Воронежские предприниматели недовольны тем, как власти видят их будущее
Торгово-промышленная палата Воронежской области высказала критические замечания к проекту концепции развития малого и среднего предпринимательства
В наши дни, безусловно, сложно что-то планировать на срок до 2030 года. Однако областные власти обязаны строить такие долгосрочные планы. Министерство предпринимательства, торговли и туризма Воронежской области подготовило проект концепции развития малого и среднего предпринимательства нашего региона на шесть лет вперёд. Проект был направлен для обсуждения в союз «Торгово-промышленная палата Воронежской области». Отзывы от предпринимателей оказались совсем не комплиментарными.
Корреспонденты «МОЁ!» также изучили проект концепции. На наш взгляд, к сильной стороне этого документа можно отнести, пожалуй, лишь анализ нынешнего положения дел в малом и среднем бизнесе.
По состоянию на октябрь 2023 года в Воронежской области было зарегистрировано 56 825 индивидуальных предпринимателей и 27 864 юридических лица, которые по численности работников и оборотам можно отнести к малому бизнесу. Самые популярные у воронежских ИП общероссийские классификаторы видов экономической деятельности (ОКВЭДы) — «торговля розничная по почте или по информационно-коммуникационной сети Интернет» и «деятельность автомобильного грузового транспорта». То есть, многие воронежцы открывают ИП не для того, чтобы заняться производством, а для перепродажи чужих (в основном китайских) товаров. В последнее время они всё чаще делают это на маркетплейсах.
«Текущий экономическо-политический кризис внёс свои коррективы в развитие малого и среднего предпринимательства, — признаёт в проекте концепции облправительство. — Нарушились цепочки поставок, существенно уменьшились маркетинговые возможности, снизились финансовые возможности потребителей. И ещё одним важным негативным фактором стала высокая степень неизвестности, что существенно уменьшило горизонт планирования». Но при этом констатирует: «Малое и среднее предпринимательство имеет огромный потенциал для диверсификации экономики и обеспечения устойчивого экономического роста».
Как добиться диверсификации и роста, говорится в разделе «Цели, задачи, принципы государственной политики развития и поддержки малого предпринимательства». И здесь вспоминается лозунг «За всё хорошее, против всего плохого». Разве можно не согласиться с изложенным в проекте концепции положением о том, что «обеспечение качественного роста МСП требует комплексного подхода, учитывающего финансовые, образовательные, технологические и административные аспекты», а также активного внедрения инноваций?
Вряд ли кто-то из предпринимателей поспорит и с механизмами реализации концепции. Например, с «созданием благоприятного законодательного окружения», финансовой поддержкой, содействием инновациям и исследованиям, а также поддержкой экспорта воронежских товаров.
Логика подсказывает, что далее должны следовать конкретные меры с конкретными сроками. Но… на этом проект концепции заканчивается.
Председатель комитета по содействию МСП в вопросах финансирования, финансовой и юридической грамотности ТПП Воронежской области Владимир Деревенских в беседе с «МОЁ!» отметил — из документа следует, что основной нишей для малого бизнеса областные власти всё же по-прежнему видят торговлю, а вовсе не производство. Однако в документе нет никаких конкретных предложений по поддержке мелких магазинов и рынков. Между тем их с каждым годом становится всё меньше — из-за экспансии торговых сетей.
Судя по проекту концепции, приоритетными отраслями для малого бизнеса областные власти считают также туризм, «креативную индустрию» и «коммерческий спорт». По мнению нашего собеседника, заметно нарастить количество рабочих мест в этих отраслях вряд ли удастся, так как предложение уже сегодня соответствует спросу.
«В концепции отсутствует ориентированность на проблемы и потребности субъектов МСП, — говорится в официальном отзыве ТПП на проект документа. — Основные факторы, сдерживающие развитие бизнеса: высокие тарифы на энергоносители и другие ресурсы, завышенная кадастровая стоимость, кадровый дефицит, отсутствие льготного финансирования (лизинг, кредит) озвучиваются бизнесом из года в год. Но в концепции отсутствует стремление региональной власти каким-либо образом решить эти проблемы».
Торгово-промышленная палата считает, что документ нуждается в глубокой и более тщательной проработке.
Автор:
Комментарии (3)