В Воронежской области при строительстве дороги для фермера уничтожили дорогу в село, где живут 600 человек

Чтобы построить дорогу к фермерскому хозяйству, власти угробили другую — единственную, соединяющую село на сотни жителей с внешним миром

14.11.2023 12:10
МОЁ! Online
9

Читать все комментарии

Войдите, чтобы добавить в закладки

В Воронежской области при строительстве дороги для фермера уничтожили дорогу в село, где живут 600 человек

«SOS! Мы скоро начнём голодать!» Строительство одной дороги полностью убило другую дорогу — до села Большой Мартын, по которой пустили строительную технику. В магазинах шаром покати, потому что доехать до базы для пополнения запасов местные предприниматели могут только в сухую погоду. А трудоспособные жители оказались на грани увольнения. В хлам убитая дорога не даёт им выбраться на работу. Несколько месяцев региональные и местные власти просто издеваются над людьми», — это спич со страницы воронежского отделения Общероссийского народного фронта во «ВКонтакте».

Село Большой Мартын в Панинском районе — одна из жемчужин в меркнущем созвездии старинных русских деревень. Но развивать такие деревни чиновникам видится «нецелесообразным». Для меня Большой Мартын — дело личное: рядом, в Мартыне Малом, жили мои бабушка с дедушкой, а добраться до Малого можно только через Большой. С дорогами там всегда было жёстко. Однако такого, что я увидела в сюжете ОНФ, не допускали даже в дикие 90-е. 

Малый Мартын — с его живописнейшими рыбными прудами, богатейшими садами и эталонным чернозёмом — к слову, благополучно умер.

«Эта дорога — наша жизнь»

Народ пожаловался в ОНФ, потому что у него лопнуло терпение. Проблема: угроблен кусок дороги до Большого Мартына от столицы сельского поселения — села Криуша. Криуша стоит на трассе «Курск  — Саратов». От трассы через Криушу до Большого Мартына — порядка 11 километров. И эта дорога (самая простая, двухполосная) для местных жителей — золотая жила. В Мартыне сейчас нет ничего. Нет работы: молодёжь ездит в Панино, Анну, Воронеж. Нет школы: её закрыли, 25 детей возят в Криушу на школьном автобусе. Нет аптеки: ближайшая тоже в Криуше. Нет поликлиники, больницы, скорой: они в Панино, в самом селе только фельдшерско-акушерский пункт с несчастной медсестрой, и та в декрете. Нет пожарной части: в Панино. Все продукты в сельские лавочки привозят — из того же Панино, Анны. И всё по этой дороге от трассы через Криушу.

— От неё напрямую зависит наша жизнь, — объясняют мне местные. — Дорога — единственная. Когда более-менее сухо, мы можем выбраться через соседнюю деревню Александровку, но в грязь и там не проехать — грунтовка. В былые времена из Большого Мартына до трассы на машине было минут восемь — десять езды. Теперь за час еле добираемся.

В Большом Мартыне прописаны 630 человек, постоянных жителей, по словам главы сельсовета Светланы Безбородых, — порядка 400. Хотя люди говорят: немало тех, кто живёт без регистрации — чтобы не зависеть от той же здешней супероптимизированной медицины. Школьников в селе, напомню, 25, а есть ещё малыши — в садик в Криушу их возят на автобусе вместе с учениками. Много стариков. Местные рассказывают:

— В скорой помощи на наши звонки сейчас вздыхают — «ожидайте» — и говорят прямо: «Когда до вас машина доберётся — не знаем». 

... Автобус из Воронежа сюда перестал ходить давно, ещё до нынешних событий (а и правда, зачем). Из Панино худо-бедно ползает два дня в неделю, но диспетчер местной автостанции тоже вздыхает: «Ездит. Пока. Но дорога там страшная!»

Вообще-то от Криуши до Большого Мартына идёт асфальт — его проложили в середине 80-х. Капитального ремонта с тех пор не было, латались ямки. Сейчас асфальта не видно: вместо — живая трясина. Буксуют даже строительные большегрузы, которые дорогу и угробили. Хотя нет: угробили всё-таки чиновники, допустившие то, что происходит.

Магистраль имени фермера

Техника, разворотившая дорогу, возит стройматериалы для другой магистрали. Её прокладывают через два района: начинается в Бобровском (кромка дороги между сёлами Чесменка и Песковатка), тянется в Панинский к Большому Мартыну и к КФХ «Чернозём». Вьётся полями — 13 километров 663 метра, ширина 4,5 метра, одна полоса, асфальтобетон. Эти поля и есть угодья КФХ «Чернозём». Хозяйство прописано в бобровском селе Коршево, но земля и в Панинском районе — вокруг Большого Мартына. Владеет им фермер Максим Тринеев. Бизнес — зерновые. И бизнес серьёзный: по данным из открытых источников, выручка КФХ за прошлый год — 365 миллионов рублей, чистая прибыль — 151 миллион.

Теперь — внимание. Дорога для фермера строится за бюджетные деньги. И да — так можно: закон позволяет. На этот счёт написана целая госпрограмма Воронежской области «Развитие сельского хозяйства, производства пищевых продуктов и инфраструктуры агропродовольственного рынка»: 13 декабря 2013-го её утвердил прежний губернатор Алексей Гордеев своим постановлением № 1088. Направлений несколько: жильё для тружеников села, мелиорация земель, развитие разных отраслей производства и т. д. В том числе ремонт и строительство деревенских дорог, и в том числе — к отдельным предприятиям АПК. Основные денежные вливания — из федерального бюджета. Область, добавляя немного своих денег, выдаёт субсидии районам, те распыляют по направлениям.

В 2023-м в рамках программы стартовали «мероприятия по развитию транспортной инфраструктуры», отвечает за них наше областное министерство дорожной деятельности. Обязательные условия: вложить копеечку должны и сами районы, и бизнес, претендующий на милости от государства (это «внебюджетные источники софинансирования»). 

Бобровский фермер-миллионер Тринеев, видимо как один из самых перспективных и нуждающихся, получил персональную дорогу почти за 400 миллионов бюджетных рублей. Это не считая ежегодных субсидий и грантов на сотни тысяч и миллионы, которыми — данные из открытых источников — КФХ «Чернозём» стабильно одаривается областным Минсельхозом.

Госконтракт на строительство дороги «с. Чесменка — с. Песковатка» — с. Большой Мартын — КФХ «Чернозём» 9 марта 2023-го заключил замглавы Бобровского района Евгений Мирошников. Цена — 414 миллионов 799 тысяч 334 рубля. Генподрядчик: ООО «Россошанское ДРСУ № 1», директор — Валерий Ярошев. Ещё раньше — 24 января — Евгений Мирошников заключил другой госконтракт, на 7 миллионов 793 тысячи 867 рублей: на строительный надзор за работами. Надзирать взялось местное муниципальное казённое предприятие «Служба капитального строительства и оказания услуг для муниципальных нужд», чей учредитель — администрация Бобровского же района (директор — Сергей Гошков).

Обязательные условия госпрограммы по софинансированию сельского дорожного строительства: район должен добавить хотя бы 0,1% от суммы, частник («внебюджет») — хотя бы 5%. Судя по документам закупки, Бобровский район вложил в дорогу для фермера ровно десятую долю процента: 414 тысяч 799 рублей 33 копейки. Само КФХ — 4,95 процента: 20 миллионов 532 тысячи 567 рублей (проект заказывало именно хозяйство). Ещё полпроцента до положенного минимума, вероятно, пошли в платёжку за строительный контроль — я жду ответа от облправительства. 93,05% от суммы контракта оплачивает федеральный бюджет. По документам закупки, магистраль получит статус «дорога местного значения»: содержатся такие за счёт муниципальной казны.

«Строя одно, нельзя рушить другое»

Всё законно, факт. Но и то, что строительство одного не должно приводить к разрушению другого, — тоже факт.

— Подрядчик должен следить за состоянием подъездных путей, — подтверждает мне профессиональный инженер-строитель. — Их надо содержать в надлежащем состоянии и привести в порядок после окончания строительства: например, на подъездных путях потребуется заменить асфальт — это должен делать подрядчик за свой счёт. Всё прописывается в контракте.

Замглавы Бобровского района Евгению Мирошникову я задавала простые вопросы. Как район (заказчик стройки) и его муниципальная казённая контора, которая обязана контролировать работы, их контролировала. Почему допустили разгром подъездных путей. Какие меры принимали и принимают к подрядчику. Евгений Юрьевич разволновался: «Вы меня в чём-то пытаетесь уличить! Не скажу…»

«Уликами» занимаются в других организациях: жители Большого Мартына уже подали заявление в региональное управление Следственного комитета. В прокуратуру области и Панинского района тоже написали — проверку прокуроры начали. Надеюсь, им повезёт пообщаться не только с мнительным бобровским чиновником, но и с министром дорожной деятельности Воронежской области Максимом Оськиным. Убитый участок от Криуши до Большого Мартына — кусочек дороги межмуниципального значения Панино — Борщёво — Большой Мартын, отвечает за неё НЕ район, а субъект РФ в лице регионального дорожного министерства. 

Министр Максим Оськин, как и бобровские чиновники, знал, что люди в Большом Мартыне погибают от бездорожья: строительство фермерской магистрали началось весной, и уже к лету «подъездные» пути были в хлам. За селом — кладбище, где похоронены мои бабушка и дед-фронтовик: их трое детей в июле еле пробрались от Криуши к могилам. В июле же жители Большого Мартына обращались на областное телевидение, 19-го в новостях показали сюжет с апокалиптическими картинками. Больше того, Панинская администрация писала в областное правительство письма: повлияйте, мол, на подрядчика.

— Минимум два письма направили, — подтверждает замглавы района Владимир Мищенко. — Регулярно звонили, когда люди жаловались. Там реагировали, вели работу с подрядчиком. Но дорога изначально не рассчитана на такие серьёзные нагрузки! Специальное разрешение на проезд строительной техники не требовалось — она общего пользования. Других путей подъезда нет. А теперь её спасёт только капремонт.

То, что общего пользования — да. Только есть Федеральный закон № 257 от 8.11.2007 «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ (...) », в нём статья 29 об обязанностях пользователей. И этим пользователям — цитирую — запрещается в том числе: «осуществлять движение по автомобильным дорогам на транспортных средствах, имеющих элементы конструкций, которые могут нанести повреждение автомобильным дорогам», «повреждать автомобильные дороги или осуществлять иные действия, наносящие ущерб автомобильным дорогам либо создающие препятствия движению транспортных средств и (или) пешеходов». Владимир Иванович верно замечает: дорога от Криуши до Большого Мартына единственная и не рассчитанная на такой поток таких большегрузов: асфальту 40 лет. По проекту «фермерской дороги» на её строительство нужно 35 единиц техники, среди которой 12-тонные катки. И видимо, прежде чем начать закатывать в неё бюджетные миллионы, надо было подумать о сотнях людей. Откройте любой строительный сайт: там популярно рассказывают о «времянках» — временных дорогах, которые при необходимости обустраивают в качестве подъездных путей для техники к строительным объектам. Исходя из соображений экологии, безопасности, экономики и соблюдения закона.

Но вы понимаете: тогда бы Бобровскому району и фермеру пришлось раскошелиться больше. Госэкспертизу проект дороги прошёл успешно: положительное заключение подписано Дмитрием Наумовым, замруководителя Государственного автономного учреждения Воронежской области «Центр государственной экспертизы проектной документации, результатов инженерных изысканий по Воронежской области».

* * *

7 ноября глава Панинского района Андрей Кичигин привёз в Большой Мартын гонца из областного Минавтодора — молодого чиновника Геннадия Попова.

— Всю ночь для них дорогу расчищали грейдеры! Вылизали, как яичко! И ни одного большегруза в тот день не проехало! — местные с юмором.

Люди после прислали мне видео. Старое здание сельсовета — битком. У Попова спрашивают: «Почему для нас не сделали альтернативную дорогу — не насыпали щебёнку через Александровку?», «Кто ответит, если к умирающему не проедет скорая, — вы или водитель скорой?» Ответом — потупленный взор и нервное: «Давайте исходить из того, что есть».

В соцсетях под гневными постами мартыновцев Минавтодор отписался, что их убитую дорогу отремонтируют после того, как достроят фермерскую: «при наступлении благоприятных условий в 2024 году». А до того её будут поддерживать «в эксплуатационном состоянии». Срок окончания строительства — 1 декабря, и большегрузы продолжают добивать недобитое.

…Редакция «МОЁ!» направила запрос в правительство Воронежской области. Пока нам ответили не на все вопросы. Сообщили о «ремонте в следующем году при благоприятных погодных условиях» и о том, что сейчас «на постоянной основе проводятся работы по планировке автогрейдером с подсыпкой инертным материалом (щебёнкой. Авт.)». Остальные ответы ждём. В том числе почему на ремонт угробленной подрядчиком дороги собираются тратить бюджетные деньги. В госконтракте есть условие: «Подрядчик обязан оплатить за свой счёт ущерб третьим лицам, нанесённый при выполнении работ». Если не мы, то уж следователи это выяснят.

КСТАТИ

  • В 2021-м в Курганской области к селу Дианово, где живут два человека, местные чиновники построили дорогу за 141 миллион рублей. Но не прошло и года, «золотая» магистраль стала разрушаться.
  • По ст. 12.33 КоАП за повреждение дорог, которое создаёт угрозу безопасности дорожного движения, гражданам может грозить штраф от 5 до 10 тысяч рублей, должностным лицам — 25 тысяч рублей, юридическим — 300 тысяч рублей.

Подписывайтесь на «МОЁ! Online» в «Дзене». Cледите за главными новостями Воронежа и области в Telegram-канале, «ВКонтакте», «Одноклассниках», TikTok, и YouTube.