Как бывший колхозный шофёр открыл собственный уникальный музей в Воронежской области
Кости мамонта, топоры бронзового века, одна из первых в мире шариковых ручек, довоенный немецкий консервированный хлеб — всё это и многие другие интереснейшие экспонаты хранятся в частном музее Николая Новикова в Богучарском районе
Слово «музей» у кого-то вызывает интерес и огонь в глазах, а у кого-то — приступ зевоты. Бывший колхозный шофёр, руководитель богучарского поискового отряда «Память» 75-летний Николай Новиков из посёлка Дубрава Богучарского района почти за четверть века собрал такую необычную экспозицию, что все, кто её посещает, зевать точно не будут.
Николай Новиков в школе посёлка Дубрава ведёт занятия по авторским программам, связанным с краеведением, и патриотическому воспитанию. Здесь, в школе, в четырёх классных комнатах и рекреации на площади примерно 200 квадратных метров собрано порядка 15 тысяч таких экспонатов, о которых многим государственным музеям остаётся только мечтать. А вот в частном музее Новикова они есть!
Быту — быть
Музей, созданный Новиковым в 1999-м, не является хранилищем пыльных раритетов в привычном понимании этого слова. Всё это либо найдено самим Новиковым на юге Воронежской области во время его поисковых экспедиций, либо куплено или обменено.
Эти раритеты всегда живые, способные рассказать о себе устами создателя музея любопытные коротенькие истории. Условно музей делится на экспозиции разных эпох: тут можно увидеть кусочки костей мамонта, какие-то древние сарматские черепки (племена сарматов обитали на территории нашей области ещё до нашей эры), топоры бронзовой эпохи, элементы быта здешних крестьян XVII — XIX веков, предметы советской эпохи. И конечно же, немало экспонатов, относящихся к Великой Отечественной войне, от румынских, немецких и итальянских касок и редких видов оружия до документов гитлеровских оккупантов. Всё это, конечно, лучше видеть, чем описывать.
Подробно рассказывать о десятках моделей прялок, патефонов, граммофонов, пишущих машинок, репродукторов, телефонов, фонарей разных времён и народов мы не будем, остановимся на самых необычных экспонатах.
Вот, например, ночва — деревянное корыто, в котором крестьяне на ночь ставили тесто, а утром пекли хлеб на всю семью.
— Я приобрёл его у какой-то старушки, причём всегда за любой раритет, найденный на чердаке или в подвале, я плачу хозяевам во избежание дальнейших финансовых претензий, — рассказывает Николай Львович и берёт с витрины нечто похожее на тыкву.
— Это ханька — декоративная тыква, которая выращивалась крестьянами как термос для холодной воды, чтобы брать её в поле в жаркий день. А вот среди многочисленных пишущих машинок есть одна немецкая довоенная марки «Мерседес» с русским шрифтом. Рядом фарфоровые статуэтки — их в наших краях брали с собой, когда шли в гости, чтобы подарить хлебосольным хозяевам. Прийти без статуэтки в гости означало обидеть людей, — поясняет создатель музея.
В части экспозиции, условно названной «Бытом», можно увидеть чемодан, сплетённый из лозы («В наших краях всегда было много искусных лозоплётов»), десятки коньков, фонари, путы для лошадей.
— Как-то ещё в советские времена я показал эти путы знакомому цыгану и предложил тому пари: если он расплетёт их, получит от меня 3 рубля. Тот махнул рукой, мол, ерунда, и позвал своего сына. Парень не сумел сделать это за полчаса. Тогда я показал ему, как надо решить эту головоломку, и выиграл деньги, — вспомнил Николай Львович.
А ручки-то вот они!
Пожалуй, самая необычная экспозиция музея связана с войной. На одной из витрин под стеклом лежат несколько 20-страничных крошечных книжечек с верёвочками, размер книжек примерно 6 х 4 сантиметра. Внутри — фотографии вождей рейха, которые то гладят по голове немецких детей, то пожимают руки простым людям, то похлопывают по плечу (в соответствии с законодательством мы не имеем права публиковать фотографии с изображением символики гитлеровцев).
— Эти книжечки — украшения, которые фашисты вешали вместо игрушек на рождественские ёлки в далёкой России. Качество крошечных чёрно-белых снимков даже по меркам сегодняшнего дня очень высокое. Три такие книжечки мы нашли в каком-то старом сундуке на чердаке заброшенного дома в Богучарском районе. Это довольно редкие экспонаты, тем более что они очень хорошо сохранились, — рассказывает Николай Новиков.
Ещё один редкий документ военных лет — трудовая книжка времён рейха Arbeitsbuch, найденная на чердаке одного из домов села Залиман Богучарского района. В ней много отметок, начиная с 1940 года. Тут речь идёт, скорее всего, о немецком солдате, работавшем до войны на угольных шахтах Австрии и попавшем в итоге на восточный фронт, куда он прихватил с собой этот документ.
Хорошая ручка — незаменимая вещь для журналиста. В экспозиции музея Новикова есть одна из первых в мире шариковых ручек (их массовое производство началось в 30-е годы прошлого века в Европе). Экспонат, хранящийся в музее Новикова, ещё довоенного, скорее всего, немецкого производства. Найдена ручка была во вражеском окопе в 20 километрах от Дубравы несколько лет назад. На ней от руки по-немецки нацарапано «Тюрингия» (федеральная земля Германии). Эта шариковая ручка писала не стержнем, а обычными чернилами, которые заливались в неё. Но вместо привычного пера был уже крошечный шарик. Ручка сегодня находится во вполне рабочем состоянии, шарик легко вращается — наливай чернила и пиши!
Хлебное место
Среди военных экспонатов музея есть и подносы для немецких и итальянских офицеров, собиравшихся воевать с Россией в комфорте. В этих подносах — специальные ячейки для соли, перца, стаканов с кофе, сахара и даже для спагетти. Рядом стоят специальные немецкие карбидные печи для того, чтобы подогревать еду в полевых условиях. Под горелкой есть место для плитки карбида, который поджигался и нагревал ёмкость, стоящую на конфорке. Печи найдены около десяти лет назад на берегу реки Сухой Донец.
— В 2004 году ко мне в музей приезжали итальянцы, искавшие следы своих дальних родственников, воевавших в этих местах в составе гитлеровской Германии. Их поразила фляжка итальянских солдат, изготовленная именно для ведения боевых действий на севере Африки. Это редкий экземпляр, в России таких единицы. Видите, она вся исцарапана рисунками и надписями. А вот итальянские солдатские ботинки с 72 металлическими заклёпками, чтобы не скользить зимой. Но оккупанты не учли того, что металл проводит холод. Во время русских морозов у них стали замерзать ноги, так итальянцы просто ножом срезали часть подошвы вместе с этими заклёпками. А вот, смотрите, пузырёк с йодом, найденный в окопе, он сохранился до сих пор, — рассказывает основатель музея.
Тут же на витринах многочисленные тюбики военных лет: крем «Нивея» и зубная паста «Блендамед» — атрибуты быта оккупантов.
Один из самых уникальных экспонатов — металлическая банка, из которой выкачан воздух и в которую в 1941-м был положен ржаной хлеб. Таким образом он хранился долгие годы.
— Мы нашли это в немецком блиндаже. В 2015-м одну банку открыли — хлеб хранился почти 80 лет, а был таким вкусным, словно из печи. Вообще, немцы и итальянцы были отлично экипированы. Вот, например, полевой ранец ворсом наружу, чтоб не промокал. Сапёрная лопатка с зубьями, как у пилы, с одного края — это чтобы пилить корни деревьев при рытье окопов.
О каждом из экспонатов этого необычного музея Николай Новиков может рассказать отдельную историю. Если собрать их все под одной обложкой — получится немаленький сборник.
Но лучше не читать об этих экспонатах, а по возможности увидеть их вживую, поэтому Николай Львович постоянно водит по школьным классам экскурсии со всей России. В год его музей, на который не уходит ни копейки бюджетных денег, бесплатно посещают порядка 15 — 20 тысяч человек.
...На входе в один из залов — метровый деревянный бюст самого Новикова, сделанный белгородским коллекционером и давним поклонником Николая Львовича, который щедро делится своими экспонатами со школьными музеями и коллекционерами всей области.
Описывать эту коллекцию — занятие неблагодарное, её можно смотреть и день, и два. А важнейшие экспонаты Новикова — неравнодушие и любовь его создателя к истории родного края.
Читать все комментарии