Как воронежцев разводят на сотни миллионов рублей
Преступники, которые по телефону представляются сотрудниками полиции, банков, сотовых операторов, страховых компаний, придумывают всё новые схемы бесконтактного отъёма денег
Каких-то 10 — 15 лет назад жертвами мошенников в основном становились пожилые люди. Преступники обманывали их при личной встрече, представляясь, например, сотрудниками соцзащиты, которые по заданию правительства срочно меняют пенсионерам купюры старого образца на купюры нового. За квартал таких случаев набегало до сотни.
Нынешнюю ситуацию по сравнению с той можно считать катастрофической. В подавляющем большинстве случаев мошенники теперь действуют дистанционно. А их жертвами в Воронежской области становятся люди с совершенно разным уровнем образования и доходов — вплоть до главного врача коммерческой клиники и даже топ-менеджера банка. Только за первый квартал 2024 года в одной лишь Воронежской области зафиксировано 1 314 случаев дистанционного мошенничества. Воронежцы отдали мошенникам без малого 250 миллионов рублей.
Увы, с раскрываемостью таких преступлений всё очень сложно. Кроме того, во многих случаях мошенничество формально можно считать раскрытым, но потерпевшему от этого легче не будет. Ведь находятся лишь промежуточные звенья (например, курьеры), но не авторы преступных схем. И тем более не похищенные деньги.
О современных мошеннических схемах в студии «МОЁ! ТВ» рассказал заместитель начальника отдела уголовного розыска — начальник отделения по раскрытию преступлений общеуголовной направленности, совершённых с использованием информационно-телекоммуникационных технологий, УМВД России по Воронежу Андрей Жилин.
Схема 1
Звонок от сотрудника полиции. Теперь даже по видео
Ещё пару лет назад звонившие на мобильные телефоны воронежцев люди просто представлялись сотрудниками полиции (Следственного комитета, прокуратуры). Затем схема была модернизирована. Чтобы легенда выглядела достовернее, они начали присылать в мессенджерах фото удостоверений (конечно же, фальшивых). А сейчас некоторые уже предлагают перейти в режим видеозвонка. И по видео с жертвой разговаривает человек в солидной форме с погонами майора или подполковника.
В любом случае важно помнить главное. Если с вами захотят побеседовать настоящие сотрудники правоохранительных органов, они или сами приедут к вам, или вызовут вас в отдел. Но ни в коем случае не ограничатся звонком, даже по видеосвязи.
Вариант 1. «Ваш родственник попал в беду»
Мошенник представляется родственником и взволнованным голосом по телефону сообщает, что задержан за совершение преступления (стал виновником ДТП, хранил оружие или наркотики, нанёс тяжкие телесные повреждения). Далее в разговор вступает якобы сотрудник полиции. Он сообщает, что уже не раз за деньги помогал другим людям избежать уголовного дела. Но если раньше деньги привозили непосредственно ему, то сейчас деньги необходимо привезти в определённое место, передать какому-либо человеку либо перевести на счёт (абонентский номер телефона).
К сожалению, в большинстве случаев этот вариант срабатывает до сих пор. Особенно с женщинами, которые готовы отдать последнее, чтобы вызволить из беды родного человека.
Родного? Да-да, в большинстве случаев потерпевшие утверждают, что словно наяву слышали голос, к примеру, сына. Андрей Жилин уверяет — мошенники в большинстве случаев не знают, кому звонят. И тем более не подделывают голоса родных и близких жертвы. Срабатывает эффект неожиданного стресса. Потенциальным жертвам аферистов нужно всего лишь прислушаться.
Именно в случае с такими преступлениями чаще всего находятся лишь курьеры, которые забирали деньги. Но в большинстве случаев деньги они уже перевели. Кстати, зачастую средства переводят продавцам криптовалюты, а те, в свою очередь, продают организаторам схемы уже саму валюту.
Вариант 2. «Ваши деньги нужно обезопасить»
В этом случае «сотрудник полиции» сразу приводит два аргумента. Первый — некие мошенники якобы пытаются списать с вашего счёта средства или взять на ваше имя кредит. Второй — вы можете не только воспрепятствовать этим людям, но и, как добропорядочный гражданин, помочь правоохранительным органам. Далее под разными предлогами у вас будут пытаться узнать личные данные (хотя в некоторых случаях преступники знают, как зовут жертву), номер банковской карты, коды из SMS-сообщений от банка. Либо напрямую просить вас снять или перечислить свои средства, чтобы их «защитить».
Схема 2
Звонок от сотрудника банка и «безопасный счёт»
Работает она так же, как и второй вариант первой схемы. Только вместо «полицейского» на том конце провода «сотрудник службы безопасности банка». У схемы со звонком из полиции и у схемы со звонком из банка бывают самые разные продолжения.
Как рассказал Андрей Жилин, если мошенники понимали, что у человека на счёте нет денег, они уверяли жертву, что кто-то хочет взять на её имя кредит. А значит, нужно успеть взять кредит первым. И… перевести его на безопасный счёт.
Способов перевода на такой счёт множество. От получения наличных в одном банкомате и внесения их на счёт некой карты в другом банкомате. До (держитесь крепче!) приобретения нового смартфона с приложением Mir Pay.
Смысл состоит в том, что пользователь должен приложить телефон с Pay-сервисом к специальному сканеру на банкомате и таким образом пополнить «защищённую» карту. Но на самом деле деньги переводятся мошенникам. После этого злоумышленник может снять наличные с карты через другой банкомат.
Схема 3
Звонок от оператора мобильной связи
Человек, представляющийся сотрудником абонентской службы, пугает, что действующий договор на оказание услуг связи заканчивается. А значит, его необходимо продлить. Или проще — «продлить срок действия сим-карты». Иначе номер якобы передадут другому абоненту. Идти, конечно же, никуда не нужно. «Всё можно сделать по телефону», — уверяет собеседник. Достаточно продиктовать код из SMS. На самом деле цель одна — получить доступ к аккаунту жертвы на «Госуслугах».
Есть и другой вариант — с помощью кода злоумышленник получает доступ к личному кабинету пользователя на сайте оператора мобильной связи. А уже там он настраивает переадресацию сообщений и звонков с номера жертвы на свой. Это поможет ему совершить разного рода операции, вплоть до вывода средств с банковской карты абонента.
Помните: у операторов мобильной связи огромный резерв номеров, поэтому срок действия договора или сим-карты закончиться не может. Полученные вами в SMS-сообщениях коды по телефону не нужно сообщать никому. Вживую это иногда действительно требуется — например, в пункте выдачи заказов.
Схема 4
Звонок из страховой компании
В последние недели мошенники начали звонить россиянам под видом страховых агентов. Абонентов убеждают, что им необходимо заменить полис обязательного медицинского страхования. В отличие от предыдущих способов у жертвы не просят ни личных данных, ни данных банковской карты, ни кодов из SMS-сообщений. А просят всего лишь скачать по ссылке «приложение Минздрава». На самом деле это приложение в итоге и обеспечивает мошеннику удалённый доступ к устройству и банковским счетам жертвы.
Схема 5
Фальшивый руководитель
Всё чаще появляются сообщения официальных лиц о том, что злоумышленники создали в сети их фейковые аккаунты. Через такие аккаунты потенциальную жертву — чаще всего подчинённого — убеждают, что скоро ей поступит «важный звонок». Звонок действительно раздаётся. А далее вступает в действие немного модернизированная первая схема. То есть звонящий представляется, например, сотрудником правоохранительных органов…
Читать все комментарии