«Мы не биороботы!»: воронежский фельдшер рассказала об условиях труда на скорой
«МОЁ!» выясняла, как в регионе идёт реформа службы скорой помощи
Реформу службы скорой помощи, которая в течение пяти лет затронет всю систему, запустили в Воронежской области. Первые шаги уже сделаны, результаты неутешительные — зарплата фельдшеров стала существенно меньше той, которая была. Какие ещё изменения не в теории, а на практике произошли у службы скорой помощи, узнали корреспонденты «МОЁ!».
Составляющие реформы скорой помощи впечатляют: власти планируют ввести всеобщую диспетчеризацию, при которой все вызовы в регионе будут фиксировать и обрабатывать в одном месте. По задумке всех поступающих пациентов будут сортировать по системе «Триаж» — медицинский светофор. Каждому больному присвоят цвет: красный — угроза жизни, жёлтый — есть угроза, но непосредственная, зелёный — заболевания, но без угрозы жизни. Также ставится цель повысить знания медиков и их зарплаты.
Министр здравоохранения Воронежской области Игорь Банин в одном из недавних интервью упомянул, что в ходе реформы средняя зарплата фельдшеров и медсестёр скорой помощи сегодня составляет 100% от средней зарплаты по региону. «При этом у них есть дополнительные выплаты», — подчеркнул чиновник.
По данным Воронежстата, средняя зарплата в Воронежской области в январе-апреле составила 58,2 тысячи рублей. Выходит, зарплаты фельдшеров и медсестёр должны быть примерно на этом же уровне или выше.
Так ли это и в каких условиях работают сотрудники воронежских скорых, корреспонденты «МОЁ!» узнали у фельдшера линейной бригады скорой медицинской помощи Елены КАРАСЁВОЙ, работающей на Северной подстанции Воронежа.
О зарплате
— В минувшем апреле мы получили на руки дополнительные соглашения к трудовому договору, в которых прописаны новые условия оплаты труда. По ним оклад фельдшера скорой помощи составил 24 634 рубля. Ранее оклад был около 15 500 рублей. Казалось бы, жизнь налаживается, если бы не одно «но»: при увеличении окладной части нам сократили в процентном соотношении компенсации и стимулирующие выплаты. Расскажу на примере надбавки за категорию. Ранее за высшую квалификационную категорию сотрудники получали 25% от оклада. А по новому дополнительному соглашению нам оставили всего лишь 16%. По результатам заседания трёхсторонней комиссии (в неё входят представители профсоюза, регионального минздрава и медработники. — Прим. «Ё!») нам обещали с 1 января увеличить компенсацию за работу в ночное время с 50% до 100% от оклада. Хочу заметить, что ранее она и составляла 100%, потом её урезали до 40%, силами профсоюза удалось отстоять ещё 10%. Также сократили размер месячной премии, которой ранее, чтобы не нарушать Трудовой кодекс РФ, работодатель приближал размер нашей заработной платы к той, которая заложена в показателях дорожной карты. (Дорожной картой называют один из «майских» указов президента - № 597 от 7 мая 2012 года о повышении зарплат. — Прим. «Ё!»)).
Несмотря на это всё, даже по самым грубым подсчётам, сотрудники скорой помощи не должны были получить зарплату ниже той, которую получали ранее по старому договору. Но, посмотрев в расчётные листки за май 2024 года, мы были ошарашены: зарплата стала ниже.
Так, на моем личном примере могу сказать, что, имея стаж работы на скорой 22 года, высшую квалификационную категорию, без учёта премии ко Дню медработника в 2 000 рублей я получила на руки 36 700 рублей. Эта сумма далека от озвученной региональным министром здравоохранения. Пример довольно показательный, так как я работаю на одну ставку, без внутреннего совместительства. Соответственно, сотрудники, которые работают сверх ставки, тоже получили копейки, при этом значительно перерабатывая.
Про водителей скорой помощи
— Кадровый дефицит среди водителей обусловлен низкими зарплатами. За последние месяцы из учреждения «Воронежская станция скорой медицинской помощи» уволились около 60 водителей. Из-за этого на линию выходит недостаточное для города-миллионника количество машин. В соответствии с приказом Минздрава РФ от 20.06.2013 № 388н нормативом является 1 бригада на 10 тысяч населения. В соответствии приказом главного врача больницы, принятым в мае, на линию в Воронеже должно выпускаться не менее 66 машин скорой помощи, но вместо этого выпускается от 29 до 43 машин. Это не только увеличивает нагрузку на каждую бригаду, но и снижает доступность скорой помощи населению, так как увеличивается время ожидания бригад, а у нас порой каждая минута на счету.
Про ГСМ и материально-техническую базу
— Неоднократно от водителей мы слышали о скудном оснащении и некачественных запчастях для автомобилей скорой помощи. Машины эксплуатируются ежедневно, их приходится часто ремонтировать. Вот тогда и начинаются проблемы, которые связаны с недостатком комплектующих для ремонта или технического обслуживания. А то, что есть, настолько некачественно, что после замены очень быстро выходит из строя. Возникает вопрос: это экономия бюджетных средств или просто халатность? Расскажу про бензин: ранее на дневную смену норма составляла 25 литров, на ночную — 20 литров. Сейчас их количество урезали на 5 литров. Из-за отсутствия достаточного количества машин на линии нагрузка на каждую бригаду возрастает и, соответственно, увеличивается и километраж автомобиля.
Про режим труда и отдыха
— Между работниками скорой и работодателем — учреждением «Воронежская станция скорой медицинской помощи» — заключен коллективный договор, в котором прописан режим труда и отдыха, перерывы на прием пищи: дневной, вечерний и ночной. Вечерний перерыв на приём пищи выпадает на пересменку между двумя 12-часовыми сменами. Согласно Трудовому кодексу водители работают по 12 часов, а медицинским работникам предоставлено право выбора: работать по 12 часов или по 24 часа по письменному заявлению. В этом нарушения нет. Но с недавнего времени продолжительность пересменки уменьшилась до 30 минут, а ведь это только время на приём пищи! Раньше у нас было 60 минут. Медработникам ещё требуется пополнить медицинскую укладку, на что должно выделяться не менее 15 минут, необходимо время на естественные нужды. Про отдых здесь даже речи нет, но, в конце концов, мы же все люди, а не биороботы! Как мы можем уместить отдых, приём пищи, профессиональные и личные нужды в 30 минут? Это просто невозможно и нарушает правила внутреннего трудового распорядка.
Про СИЗ и власти
— Работодатель обязан обеспечивать работников спецодеждой, спецобувью и средствами индивидуальной защиты. Медработников обеспечил всем необходимым профсоюз, а вот водители не полностью обеспечены спецодеждой и спецобувью. Зачастую их спецодежда куплена за свой счёт. В июне к нам приезжал региональный министр здравоохранения Игорь Николаевич Банин и провёл часовую встречу. Но ничего нового сказано не было. Мол, денег нет, мы ограничены бюджетом и финансированием. А ещё сейчас пора отпусков и якобы поэтому на повышение зарплат сотрудников не хватает денег. При этом руководство постоянно подчёркивает, что никаких нарушений нет. Всё в рамках закона, и в среднем все получают достойную зарплату. Но надо учитывать, что кто-то работает на одну ставку, а кто-то почти две вырабатывает. Поэтому указы президента в отношении среднего звена фактически так и не были выполнены. Редко кто из фельдшеров и медицинского состава работает на ставку без внутреннего совместительства. Пока что реформа скорой помощи, по моему мнению, скорее ведёт к деградации системы, а не улучшает её.
От редакции. Мы направили официальный запрос в региональное министерство здравоохранения с просьбой разъяснить ситуацию, но ответ пока не получили. Как только нам дадут комментарий, мы его опубликуем.
Читать все комментарии