Нейропсихолог рассказал, можно ли сделать из двоечника отличника

Многие проблемы, связанные с успеваемостью школьника, вполне можно решить

10.03.2024 11:09
14 8240

Заставочное фото

freepik. com

«Опять двойка» — не только название известной картины, но и частая ситуация, с которой приходится сталкиваться родителям неуспевающих детей. Если раньше педагогические проблемы решались наказаниями, то сегодня многие родители знают, что проблемы в учёбе далеко не всегда связаны с простым нежеланием учиться. И всё чаще в таких случаях прибегают к помощи нейропсихологов. Корреспонденты «МОЁ!» поговорили с Еленой Игоревной КИРЕЕВОЙ, нейропсихологом и специалистом системной нейромодуляции, и выяснили, действительно ли с помощью современных методик можно вылепить отличника из отъявленного двоечника?

В чём отличие психолога от нейропсихолога?

Елена КИРЕЕВА

Психолог — это специалист, который занимается психикой человека, его внутренним миром, эмоциями, переживаниями, помогает выстроить взаимосвязь с окружающим миром. Низкая учебная мотивация, неуверенность ребёнка в себе или, наоборот, излишняя эгоцентричность, проблемы во взаимоотношениях с окружающими, детско-родительский конфликт, высокая тревожность, страхи или другие нежелательные эмоции — вот основные проблемы, с которыми обращаются к этому специалисту.

У нейропсихолога более чёткая задача: выявление зон мозга, которые недостаточно созрели для выполнения тех или иных задач, и их развитие посредством определённых упражнений. Сложности в обучении (невнимательность, многочисленные ошибки при списывании и письме под диктовку, пропуск букв или недописывание окончаний, неразборчивый почерк (буквы огромные, выходящие за границы клеточек, сложности в клеточной ориентации), трудности усвоения счёта и решения задач — вот спектр вопросов, с которыми обращаются к данному специалисту.

Как проводится диагностика у нейропсихолога?

До визита к нейропсихологу ребёнку рекомендована ЭЭГ-диагностика со спектральным анализом. Далее он проходит нейродиагностику, которая включает в себя не только решение тестов на внимание, мышление, зрительную и слухоречевую память, но и оценку качества развития всей двигательной сферы и физиологических особенностей организма. Диагностика проводится в два этапа: на первом родители делятся со специалистом своими жалобами, устанавливается контакт с ребёнком, исследуется материал (тетради, рисунки, документы с обследованиями), собирается информация о развитии ребёнка (беременность, роды, первые годы жизни, болезни, которые он перенёс, — всю эту информацию родители заносят в анкету). Оценивается двигательная сфера, и родители сразу получают рекомендации, если что-то имеет дефицит развития. На втором этапе ребёнку предлагается серия заданий в игровой или учебной форме. Важно уточнить, что диагностика проводится без родителей — это связано с тем, что дети боятся ошибиться, боятся быть наказанными, в результате они часто замыкаются и перестают отвечать на вопросы, что даёт недостоверную картину диагностики. Часто родители начинают отвечать вместо ребёнка, упрекать его в неверном ответе, даже не давая подумать. Изучив состояние функций, нейропсихолог работает с полученными данными и даёт предварительное заключение с рекомендациями в устной форме. По результатам диагностики возможно дополнительное назначение исследований: ЭЭГ, если его нет, консультация невролога, психиатра, логопеда, психолога, специалиста по коррекции осанки, эндокринолога, дополнительное комплексное обследование слуха, сосудов шеи и головного мозга.

С какими проблемами чаще всего обращаются к нейропсихологу?

Такие проблемы, как низкая школьная успеваемость и неговорящий или плохо говорящий ребёнок, сейчас встречаются намного чаще, чем 10 — 15 лет назад. Большинство родителей списывают это на болезни, прививки, экологию… Частично они правы. Такие дети могут длительное время заниматься с логопедами и репетиторами, но динамика, как правило, незначительная, потому что одного логопеда или репетитора недостаточно. Некоторым детям необходимы занятия с инструктором ЛФК для развития и коррекции двигательной сферы, так как речевые и двигательные зоны находятся рядом. Используя нейрогимнастику, и логопед, и инструктор ЛФК воздействуют на ребёнка одновременно, что даёт более эффективный результат.

Часто к нейропсихологам обращаются родители детей с гиперактивностью, которые постоянно крутятся, отвлекаются сами и отвлекают соседа, не могут посидеть спокойно пять минут. У гиперактивных детей часто бывает плохой почерк, низкий уровень грамотности, трудности с математикой, неудовлетворительное поведение на уроках и постоянные замечания в дневнике от учителя. Им часто ставят диагноз «СДВГ с гиперактивностью». Всё это возникает из-за незрелости некоторых отделов мозга, отвечающих за двигательную функцию рук, речевое внимание, зрительно-пространственную ориентацию и вестибулярную систему. Но часто ребёнок с нормальным слухом, зрением и интеллектом в школе также неуспешен, при этом неврологи и другие врачи говорят, что с ребёнком всё нормально — он здоров, а в чем причина сложностей, непонятно.

Часто всё списывается на леность, а ведь лень — это просто способ сохранить энергию, которой, как правило, не хватает для активной мозговой деятельности. В результате появляется хроническая школьная неуспешность, которая вызывает нарушения поведения, ребёнок становится агрессивным, грубит, дерзит, снижается школьная мотивация, он начинает часто болеть, может нарушиться даже сон, а от сильного перенапряжения нервной системы могут появляться невротические тревожные реакции и тики.

Как помочь ребёнку и можно ли сделать это самим?

Все вышеперечисленные проблемы решаемы в большинстве случаев. Чтобы понять, что не так, лучше обратиться к специалисту и пройти «технический осмотр», как с машиной. Большинство из нас в случае поломки автомобиля не лезут под капот с гаечным ключом, а направляются в автосервис. Если бы родители знали сами, как решить проблему, они бы её решили, но логичнее обратиться к специалисту, а не терять время. После диагностики родители получают ряд рекомендаций и список необходимой литературы для самостоятельных занятий. При отсутствии динамики специалист может позаниматься с ребёнком в специально оборудованных залах и реабилитационных кабинетах. За последние 10 лет методики реабилитации детей в России стали гораздо эффективнее: появилось множество инновационных разработок.

Так, специалисты используют комплексы упражнений, помогающие корректировать те или иные психофизиологические нарушения, современное оборудование. Такие занятия помогают детям развивать способность к произвольному планированию своих действий, а также их регулировке и контролю, повысить концентрацию внимания, продуктивно его распределять, научиться управлять своими психическими процессами. Комплексы подбираются под каждого ребёнка или группу детей, основываясь на результатах нейропсихологического тестирования.

На занятиях дети активно двигаются, тем самым увеличивая кровообращение, а следовательно, улучшая свое физическое состояние. Упражнения на координацию движений улучшают функции мозжечка и стимулируют всю вестибулярную систему и кору полушарий, ответственную за интеллектуальные функции. Иными словами, занятия способствуют развитию памяти, мышления, речи. По мере овладения упражнениями ребёнок становится более уверенным в себе, улучшается его психоэмоциональное состояние, всё это положительно влияет на школьную успеваемость.

А чем нейропсихолог может помочь взрослому?

Так как двигательные задания, которые даются ребёнку, достаточно сложные, то в работу, как правило, втягиваются все члены семьи. «Прокачивать» мозг взрослому нужно всю жизнь, особенно сейчас, когда техническое устройство мира стремительно меняется. Мы не знаем, к какой жизни готовить детей, а значит, необходимо создавать оптимальный путь развития системы с наименьшими энергетическими затратами. На мой взгляд, нейрогимнастика — это фитнес настоящего и ближайшего будущего.

Есть ли возраст, после которого обращаться к нейропсихологу поздно?

Скорее дело не в возрасте, а в болезненном состоянии, в котором мозг оказался из-за своего обладателя. Философ Франц Вертфолен говорит, что «мозг, как сердце, должен работать всегда. Если у вашего мозга появляются выходные, вы зарабатываете себе Альцгеймер». Чтобы избежать таких заболеваний, нашему мозгу просто необходима нагрузка и ежедневная тренировка всю жизнь. Ведь мы стареем тогда, когда стареет наш мозг. Что касается детей — эффективная командная работа, где родители, специалист, педагог и ребёнок прикладывают все усилия для исправления ситуации, приносит свои плоды, и вместо двоек в дневнике начинают появляться долгожданные пятёрки. Любите своих детей и будьте здоровы!

Комментарии (14)