельцова. Их вклад в успехи моего ребёнка переоценить невозможно.
«РАСскажиМОЁ» — социальный проект, направленный на оказание информационной помощи семьям, столкнувшимся с диагнозом РАС. Мы спросим у лучших специалистов города, как проверить ребёнка на РАС, как поступить, если диагноз уже поставлен, какая помощь государства вам положена и как её получить, где найти моральную поддержку.
Мы обязательно опубликуем истории родителей, воспитывающих особенных детей. Если вы хотите стать героем проекта и поделиться своим опытом, напишите нашему журналисту: elenaivanova.press@mail.ru
Вы можете присоединиться к проекту и опубликовать свою историю у себя в социальной сети. Для этого ставьте хештег #РАСскажиМОЁ. Вы не одни!
В рамках спецпроекта «РАСскажи «МОЁ!» мы соберём информацию для родителей о том, что такое расстройство аутистического спектра (РАС), как его диагностировать, какая поддержка государства положена семьям, в которых растут дети с РАС. Мы расскажем истории тех, кто воспитывает особых детей. Мы поможем тем, кто не может найти выход из сложной ситуации.
Автор: