«Большегруз со стройки едва не сбил моего ребёнка во дворе!»
Жители четырёх домов-развалюх возмущены тем, что единственную для них дорогу захватил застройщик
Четыре дома по проспекту Труда — № 141, 143, 145, 147 — послевоенные облезло-жёлтые двухэтажки: самой юной — 72 года, остальным — по 74 и 76. В потёках и трещинах, с балконами, висящими на честном слове. К домам ведёт кривая тупиковая дорога. Раньше в том тупике громоздился самострой гаражей — его снесли. А сейчас там строительный забор, за которым на землях бывшего автосервиса по адресу: проспект Труда, 139б — растут очередные высотки жилого комплекса: многоуровневого дома от 11 до 19 этажей, включая подземные. Участок купило ООО «Специализированный застройщик ЖК Новый Солнечный», и ЖК так и будет называться — «Новый Солнечный». 25 октября 2022-го контора получила от мэрии Воронежа разрешение на строительство, и для жителей двухэтажных сараюшек начались нескучные времена.
«Дома ходят ходуном»
— Эти строители деревья у нас во дворах срубили, детскую площадку снесли, чтобы их большегрузам было удобнее ездить: тут же дорожка узкая! Вот видите: здесь была площадка…
В четырёх домах, по прикидкам местных, в общей сложности наберётся с полсотни человек. Многие квартиры пустуют: люди прописаны, но не живут, потому что жить тут, мягко говоря, нелегко. Стайка оставшихся бабушек и молодых мам показывает мне ржавый остов турника. И, перехватив мой удивлённый взгляд, почему-то спешат оправдываться:
— Да, такая у нас площадка, старенькая… И ещё качели… Их строители не трогали: они такие и были (готовые рухнуть. — Авт.). Но дети наши и этому рады! А здесь видите легковушки? Это их же — строителей. Парковку под нашими окнами устроили. Раньше тут дети мяч гоняли…
«Парковка» как раз в тупике у строительного забора. В нём калитка на проходную и ворота. Ворота распахиваются — из них выруливает гружёный грузовик, мы скрываемся в облаке пыли.
— Это ещё маленькая машина, — усмехается Елена, обнимая 8-летнего сына, — она тут из активной молодёжи. — И длиннющие тягачи, и миксеры, и днём и ночью. Прошлым летом моего ребёнка едва не сбил один из грузовиков. Эта дорожка для нас единственная, больше доступа к нашим домам нет. Тротуаров, как видите, тоже. То есть единственное, где мы можем ходить, — эта тупиковая дорожка. Да и это вообще-то наш двор!
Елена закипает:
— Того водителя, что сына едва не задавил, я была готова разорвать. Нашла телефон замначальника стройки. Он мне сказал, якобы шофёра оштрафовали на пять тысяч. Но от этого не легче. Тут же ещё гром и шум от техники, от самих работ — дома ходуном ходят! У меня в одной из комнат пошла трещина — пришлось делать ремонт.
Хор бабушек подхватывает:
— Постоянно СМСки приходят про беспилотники, а эти (кивают на стройку. — Авт.) лишнего страху наводят! На втором этаже лежачая старушка. Дочка, которая за ней ухаживает, рассказывает: кровать, на которой мать, подпрыгивает так, что её приходится держать.
От забора стройки до стен домов 27 метров. И бабушкам, наверное, можно верить.
«А двор у нас в аренде!»
Люди вспоминают: когда история только начиналась, они вышли организованной толпой и перекрыли большегрузам дорогу собой: живым щитом. Говорят, сбежались строительные начальники и стали уверять, мол, дом для вас строится — ваши халупы снесут, а вы за забор в красотень переедете. Но либо местные приняли желаемое за действительное, либо им наврали. ЖК «Новый Солнечный» — обычная частная стройка, квартиры продаются по долёвке. Во всяком случае, в мэрии Воронежа не в курсе, что туда будут переселять граждан из ветхого и аварийного жилья.
— Потом мы поняли, что, видимо, таким образом нам пытались заткнуть рты, — объясняет Елена. — Из наших домов аварийными официально признаны только 141-й и 145-й и то лишь летом 2023-го. А значит, даже они в программу по переселению попадут нескоро. Я живу в 143-м. И что будет с ним и с 147-м домом — пока неясно.
Да, потому что сейчас в администрации города разбираются с халупами, которые внесли в официальный реестр аварийных с 1 января 2017-го по 1 января 2022-го. Начали разбираться только в прошлом году, программа рассчитана до 2028-го, и уже после приступят к остальным. А стройка по проекту будет греметь до сентября 2025-го. И люди не понимают, почему их сделали заложниками чьих-то коммерческих амбиций:
— У строителей есть заезд с другой стороны — непосредственно с самого проспекта Труда. Но через наши дворы им, видимо, проще. Мы попытались ещё поскандалить. Тогда они положили на нашей дороге временные плиты — вроде чтобы не добить её окончательно. В итоге заявили, якобы наша управляющая компания «Мастер» сдала придомовую территорию застройщику в аренду. С какой стати-то?! В самой УК нам толком ничего не объяснили.
Людей надо спрашивать
Наверное, для многих это тоже станет новостью, но сдать вашу придомовую территорию в аренду закон управляющей компании не запрещает.
— Однако только если территория оформлена именно как придомовая, то есть находится в границах земельного участка дома и, значит, является общедомовым имуществом, — отмечает юрист в сфере ЖКХ Ольга ДЯТЛОВА. — Второй момент: аренда возможна лишь при наличии решения общего собрания собственников — с протоколом о согласии жильцов квалифицированным кворумом: за должны быть не менее 2/3. Причём считается не по количеству людей, а по размеру доли принадлежащей им площади от общего имущества. И момент третий: границы сдаваемой придомовой территории должны быть чётко обозначены. Отдавать её кому-то в пользование полностью не стоит, ведь арендуемое имущество фактически выбывает из владения собственника. Это может быть небольшой участок — например, под киоск. Но надо понимать: вырученными деньгами будет распоряжаться УК, на что она их потратит — большой вопрос. Да и в целом в аренде придомовой территории большие риски. Ладно ещё под тот же киоск, но дорога… Если не получается договориться с арендатором придомовой территории и с кем бы то ни было вообще, кто создаёт на ней неудобства, жители могут смело подавать иск в суд к нарушителю о запрете пользования.
Железное основание — статья 304 Гражданского кодекса РФ: «Собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения».
Более того, если в доме живёт хоть один инвалид, ветеран, сирота или другой льготник — он может пожаловаться в прокуратуру, и тогда с иском выйдут сами прокуроры. У них есть такие полномочия, если речь о защите прав и законных интересов гражданина, который по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может обратиться в суд сам.
Вариант оперативнее: провести общее собрание собственников и одобрить установку вокруг своей придомовой делянки забора либо шлагбаума на въезде. Чтобы посторонним неповадно было.
В городе бардак, но город ни при чём?
Такой сюжет был бы неполным без чиновничьих недоразумений. Публичная кадастровая карта ни тупиковый проезд вдоль двухэтажек на проспекте Труда, ни площадку за ними, где теперь парковка, не видит. Границы придомовых земельных участков есть, но кусочек проезда попадает только в краешек двух из них — 141-го и 143-го. Дальше белое пятно: «объект на кадастровой карте не найден». Сильно смахивает на бесхоз, а проще — бардак. И то, что люди по той территории ходят, дети гоняют мяч, не делает её «их».
В управляющей компании «Мастер» мои подозрения подтвердили: «Земля не разграничена и не оформлена. Мы точно не давали никаких разрешений застройщику, не сдавали ему двор в аренду — у нас и права такого нет! Он так говорит, чтобы не брать на себя ответственность за свои действия. Повлиять на него мы тут не можем — разные весовые категории».
А вот управа или мэрия, добавляют в УК, повлиять могут.
— За бесхозную землю по остаточному принципу действительно отвечает муниципалитет в лице управы, — объясняет юрист Ольга Дятлова. — Но управа подать судебный иск к застройщику не может: её права не нарушены. Жители в таком случае тоже. Де-юре территория не придомовая и, значит, не общедомовое имущество. Действенным вариантом здесь может стать жалоба людей в областную Госавтоинспекцию на то, что нарушаются ПДД, создаётся угроза их жизням. Сделать это можно через сайт ГИБДД. К обращению для большей убедительности надо приложить фото и видео, как большегрузы ездят по единственной дороге вблизи жилых домов.
* * *
Принимать меры для обеспечения безопасности дорожного движения между тем законодательство обязывает как раз чиновников. Это один из вопросов местного значения города: Федеральный закон от 6 октября 2003-го № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». В том числе заведует администрация установкой дорожных знаков. Проезд возле двухэтажной рухляди на проспекте Труда, 141 — 147 в любом случае дворовая территория, по ПДД равно «жилая зона». А сквозной проезд по такой запрещён, скорость — 20 км/час максимум. В Коминтерновской управе стрелки от себя отвели: заявили, что они в ответе «за самовольные строения временного характера на неразграниченной территории или муниципальной земле», то есть за гаражный и прочий самострой. По поводу эпопеи на проспекте Труда — что со своей стороны не раз писали в областную инспекцию Госстройнадзора. И людям, которые к ним уже обращались, посоветовали писать туда же.
Только если учесть, что «неоднократные» петиции самих чиновников в Госстройнадзор почему-то не подействовали… Жители горемычных домов на проспекте Труда жалобу в ГИБДД направили.
СПРАВКА «Ё!»
А кто там строит?
ООО «СЗ ЖК Новый Солнечный» входит в группу компаний ООО «Специализированный Застройщик ЖБИ2-Инвест». Основатель империи — гендиректор воронежского одноимённого «Завода железобетонных изделий № 2» Александр Тихонович Полянских. Один из старейших — отметил 80-летний юбилей — и заслуженных строителей не только Воронежа, но и России. В почёте в областном правительстве и мэрии. Его 30-летний внук Артём Чекмарёв работает на дедушкином заводе заместителем дедушки по коммерческим вопросам, а в 27 стал самым юным депутатом Гордумы (представляет партию «Родина»). В Думе перспективный парень замещает председателя постоянной комиссии по ЖКХ, дорожному хозяйству и благоустройству. Входит в состав постоянной комиссии по градостроительной деятельности и земельным отношениям.
В январе 2020-го ещё одна компания из группы «ЖБИ2-Инвест» — ООО «Специализированный застройщик Легенда Парк», строившее тогда жилкомплекс в Берёзовой Роще, — оказалась в центре скандала. В АО «Воронежская горэлектросеть» заявили, что контора несколько раз самовольно подключалась к высоковольтному оборудованию трансформаторной подстанции 6 киловольт на строительной площадке ЖК, стырив электроэнергии на 27,3 миллиона рублей. Грозили расследованием от СКР. За полгода до этого против стройки восстали сами жители Берёзовой Рощи, обвинив фирму в уничтожении деревьев и в том, что на очереди детская площадка. Грянул классический бунт низов: с митингами, баррикадами ЧОПовцев и почти дракой, с петициями в прокуратуру и видео к президенту. Обе истории сдулись, ЖК благополучно построен.
А в августе 2020-го другому выходцу из «ЖБИ2-Инвест» — ООО «Специализированный Застройщик Поколение» — достался крупный лот от мэрии Воронежа. За 5,39 миллиона рублей при стартовом ценнике в 4,9 миллиона фирма получила право развивать ветхий жилой квартал в Придонском. На участке, ограниченном улицами Защитников Родины — Мосина — Романтиков — Силикатной, ей предстоит расселить и снести 18 старых двухэтажек, два нежилых здания и котельную, передвинуть трансформаторную подстанцию. А после заняться «комплексным освоением»: на территории общей площадью 15,3 гектара вырастут высотки в 10, 19 и 25 этажей, появятся две подземные парковки. Кроме того, пройдут реконструкцию детсад № 3, школа № 81 и даже баня. В итоге район может разрастись в шесть с лишним раз: с 600 человек до почти четырёх тысяч.
... По поводу ситуации на проспекте Труда услышать версию застройщика ЖК «Новый Солнечный» мне не удалось. В саму фирму не дозвонилась. В ООО «ЖБИ2-Инвест» 8 апреля записали мой мобильный, обещали, что «передадут» и со мной «обязательно свяжутся в ближайшее время» — дату выхода заметки я назвала. Жду до сих пор.
Читать все комментарии