Воронежские чиновники не будут экономить на себе и на бюджетниках
На что и сколько будут тратить власти в 2024 году
Под занавес 2023 года городская Дума приняла главный финансовый документ города — бюджет Воронежа на 2024 год. От этого документа зависит почти всё муниципальное хозяйство — ремонт и уборка дорог, работа школ, детских садов, Дворцов культуры.
«МОЁ!» традиционно сравнила бюджеты прошлого и нынешнего годов. Так как бюджет в течение года несколько раз корректируется благодаря дополнительным поступлениям и дополнительным расходам, то для сопоставимости данных мы сравнили бюджеты, которые были приняты в декабре 2022 года и в декабре 2023-го.
Главный вывод — нельзя сказать, что для городской казны наступили непростые времена, но власти к ним на всякий случай готовятся.
Что происходит с городской казной
Начнём с хорошей новости. Весной 2023 года мы писали о том, что поступление налоговых доходов в городской бюджет заметно задерживается. Финансисты мэрии объяснили: перечисленные воронежскими предприятиями и организациями средства задержала налоговая служба. Это произошло из-за сбоев в связи с переходом на единый налоговый платёж (что это такое, читайте здесь).
И действительно, летом 2023 года ситуация наладилась. И сейчас смело можно говорить о том, что экономика Воронежа продолжает жить и работать. Так, по данным управления финансово-бюджетной политики мэрии, за 11 месяцев 2022 года в бюджет города поступили налоговые доходы на сумму 10 млрд 603 млн руб., за 11 месяцев 2023 года — 11 млрд 668 млн руб. То есть рост налоговых доходов оказался даже чуть выше официального уровня инфляции в 7,5%.
Так к чему же готовятся городские власти? Судя по всему, к тому, что поступление доходов может быть и не таким ритмичным. Ведь есть и другие цифры.
Например, в прогнозе социально-экономического развития Воронежа на 2023 год городские власти планировали, что по итогам года объём продукции воронежской промышленности и сферы ЖКХ составит порядка 284 миллиардов рублей. Однако по итогам года показатель будет более скромным — около 254 миллиардов рублей.
Оборот розничной торговли ожидался на уровне 470 миллиардов рублей, а на самом деле составит порядка 446 миллиардов.
«Ввёл новую модель защиты бюджета, поскольку в непростых условиях стоит задача сделать главный финансовый документ города максимально сбалансированным, сохранив ориентир на развитие», — сообщил осенью 2023 года глава города Вадим Кстенин. Стоит обратить внимание на «непростые условия». Мэр не пояснил, в чём эта модель защиты.
На чём власти не будут экономить
На зарплате бюджетников
В 2023 году фонд оплаты труда работников бюджетной сферы индексировался дважды: с 1 января — на 6% и с 1 сентября — на 9%. Таким образом, он увеличился более чем на 15%. В бюджете 2024 года заложена эта индексация и запланирована ещё одна — ориентировочно на 4,5%.
На себе
Сразу заметно, что расходы на муниципальное управление обогнали уровень инфляции. Если говорить о конкретных органах власти, то расходы на функционирование администрации города и её подведомственных учреждений возрастают с 1 млрд 791 млн руб. до 2 млрд 125 млн руб. Расходы на городскую Думу — с 212 до 241 млн руб. В эти расходы заложена в том числе индексация зарплат чиновников. Фонды оплаты труда в мэрии и в Гордуме в 2023 году были проиндексированы на те же 6% с 1 января и 9% с 1 сентября.
На ЖКХ
Заметный рост расходов на муниципальную программу «Обеспечение коммунальными услугами» связан с тем, что в 2024 году город начнёт крупные инфраструктурные проекты — строительство водоподъёмной станции № 21 (1 млрд 162 млн руб.), реконструкцию водоподъёмной станции № 9 (695 млн руб.), а также проектно-изыскательские работы по строительству напорных канализационных линий на улицах Куйбышева и Изыскателей.
На чём же будут экономить
В 2024 году городские власти планируют не только продолжать текущую работу, но и заниматься большими проектами.
Например, если говорить про образование, то в 2024 году продолжится капитальный ремонт школ Воронежа, целевые средства на который выделяет областной бюджет (на ремонт пока запланировано около миллиарда рублей). В детском оздоровительном лагере «Маяк» планируется построить быстровозводимые корпуса за 169 млн руб.
Но чудес в бюджете не бывает. И если взять такие статьи расходов, как образование, культура и охрана окружающей среды, то понятно, что с учётом индексации зарплат, а также с учётом инфляции на многие текущие работы средств явно будет меньше.
Как в 2024 году изменятся доходы и расходы города
План на 2023 г. (млрд руб.) | План на 2024 г. (млрд руб.) | Разница (в процентах) | |
---|---|---|---|
Доходы | 38,096 | 38,81 | + 1,9% |
Расходы | 39,206 | 40,141 | + 2,4% |
Дефицит | 1,109 | 1,331 | + 20% |
Собственные доходы города | 13,163 | 14,524 | + 10,3% |
Безвозмездные поступления из вышестоящих бюджетов | 24,93 | 24,286 | – 2,6% |
Как в 2024 году изменятся расходы города по главным муниципальным программам
Сфера | План на 2023 г. (млрд руб.) | План на 2024 г. (млрд руб.) | Разница (в процентах) |
---|---|---|---|
Образование | 21,94 | 22,717 | + 3,6% |
ЖКХ | 1,99 | 2,603 | + 31% |
Содержание и ремонт дорог, благоустройство, транспорт | 5 | 4,712 | – 5,8% |
Культура | 1,555 | 1,521 | – 2,2% |
Охрана окружающей среды | 551 | 535 | – 2,9% |
Физкультура и спорт | 1,088 | 1,619 | 48,80% |
Формирование городской среды (реконструкция общественных пространств и ремонт дворов) | 1,153 | 514 | Уменьшение в 2,2 раза |
Муниципальное управление | 2,377 | 2,825 | + 18,9% |
Читать все комментарии