«В кают-компании всегда стояло ведро красной икры»
Николай Ткаченко, в прошлом корабельный кок, а теперь повар Свято-Успенского Дивногорского мужского монастыря, рассказал, что готовит в пост и не только
Кажется, пару раз за день сбегаешь вверх-вниз по ступеням, ведущим к берегу Дона, на котором расположена эта обитель, и корову целиком сможешь проглотить. 460 ступенек... Это примерно как пешком по лестнице подняться на 22— 24-й этаж высотного дома. Весной или осенью, в грязь, альтернативная дорога в монастырь по берегу Дона становится непроходимой даже для тракторов, и тогда вся связь с внешним миром — только по этим ступеням.
Примерно раз в неделю так доставляются сюда продукты: крупы, мука, соль, сахар. Остальное тут всё своё. О том, кто и как во время Великого поста кормит монахов, иноков, послушников и трудников, — в репортаже «МОЁ!».

Морская душа
Послушнику Николаю Ткаченко 70 лет. Он профессиональный повар, в монастыре, где постоянно находятся 35 — 40 человек, живёт с 2015 года. А до того всё больше ходил по северным и южным морям.

— Я родился в Николаевской области Украины. В семье было трое детей. Мама учила нас готовить — особенно ей удавались котлеты и украинские борщи, — вспоминает Николай. — Я начал что-то делать на кухне примерно с 7 лет. Сначала жарил рыбу, потом учился делать жаркое из свинины. После школы мечтал поступить в мединститут — мама была сердечницей, и я мечтал стать доктором и вылечить её. Но экзамены в медицинский вуз Николаева я провалил и пошёл учиться в ПТУ по специальности повар-кондитер, а потом отправился служить в армию.

После армии по специальности он не работал — профессия повара по тем временам для мужика казалась какой-то несерьёзной. Начал крутить баранку междугородного автобуса, возил пассажиров в Молдавию и на западную Украину.
После армии он женился на девушке, приезжавшей отдыхать на его родину, в Причерноморье. Ирина была родом из Иваново. Недавно она умерла от ковида.
У супругов родилось двое сыновей: в 1975 году на свет появился Юрий, а через десять лет — Сергей. Молодые переехали в Иваново, на родину Ирины. И тут случайно всплыл давний приятель Николая, который позвал его работать коком на небольшое судно для ловли мидий, тюльки и хамсы в Чёрном море.
— Работали мы по три — пять месяцев. В холодильнике были коровьи и свиные туши, куры, овощи. Особенно хорошо там шли супы — харчо, борщ и гороховый. Много было в меню и жареной рыбы. По Чёрному морю ходил примерно четыре года, на несколько месяцев приезжал в семью и возвращался обратно.
Что наша жизнь? Икра!
Окончательно в Иваново корабельный кок вернулся в 1982 году. Но уже в 1985-м брат его жены пригласил поработать в Магадане на среднем рыболовецком морозильном траулере, команда которого состояла примерно из 20 человек.

— Штормовое Охотское море, конечно, не то что спокойное Чёрное. Штормило там постоянно, судёнышки у нас небольшие были, и часто приходилось пережидать непогоду, прячась за островами, — рассказывает Николай. — Бывало, стояли по 10 — 12 дней. Однажды попали так, что на судне оказался единственный старинный чёрно-белый фильм «Чапаев» 1934 года выпуска — другие ленты забыли взять в плавание. И вот нам его крутили каждый день — чуть с ума не сошли! Но с продуктами у нас вообще санаторий был. В кают-компании каждый день лежала двухвёдерная ёмкость красной икры, хлеб и кипяток. Зашёл, намазал пару бутербродов, запил чаем — и дальше работать можно. Команда на судне питалась по четыре раза в сутки, к полднику я каждый день пёк булочки с повидлом. Холодильник был забит говяжьими и свиными тушами, бараниной. На северных морях в качестве вторых блюд лучше почему-то идёт мясо, а на Чёрном море — рыба. Но особенно команда ценила мой фирменный суп-харчо.
Несколько лет его судно работало на японцев, ловили крабов и сдавали их прямо на плавбазах — крабы тогда были главной валютой. Платили в те годы очень прилично — за один сезон (семь — девять месяцев) люди обновляли свои автомобили. Вообще, в те годы такая работа позволяла безбедно содержать семью.
— Однажды мы стояли у пирса в порту, я ловил удочкой камбалу на мясо. Проходили какие-то мальчишки с удочками: «Дядь, дай мяса для наживки». Я принёс им с кухни килограмма три свежего мяса, они сморят на меня удивлённо: «Нам не надо столько!», а я говорю: «Берите и ловите», — вспоминает наш собеседник.
На рубеже 2000-х Николай списался на берег: условия работы становились менее выгодными, а семейная жизнь из-за его постоянного отсутствия начала трещать по швам. До развода всё же дошло. Николай вернулся на Украину и поселился под Николаевом, где успешно занялся фермерством. Но из-за того что гражданства Украины у Николая не было, он решил вернуться в Иваново, поближе к детям и внукам.
По Дону — в монастырь
Николай никогда не был глубоко верующим человеком и никогда даже не предполагал, что окажется послушником монастыря, далёкого от моря.
В марте 2015 года вместе с младшим сыном в Иваново он попал в тяжёлое ДТП, последствием которого оказалось раздробленное бедро. Реабилитация заняла три месяца. Николай с палочкой, припадая на бок, решил отправиться в Москву к двоюродному брату — офицеру. Но уже на московском вокзале подумал, что не хочет быть ему обузой, изменил планы и собрался в Ялту к двоюродной сестре.
Однако там же услышал объявление о том, что «заканчивается посадка на поезд до Воронежа», и вспомнил, что в Воронежской области, в селе Селявном (в Лискинском районе их два) живёт его сослуживец.
— Я рискнул и отправился в Воронеж, чтобы не возвращаться в Иваново и не обременять детей. Город мне на первый взгляд не очень понравился. Прямо на привокзальной площади я залез в планшет и увидел якорь возле названия «город Лиски», что мне как человеку, около 15 лет ходившему по морям, согрело душу. Понял, что речь идёт о реке Дон, подумал: надо рискнуть, — сообщил Николай.
В Лисках он зашёл в храм, помолился, пообщался с настоятелем, рассказал ему свою историю. Тот посоветовал отправиться в Дивногорский монастырь, где Николая принял наместник — игумен Алексий. Узнав, что гость — повар, он просто сказал: «Мы давно вас ждали!»
— Я бросил якорь на Дону. Игумен Алексий сделал мне регистрацию в монастыре, который теперь стал моим домом, — продолжает Николай. — Мне сделали несколько операций на бедре, и сейчас я хожу свободно, даже без палочки.
— Послушник Николай — очень ответственный человек, — считает наместник Свято-Успенского Дивногорского мужского монастыря игумен Алексий (Сукачев). — Он готовит прекрасные блюда, печёт хлеб и куличи — видно, что это настоящий профессионал. Качество наших монастырских блюд славится по всей округе.
Обитель — полная чаша
Оно и понятно — все продукты здесь свои. На небольшом огородике примерно на 25 соток растёт всё, что душе угодно: от дынь и арбузов до морковки и свёклы. Есть своё подсобное хозяйство с коровами, а значит — свои молоко, сметана, творог и сыр. Есть и небольшой сад с фруктовыми деревьями и виноградом. На зиму заготавливаются фрукты и овощи — что-то солится в бочках или банках (например, запасаются сотней трёхлитровых банок маринованных огурцов, чуть меньше — помидоров и кабачков), что-то идёт на монастырский стол в виде джемов и варенья.

На откосах, окружающих обитель, полно степных трав, и потому здешний чай — на душице, мяте и чабреце. А под Новой Усманью монастырю в 2023 году выделили землю, где в недалеком будущем появится не только сад, но небольшое прудовое хозяйство.

А еда... Она и в Великий пост еда, куда ж без неё, тем более что все, кого объединил монастырь, постоянно трудятся — у каждого своя зона ответственности.
Вот что рассказал об особенностях питания во время Великого поста наместник игумен Алексий:

— Самые ответственные недели Великого поста — первая и последняя. В первые два дня первой недели вообще ничего нельзя есть, только чай с хлебом. А с третьего дня до субботы и воскресенья вкушается неварёная пища — хлеб, фрукты. В субботу — воскресенье можно есть что-то варёное: картошку или кашу с хлебом, супчик с растительным маслом. Напомню, что во время Великого поста в принципе нельзя есть ничего мясного, молочного, ни яиц, ни рыбы. Кроме двух праздников — Благовещенья (7 апреля) и Входа Господня в Иерусалим, в этом году он выпадает на 28 апреля. В эти дни позволено вкушать рыбу. Остальные недели Великого поста: среда и пятница — сухоедение без варёной пищи; вторник, четверг — варёная пища, но без масла; а суббота и воскресенье — всегда с маслом. Людей, которые на 100% выдержат все каноны Великого поста, немного. А его смысл стоит в том, чтобы помочь человеку увидеть все свои немощи, свою греховность и попытаться исправить их с Божьей помощью. Великий пост — испытание непростое, и поститься надо разумно, человек не должен чувствовать себя ослабленным. Если кто-то из обитателей монастыря чувствует слабость (может быть, слишком рьяно взялся поститься), недомогание, то он должен что-то прибавить себе в пищу, обратившись ко мне за благословением, объяснить своё состояние. Например, попросить себе супчику или растительное масло каждый день. Иначе он не сможет полноценно молиться или работать. Конечно же, я благословлю его. В этом случае получается, что я одновременно немножко психоаналитик, а немножко — диетолог.
ДЕЛО ВКУСА
Монастырские блюда

Вот какие рецепты постных блюд предложил для читателей «МОЁ!» монастырский повар-послушник Николай Ткаченко.
Салат «Деревенский»
— Берём 1 килограмм картошечки, сваренной в мундире, примерно 300 граммов солёных огурцов, 2 — 3 луковицы и один большой болгарский перец.
Картошку очищаем и нарезаем не очень маленькими ломтиками, режем огурцы, мелко лук и перец. Всё это сначала перемешиваем в большой миске, туда же добавляем по вкусу соль и чёрный молотый перец и только потом салат заправляем растительным маслом. Для разнообразия в салат можно добавить немного вареной красной фасоли.
Борщ «Чтоб ложка стояла»
— Берём 1 килограмм очищенной картошки, 300 граммов свёклы. Её при покупке лучше выбирать такую, чтобы ближе к хвостику проглядывала желтизна. Одну большую или две средние морковки.
Свёклу и морковь очищаем. Потом ставим на огонь большую кастрюлю воды, доводим её до кипения, бросаем туда целую луковицу — для навара и аромата, потом её лучше достать. Туда же — свёклу (она всегда идёт первой!), свёкла начинает бледнеть, терять цвет.
Потом бросаем порезанную картошку, затем — морковку, шинкованную кубиками. Всё это варится на медленном огне. В это время шинкуем примерно 1,5 килограмма капусты и тоже бросаем в кипящую кастрюлю, она проваривается в последнюю очередь.
Параллельно со всем этим надо приготовить пережарку — лук и немного тёртой морковки. Жарим до румяности лука и потом добавляем туда либо 2 — 3 столовые ложки томатной пасты, либо полстакана томатного сока. Туда же можно бросить лавровый лист, чёрный молотый перец.
Когда капуста минут 7 — 10 прокипит в кастрюле на медленном огне, туда кладём пережарку, и всё это кипит ещё 5 — 10 минут. На всё про всё уходит порядка 50 — 55 минут.
Рассольник
— Во время Великого поста очень важное блюдо, он на перловой крупе, получается сытным. В кипящую в кастрюле воду добавляем картошку, минут через пять — порезанные солёные огурцы, обязательно 2 — 3 луковицы для навара (потом их убрать), нарезанную кубиками морковку и дальше — промытую и просушенную перловую крупу. Делаем такую же пережарку, как и для борща, только без томатной пасты или томатного сока, и держим кастрюлю на медленном огне примерно 10 минут.

Плов с грибами
— В Великий пост вместо мяса используем грибы. Провариваем в воде промытый рис. Пока он варится, делаем пережарку из лука и мелко потёртой морковки. Грибы можно брать любые — от белых и рыжиков до вёшенок и шампиньонов. Отвариваем их — обязательно в соленой воде! Потом вытаскиваем, сливаем воду через дуршлаг, обсушиваем грибы бумажным полотенцем и обжариваем вместе с пережаркой, когда в ней лук уже зарумянится. Потом всё это кладём в уже проваренный рис и перемешиваем. Специи добавляем по вкусу. Чеснок в плов я не добавляю. Если такое блюдо останется на второй день, то из-за чеснока его вкус изменится.
ФИРМЕННЫЙ РЕЦЕПТ
Суп харчо на 6 порций
А вот рецепт от Николая супа с бараниной, который он готовил в своей мирской жизни:
— Порубить 500 граммов баранины с косточкой на мелкие кусочки и прожарить на сковородке так, чтобы от мяса пошёл аромат, примерно 15 — 20 минут. Потом баранину отварить около 40 минут, достать мясо из кастрюли, вынуть из него косточки и снова положить баранину в недоваренный бульон. Туда добавить полстакана риса и две-три луковицы, нарезанные кубиками. Варить ещё 15 — 20 минут, после чего в кастрюлю добавить зелень, соль, перец и аджику — её по вкусу, 1 — 2 ложки. Кто любит поострее, может побольше добавить, кто не любит острое — поменьше.
Параллельно на сковородке разогреть томатную пасту (2 — 3 столовые ложки), добавить в суп. Последний штрих — добавление в кастрюлю давленого чеснока (тоже по вкусу, примерно 3 зубчика) и лаврового листа. После этого нужно подержать суп ещё 5 — 10 минут на медленном огне.
КСТАТИ
В этом году Великий пост начался 18 марта и продлится по 4 мая. 5 мая православные всего мира отметят Светлое Христово Воскресение.
Свято-Успенский Дивногорский монастырь, расположенный недалеко от села Селявное-1 Лискинского района Воронежской области, основан приблизительно в 1650 году.







