Водитель воронежского автобуса рассказал о своей нелёгкой жизни
Корреспонденты «МОЁ!» проехали рядом с водителем одного из самых длинных городских маршрутов
Ругать воронежские маршрутки (заметим, в 9 случаях из 10 справедливо) с середины декабря 2023 года, когда, казалось, они в дни сильных снегопадов вообще исчезли из города, стало правилом хорошего тона. Водителями автобусов часто бывают недовольны горожане, сотрудники Госавтоинспекции, автомобилисты на дорогах города.
В минувшую пятницу, 2 февраля, корреспонденты «МОЁ!» решили взглянуть на проблемы городских маршруток с другой стороны, для чего проехали по одному из самых длинных городских маршрутов № 54 рядом с водителем, который и рассказал «МОЁ!» о подводных камнях этой профессии.
Он сказал: «Поехали!»
Маршрут № 54 («Школа № 95» — «Юго-Западный рынок») связывает два разных конца города — Северный микрорайон с Юго-Западным, протяжённость — чуть более 30 километров.
Пока ждали водителя Алексея ЖУКОВА с очередного круга, пообщались с техническим директором ООО «АТП-1» Сергеем ТИТОВЫМ, который 18 лет работает в сфере городского транспорта.
— Наше предприятие обслуживает 11 маршрутов, у нас более 200 единиц транспорта, а на этом рынке мы работаем уже 20 лет, — рассказывает Сергей. — Сейчас у всех перевозчиков независимо от форм собственности серьёзные проблемы с дефицитом водителей, их не хватает примерно 40%, хотя, например, у них средняя заработная плата от 50 тысяч рублей. Мы приглашаем к себе водителей, но молодёжи это, судя по всему, неинтересно. Что касается тарифов по оплате, отмечу, что экономическая себестоимость услуги составляет в среднем около 36 рублей, в эту цифру должны входить все экономические расходы. После ковида и начала 2022 года, когда были введены экономические санкции, стоимость запчастей выросла в 3 — 10 раз. Два года назад автобус ЛиАЗ стоил в среднем 7,5 миллиона рублей, теперь 15 — 18 миллионов. Сейчас, например, мы покупали резину для наших автобусов, ушло на это 2 миллиона рублей. Сцепление ходит на автобусах 5 — 6 месяцев, а коробка передач стоимостью под 180 тысяч рублей — год-два. Соответствующий тариф позволил бы нам покупать новую технику, которая также растёт в цене, но она важна для Воронежа, поскольку город расширяется и развивается. Надо всё-таки уходить от «ГАЗелей» и выбирать более вместительные автобусы.
По словам Сергея, больше всего водителю маршрутки осложняют жизнь остановки, запаркованные автомобилями. Опять же на кольце на улице Жукова очень неудобно расположена остановка относительно светофора. Выделенка в принципе дело хорошее, но она не по всему городу, и там, где её нет, маршруткам двигаться непросто — взять хотя бы улицу 9 Января.
Своя дорога
Тем временем к конечной подъехал Алексей Жуков.
— Я пришёл на этот маршрут 19-летним пацаном в 2009 году, — рассказывает водитель 54-го автобуса. — Мой рабочий день начинается в 4 утра, пока доберусь до своего автобуса, пока пройду предрейсовый осмотр — примерно в 5:00 или чуть позже мы выходим на линию. Мой маршрут имеет протяжённость порядка 30 километров, обычно я делаю за смену пять кругов. Проблем много: и часто неточная дорожная разметка, и порой проблемные пассажиры. Одно из самых трудных мест на моём маршруте — «жуковское кольцо» с его неудобной остановкой и многолетняя яма прямо возле светофора, из-за которой здесь часто образуются пробки. Почти на всех остановках массово стоят таксисты, загораживая подъезд к ней: возле «Молодёжного», возле «Графской кухни», да везде, считай, по маршруту. В межсезонье, когда машин в городе становится больше, минут 20 — 30 за полрейса мы проводим в пробках, это ломает график и наши интервалы движения. С 2009 года на улицах города более-менее упорядочилась разметка, зато стало гораздо больше машин, теперь движение по городу каждый год замедляется. В декабре 2023-го во время снегопадов ругали нас, водителей маршруток, но ведь дороги города сложно чистились, а сколько машин было брошено и на остановках, и на обочинах! Так долго, как в декабре 2023-го, в Воронеже снег не чистили никогда. Главный плюс в нашей работе — нормальная оплата, а минус — моральная усталость, нервы. У нас половина людей, входящих в салон в заднюю дверь, проезд не оплачивают вообще. А не открывать её я не имею права. Я же не остановлю автобус и не полезу разбираться туда через весь салон.
После этого водитель завёл двигатель, но тут в разговор вступила диспетчер маршрута Елена НАГАЙЦЕВА. Учитель начальных классов по образованию, она тоже долгожитель в сфере городских пассажирских перевозок.
— В школе проработала два года, потом ставку сократили, пришлось что-то искать, вот так и пришла сюда. Мой рабочий день — с 6 утра до 9 вечера, на машине приезжаю, в ней зимой греюсь. Работа непростая, но я уже прикипела и никуда уходить не собираюсь, — рассказала Елена. — Здесь, на «конечке», я всегда как дома.
А потом маршрутка тронулась, и в салон вошли первые пассажиры...
В ТЕМУ
«В работе навигационных систем сохраняются сбои»
Вот что «МОЁ!» рассказали о работе городских маршруток в управлении транспорта Воронежа:
— На работе пассажирского транспорта в целом продолжает сказываться и дефицит водительского состава. На сегодня частным перевозчикам не хватает более 500 водителей, муниципальные не испытывают острого дефицита водительского состава. Если ранее средний ежедневный выпуск составлял около 1 100 — 1 200 единиц подвижного состава, то сейчас до 950 единиц, они возят пассажиров по 83 маршрутам. В регионе сохраняются сбои в работе всех навигационных систем. Определённым образом это сказывается и на общественном транспорте — периодически видим в соцсетях жалобы, что мониторы на остановках не показывают время прибытия маршрутов или информируют, что транспорт в ближайшее время не ожидается. Также перестали отображать подвижной состав и онлайн-карты. Однако это не означает, что транспорта на самом деле нет на линии. Это связано со сбоем в навигационных системах, которые и передают данные на различные сервисы, прогнозирующие график движения автобусов. Поскольку системы работают некорректно, эти данные также не могут верно отображаться. С такой же ситуацией сталкиваются и другие автомобилисты, и такси, и пользователи личных устройств. А что касается разговоров о якобы грядущем повышении стоимости проезда — решение принимается министерством тарифного регулирования, и документов о необходимости изменения тарифа в общественном транспорте от администрации города в адрес ведомства не направлялось.
ТЕМ ВРЕМЕНЕМ
«Машины должны перестать мешать автобусам»
— Необходимо не только продолжать поднимать зарплату сотрудникам автотранспортных предприятий, но и создать нормальные условия труда, в том числе приводить в порядок конечные остановки, — написал на прошлой неделе в своём телеграм-канале мэр Воронежа Вадим Кстенин. — Такое поручение мной уже дано, сейчас профильники занимаются передачей некоторых площадок, где это возможно, в муниципальную собственность для дальнейшего обустройства... В этом году рассмотрим возможность организации выделенки на Ленинском проспекте. Выделенные полосы предназначены в первую очередь для общественного транспорта, который перевозит значительно больше людей, чем личный. Машины должны перестать мешать автобусам.
Автор:
Комментарии (40)