В новом году капремонт подорожает и станет ещё недоступнее
В первый день нового года тариф для воронежцев на капремонт резко вырастет, а с сентября чиновники смогут сдвигать сроки работ на более поздние без согласия собственников
Фантасмагория под названием «капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах» продолжается, градус бреда растёт, и у меня для вас три новости. Одна другой лучше.
Новость номер один
С 1 января 2024-го минимальный взнос на капремонт в Воронежской области может вырасти с нынешних 10 рублей 21 копейки до 12 рублей 36 копеек с квадратного метра. Проект приказа главы нашего родного министерства ЖКХ и энергетики Евгения БАЖАНОВА 14 декабря появился на сайте регионального правительства для независимой антикоррупционной экспертизы. В теории провести её может любой из нас за небольшим исключением: нельзя, например, с неснятой судимостью в анамнезе или если вы, не дай Бог, иноагент. Естественно, за свой счёт. Максимальный срок — семь рабочих дней. Федеральный закон от 17 июля 2009-го № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе (...)» в помощь...
Но мы понимаем прекрасно: это бумажная формальность. Поэтому готовимся: плюс 21%.
Основание? Как уверяет коммунальный министр в пояснительной записке, всё подсчитано: мол, именно столько требуется, чтобы осилить капремонт всех нуждающихся домов, и именно такая сумма (по версии чиновников) доступна нам с вами с учётом общих расходов на ЖКУ.
Для сравнения: в Москве тариф вырастет на 6,2% — с 24 рублей 9 копеек до 25 рублей 58 копеек, в Курской области — на 15% (с 9 рублей 86 копеек до 11 рублей 34 копеек), на Белгородчине, где, мягко говоря, обстановка сложная — на 4,7%. Причём белгородцы в домах без лифтов платят меньше белгородцев в домах с лифтами — нынешняя такса 9 рублей 79 копеек и 10 рублей 1 копейка соответственно. Впрочем, есть коммунальщики и отважнее наших: в Новосибирской области, например, взнос на капремонт задерут сразу на 23,8% — до 15 рублей 52 копеек.
Предвижу вопросы. Что значит «минимальный» и кому и с чего его могут ещё поднять? По части 8.1 статьи 156 Жилищного кодекса РФ (ЖК РФ) чиновники в регионах обязаны установить этот капремонтный минимум — методику специально для них расписал Минстрой РФ (приказ от 27 июня 2016-го № 454/пр). Но заставить людей платить больше они не вправе: поднять тариф для своего конкретного дома волевым решением могут только сами собственники на общем собрании (часть 8.2 той же статьи ЖК РФ). Это один момент. Другой — а как же предельный рост тарифов ЖКХ на 14,7%, который и так нагнал тоски, а тут сразу 21? А так. Капитальный ремонт в нашей стране по закону НЕ считается коммунальной услугой: постановление правительства РФ от 6 мая 2011-го № 354В, глава II, пункт 4 — полный список этих услуг, семь штук, и капремонта среди них нет. Потому и общим ЖКХшным канонам он не подчиняется.
...В пояснительной записке к проекту приказа о повышении взноса для нас с вами, кроме фамилии воронежского министра ЖКХ Евгения Бажанова, стоят ещё три: его первого зама Евгения Скиданова, начальника отдела энергетики, топлива и управления капитального ремонта жилфонда Руслана Ткаченко и директора воронежского Фонда капремонта Олега Теплякова. Присоединяюсь к вашим пламенным приветам этому весёлому квартету, а также вошедшему в историю предшественнику Евгения Бажанова — Максиму Зацепину. Тому самому, который в прошлом году наломал дров с новой программой капремонта, оставившей многих из нас без надежды на оный, и который удачно сменил работу вскоре после возбуждения уголовного дела региональным Следственным комитетом. Дело, напомню, по признакам халатности: в связи с переносом для многих домов в новой программе сроков капитального ремонта на десятилетия вперёд. А у Максима Александровича всё хорошо: его творческая натура нашла себя в роли заместителя директора «Воронежэнерго».
Новость номер два
Уже скоро региональные чиновники смогут вносить изменения в действующую программу капремонта — переносить сроки на более поздние и сокращать объёмы работ — без решения общего собрания собственников. То есть не спросив нас с вами. 16 ноября Госдума приняла Федеральный закон № 561-ФЗ о внесении поправок в ЖК РФ, 22 ноября его одобрил Совет Федерации, 27-го — подписал президент Владимир Путин. Депутаты-затейники, разработавшие проект, — Сергей Пахомов, Павел Качкаев и Анатолий Выборный, «Единая Россия». Закон вступает в силу 1 сентября 2024-го. Принципиальная новация — изменения в 168-й статье ЖК РФ, которая регулирует полномочия местных чиновников при реализации региональной программы капремонта. Сейчас они могут двигать его срок подальше и урезать работы, только если так решили сами собственники на общем собрании (часть 4 статьи 168). А станет можно БЕЗ их решения: на основании — внимание — результатов обследования технического состояния дома.
То самое «обследование техсостояния», которое тихой сапой провернули в прошлом году в Воронеже, чтобы принять новую программу капремонта. Хотя не только юристы, но и суд считают этот финт незаконным. Все нормативные акты о техобследовании были приняты его ведомством задним числом, а само обследование провели за счёт взносов жителей на капитальный ремонт. К слову, по новопринятому 561-ФЗ устраивать это техобследование регионы могут за счёт бюджета, заранее предусмотрев в нём такую строку расхода. А за деньги жителей — только в отдельных домах по инициативному решению общего собрания собственников.
...Я прочитала новый закон вместе с воронежским юристом и правозащитником Ильёй СИВОЛДАЕВЫМ. Вывод общий: в вопросе капремонта нас лишили права голоса. А у не согласных с результатами странного действа под названием «обследование технического состояния дома» будет одна дорога — в суд.
Илья Сиволдаев между тем сейчас представляет в суде интересы воронежцев, которые решились побороться с областным правительством из-за новой программы капитального ремонта, — об этом я тоже рассказывала. Пять человек иски по своим домам уже выиграли. Правительство, естественно, обжаловало: сейчас в делах разбирается Первый апелляционный суд общей юрисдикции в Москве.
Новость номер три
В селе Лозовое Верхнемамонского района активисты воронежского отделения Общероссийского народного фронта отыскали развалюху без окон без дверей, нежилую — внесённую, однако ж, в новую программу капитального ремонта. Двухэтажный скворечник на 12 квартир — дом № 99 по Советской улице. Открываю сайт ФКР: на 2023 — 2025-й в плане капремонт системы холодного водоснабжения и электроснабжения, в три последующих — крыши, после — фасада, на 2047 — 2049-й намечен подвал.
Дому 33 года, но, повторяю, он нежилой и растаскан мародёрами. Сроки капремонта в нём определили на основании — ага! — результатов «обследования технического состояния». Обследовало ООО «Фирма «ВИС» на основании договора с замдиректора нашего ФКР Денисом Горобурдо от 30 мая 2022-го. Кроме халупы в Лозовом в том лоте было ещё 849 домов по всей области, общий ценник — 24 миллиона 212 тысяч 103 рубля 44 копейки. Судя по смете в системе «Госзакупки», «обследование» избушки в Лозовом стоило 9 тыщ 227 рублей 61 копейку. Кто платил? Деньги ведь брали с собственников, а там не живёт никто. Хотя тут же, на сайте ФКР, написано: проживают пятеро, накопления по дому — аж 409 тысяч 748 рублей 39 копеек, собираемость — 78,27%. Чудеса!
Звоню в сельсовет.
— Дом заброшен с середины 90-х, — объясняет глава Лозовского 1-го сельского поселения Наталья ЛУКЬЯНЧИКОВА. — Квартиры в нём давали как социальные — нуждающимся учителям, врачам. Но времена были непростые. Люди не заключали никаких договоров соцнайма. Получается, просто жили себе и жили. Потом произошли какие-то проблемы с котельной, из системы отопления слили воду — люди стали бросать квартиры и уезжать. По бумагам с 2005-го дом на балансе нашего поселения. Сейчас собственники есть у трёх квартир, но люди там не живут — невозможно! — взносы на капремонт не платят. Приставы туда приходили — наверное, ФКР пытается взыскать через суд. А ещё семь квартир принадлежат поселению — как муниципальное жильё. И взносы на капремонт платим мы — администрация — из бюджета, а он скромный, мы же дотационные…
Какие взносы? На каком основании? Почему дом не аварийный? Глава убитым голосом пытается мне что-то объяснить.
— Я вступила в должность в 2017 году. Стала разбираться с этим домом. Оказалось, прежняя глава в 2014-м заключила по нему соглашение с воронежским Фондом капремонта, когда дом уже стоял заброшенным. Не знаю зачем. Обследовать его в прошлом году приходили — факт. Сказали, есть дома ещё хуже…
Есть, и не один десяток. В чём на голубом глазу признались в ФКР. Дословно:
«В ходе проведённого в 2022 году обследования технического состояния домов, подлежащих включению в региональную программу капремонта, были выявлены 164 (…) дома, у которых физический износ трёх основных конструктивных элементов (крыша, фасад, фундамент) превышает 60%, а также 19 домов, у которых износ превышает 70%. В их число входит и дом № 99 по ул. Советской в с. Лозовом Верхнемамонского района (..).».
183 халупы. В общей смете региональной программы под них размечаются деньги. В фонде резонно заметили, что капремонт той же горемычной двухэтажки в Лозовом «нецелесоообразен», ни копейки не потрачено. Однако ж заявили: исключить дом из региональной программы можно в том случае, если он признан аварийным или в нём меньше пяти квартир, но сами они на то не уполномоченные. Мол, ещё в декабре 2022-го направили полный список развалюх в областное правительство, ГЖИ и органы местного самоуправления «для рассмотрения вопроса о признании аварийными и последующего исключения их из региональной программы капремонта». Прошёл год. Тот же скворечник под номером 99 на Советской улице в Лозовом в программе стоит. О судьбе остальных хибар редакция «МОЁ!» направила запрос в областное правительство.
КСТАТИ
- За 10 месяцев воронежский Фонд капремонта подал в суд 8676 заявлений о взыскании взносов с должников на общую сумму 132,7 миллиона рублей.
Автор:
Комментарии (49)