Воронежский патологоанатом: «Я, как все мамы, брала детей на работу»
Корреспонденты «МОЁ!» узнали, почему патологоанатомы — это на самом деле про жизнь, а не про смерть
Заведующая патанатомическим отделением ВГКБСМП № 8 Галина Викторовна Фомина в профессии более 40 лет. За её плечами обучение в Воронежском государственном университете по специальности биолог, с отличием оконченное медицинское училище. На момент поступления в медицинский институт Галина Викторовна уже успела стать мамой двух детей, что не помешало ей успешно пройти обучение, войдя в десятку лучших студентов своего выпуска, а позже обрести статус многодетной мамы. В больницу Галина Викторовна устроилась на должность лаборанта-гистолога патологоанатомического отделения через год после его открытия, а спустя 15 лет возглавила его.
«80% нашей работы — это микроскоп и мозги»
— Патологоанатом изучает любые отклонения от нормы, возникающие в организме. Мы работаем с гистологией — это слово переводится как «ткань» и «знание, слово, наука». Если объяснять просто, это раздел биологии, изучающий строение, жизнедеятельность и развитие тканей живых организмов. Гистология проводится путём рассечения тканей на тонкие слои. В отличие от анатомии гистология изучает строение организма на тканевом уровне. Основу нашей работы составляет скрининг онкологии, при котором полипы, воспаления, доброкачественные образования нужно отличить от злокачественных. Многие коллеги из других отделений часто звонят нам удостовериться в поставленном ими диагнозе. Патологоанатом должен изучить человека от макушки до пяток: досконально знать пульмонологию, гинекологию, трансплантологию и не только. Кстати, вскрытие проводится патологоанатомом только в том случае, если человек умер в больнице или в домашних условиях по естественным причинам. В случае насильственной гибели вскрытие проводят судмедэксперты. Многие студенты выбирают патанатомию за невероятный объем знаний. Тот опыт, который они получат здесь, не даст ни одна специальность. Я столько лет работаю с людьми, что могу сказать всё не только про мёртвых, но и про живых.
Почему мужчины умирают раньше женщин?
— Чаще всего к нам приезжают с ИБС — ишемической болезнью сердца, при которой ожирение является отягчающим фактором. Также оно увеличивает риски смерти при сахарном диабете и гипертонии. Наркоманы зачастую умирают от воспалительных заболеваний, а не от передозировки, как принято считать. Не секрет, что мужчины умирают раньше. Объясняю почему: мужчины изначально имеют меньший запас иммунитета, именно поэтому в любом отделении мужчин больше, чем женщин. Раньше во дворах кто сидел на лавочках? Бабушки. Дедушки просто не доживали. Изначально мальчиков рождается больше, но к 15 годам количество мальчиков и девочек становится одинаковым, а потом женщин остаётся больше.
Мужчины по природе своей трусоватые, многие из них не хотят признавать себя больными. «Я лучше не буду знать, что у меня там внутри!» — вот самая частая отговорка, которой они кормят родственников, пытающихся загнать их на приём к доктору. И ведь обидно, что многие заболевания действительно можно было бы вылечить, а мужики из-за своей твердолобости остаются дома и в итоге умирают из-за ерунды. Разговариваем с плачущими родственниками, которые спрашивают: удалось бы спасти папу или мужа, приведи они его к доктору раньше? Мы говорим: удалось бы! Но мужчина же трое суток держался за сердце, думая, что всё само пройдёт… Инфаркт миокарда врачи называют «диагнозом в руке», потому что при нём человек испытывает боли в груди и рефлекторно держится за сердце. Российские мужчины лечат его алкоголем, принимая водку как обезболивающее. А потом приезжают к нам.
«Вы его убили!»
— Родственники бывают разные. Мы с пониманием относимся к тем, кто с порога кидается обвинять нас в смерти родственника: «Вы его убили!» Приходится разговаривать, объяснять, что близкого не убивали, что все люди смертны, а врачи сделали всё возможное, чтобы его спасти. У близких умершего срабатывает защитная реакция психики — перекладывание горя на постороннего человека. Мы не держим зла, в таком состоянии человек часто не осознаёт своих поступков. Мы являемся не только диагностами, но и хорошими психологами — имея по 5 — 10 подобных встреч в день, я и мои коллеги научились успокаивать, правильно общаться, находить подход. Нередко пациенты поступают в отделение после реанимации, где с их родственниками не общались. Это делаем мы, на что часто слышим: «Спасибо, что вы нам всё объяснили».
Таким образом мы работаем и со своими близкими — спокойно объясняя, что все люди смертны и это нормально. Моей старшей внучке 16, и она тоже хочет стать врачом. В молодости я, как и все мамы, брала детей с собой на работу, они приходили и помогали одевать покойников. Никто из них не боялся и не боится находиться в отделении, внуки оказались тоже не из трусливых. При этом я никак не настраивала их специально. Старшая внучка в раннем детстве однажды приехала сюда и говорит: «Галя (внучка меня так называет), у тебя там дедушка лежит. Почему он так долго находится в одной позе и не встаёт?» Тогда я объяснила ей, что работаю в морге. Лет до 5 — 6 ребёнок не способен понять, что такое смерть, он не сопереживает умершему, поэтому и не боится его, а вот после 10 лет ситуация меняется. Поэтому с детьми нужно быть честными как можно раньше: все люди смертные, к этому нужно относиться спокойно, общаться с детьми как со взрослыми, без сюсюканья. Я оптимист по жизни, но единственное, что мне не нравится, — знать, что жизнь когда-то закончится. В этом смысле я завидую собакам и кошкам, которые находятся в неведении и оттого не забивают себе голову ненужными глупостями.
Бывший судмедэксперт, байкер — кто ещё работает в отделении?
Врачи признаются, что персонал их отделения самый весёлый в больнице. В одном из кабинетов даже висит табличка с заповедями патологоанатома, среди которых «Не ищи смысла жизни во время вскрытия», «Не уверен — не вскрывай!», «Поговорку «Семь раз отмерь — один раз отрежь» придумали идиоты». Без чёрного юмора не справиться. Все они попали сюда практически случайно.
Ольга Викторовна Лобеева устроилась в отделение с должности судмедэксперта, откуда ушла, будучи беременной. Её мама работала в судмедэкспертизе, поэтому обо всех особенностях профессии она с детства знала из будничных домашних разговоров.
Патологоанатом Анастасия Алексеевна Воротова в свободное время любит рисовать, выжигать по дереву и лепить из глины, а её муж — мультипликатор, у них творческая семья. Она признаётся, что, видя запущенных пациентов, сама стала заниматься спортом — так профессия благотворно повлияла на её собственное мировосприятие.
Юрий Игоревич Беляев — харизматичный байкер и владелец шикарного мотоцикла Harley-Davidson, на котором он никогда не гоняет. Тоже издержки профессии. Он шутит, что никогда не знакомится с байкерами, любящими скорость, называя их друзьями на один сезон. Патанатомия для него — бесконечный кладезь знаний, учебники и книги по специальности он изучает ежедневно: «В мире каждый день диагностируют десятки, сотни новых заболеваний, форм уже ранее изученных. Патологоанатом просто обязан быть в курсе этих открытий, чтобы качественно выполнять свою работу». А ещё смеётся, что профессия позволяет ему легко привлекать внимание девушек: как только они узнают о его специальности, сразу начинают задавать миллион вопросов.
В финале нашего разговора Галина Викторовна просит донести до читателей самое главное: «Следите за своим здоровьем, проходите профилактические осмотры и не закрывайте глаза на имеющиеся симптомы — это поможет вам прожить долгую жизнь в здравии».
Верю — не верю
Мы попросили Галину Викторовну развеять мифы, сопровождающие профессию патологоанатома
Миф 1. Патологоанатомы сталкиваются с потусторонними силами
— Частый сюжет хорроров: молодой студент-практикант остаётся на ночное дежурство в морге, как вдруг лампы начинают мигать, по коридору слышится топот, вещи падают с полок, дверь сама собой открывается… Могу с уверенностью сказать, что это абсолютный бред. Труп действительно может издавать звуки, когда патологоанатом двигает или переворачивает тело на столе — из лёгких иногда выходит оставшийся там воздух. За десятилетия работы я не встречала ни одного случая, где были бы замешаны потусторонние силы. Я, кстати, ужастики никогда не смотрю — мне людей жалко.
Миф 2. Патологоанатом постоянно вскрывает трупы
— Конечно же, это не так. В народе даже есть шутка: терапевт всё знает, но ничего не умеет, хирург всё умеет, но ничего не знает, патологоанатом всё знает, всё умеет, но помочь уже ничем не может. Патологоанатомы вопреки людским убеждениям занимаются не только вскрытием трупов. Львиную долю нашей работы составляет диагностика биоматериалов пациентов, которые им отправляют врачи других специальностей. Наиболее важное значение патологоанатомическая диагностика имеет в онкологии, диагностике дегенеративных заболеваний, определении характера воспалительного процесса.
Миф 3. В морге все падают в обморок
— В отделении присутствует специфичный запах, который часто смущает людей. Это смесь средств для обработки и реактивов, с которыми работают врачи и лаборанты. Приходящим к нам зелёным студентам говорю встать у стены, а если уж совсем плохо, даю нашатырный спирт. Кто-то принимает для храбрости 50 граммов… Одна студентка педуниверситета уговорила мужа прийти на вскрытие. Он, зайдя к нам, сначала побелел, потом попросил немного выпить, а уже через полчаса увлечённо смотрел, как мы работаем.
Смерть можно увидеть везде. Кто её боится и оттого не подходит к лежащему на улице человеку, рискует оставить его в беде. Если бы люди не боялись мёртвых, многих инфарктников, например, можно было бы спасти. Новые знакомые спокойно относятся к моему роду деятельности. За всю жизнь, пока я работаю здесь, я три раза побывала замужем. Мне на мужей везло, все они нормально воспринимали мою работу, свекрови тоже. Даже смеялись: «Ой, Галя у нас врач по мёртвым».
Автор:
Комментарии (10)