«Носятся на гидроциклах прямо по головам отдыхающих!»
Кто и как в Воронежской области контролирует безопасную езду на гидроциклах
Тезис о том, что самое опасное в жару — это вода, опровергнуть довольно сложно. Тут людей подстерегают различные опасности: начиная от стекла и железяк на дне водоёмов до моторных лодок, а особенно гидроциклов, на большой скорости носящихся в непосредственной близости от купающихся. К примеру, читательница «МОЁ!» Наталья жалуется: «4 июня в парке «Дельфин» гидроциклы ездили буквально по головам отдыхающих. Охрана парка никак не реагировала, ситуация на воде была опасной». Её слова подтверждает короткое видео с гидроциклами, пролетающими в 10 метрах от людей.
По статистике, в России на воде каждый год гибнет 13 — 15 тысяч человек, с маломерными судами случается около 200 — 250 происшествий, в которых гибнет 300 — 400 человек. В том, насколько безопасны поездки в Воронеже на гидроциклах разбирался корреспондент «МОЁ!».
«Прокатили» с прокатом
Для меня слова «гидроцикл» и «безопасность» всегда являлись антонимами. Хотя в нашем регионе водоёмов не так уж и много, заметные ЧП с гидроциклами нет-нет да и происходят.
Так, 22 июня 2019 года отдых на воде в Рамонском районе обернулся трагедией — в Чертовицах гидроцикл наехал на резиновую лодку с людьми, погиб 32-летний мужчина. А 16 апреля 2022 года на Усманке попал в аварию и погиб гидроциклист. По данным спасателей, 37-летний мужчина не справился с управлением гидроциклом и врезался в мост. От полученных травм он скончался на месте...
Общие правила таковы: каждый владелец гидроцикла обязан зарегистрировать свое транспортное средство в Государственной инспекции по маломерным судам (ГИМС); ежегодно уплачивать налог; ежегодно перед началом навигации подвергать аквабайк техническому осмотру в ГИМС. Кроме того, каждому желающему прокатиться на водном мотоцикле придется окончить курсы по вождению и получить права.
Сегодня в Воронеже не так уж и много фирм, занимающихся прокатом гидроциклов или катанием на них с инструктором. Час самостоятельного катания на арендованном гидроцикле или с инструктором стоит 7 — 8 тысяч рублей. Однако, когда корреспондент «МОЁ!» попытался созвониться с некоторыми фирмами, оказывающими услуги непосредственно в акватории водохранилища, его ждала неудача. В одном месте мобильник, указанный в объявлении, был отключен, в другом женский голос ответил, что «гидроциклами с прошлого года мы не занимаемся, у нас только лодки и катамараны».
А я хотел спросить у прокатчиков аквабайков лишь о гарантиях безопасности, которые они предоставляют клиентам. Насчёт качества предоставляемых услуг в управлении Роспотребнадзора по Воронежской области мне разъяснили, что проверки этого самого качества ведомство проводит в случае жалоб и таких в 2024 году пока не поступало...
Буй с ним!
Воронежский адвокат Алексей ГОНЧАРЕНКО, к которому журналист «МОЁ!» обратился с вопросом об ответственности человека, управляющего аквабайком в случае каких-то ЧП на воде, ответил следующее:
— Если кому-то гидроцикл проедет по голове, то виноват будет тот, кто управлял плавсредством. Если это случится на нелегальном пляже, то это обстоятельство виновному может быть зачтено в качестве смягчающего вину. Разумеется, прилетит и предпринимателю, который сдал гидроцикл в аренду, по статье 238 УК РФ «Оказание услуг, не отвечающих требования безопасности». Чиновникам мэрии также будет грозить статья о халатности (293 УК РФ). Замечу, что мораторий на плановые проверки бизнеса продлен до 2030 года, так что просто так без конкретного повода проверять фирмы, сдающие аквабайки в аренду, никто не будет.
Чаще всего опасно носящиеся гидроциклы горожане замечают на акватории водохранилища возле парка «Дельфин», который, кстати, не является официальным местом для купания.
— Управа Железнодорожного района разместила там запрещающие знаки, а городские спасатели регулярно напоминают об опасности плавания на этом стихийном пляже и на других — во время патрулирования. Почему лучше выбрать официальный пляж для купания? Помимо того что он оборудован по всем нормам, часть прилегающей к пляжу акватории огораживается буйками, за которые купающиеся не должны заплывать. В свою очередь, водители гидроциклов или иных маломерных судов по нормативным документам ГИМС не могут подплывать ближе чем на 50 м к этим буйкам и заходить под мотором на акваторию пляжа. Таким образом, если все соблюдают правила, водители маломерных судов и купающиеся отделены друг от друга и могут чувствовать себя в безопасности. На диких пляжах купающиеся заходят в воду на свой страх и риск, имея при этом шанс встретиться с невнимательным водителем гидроцикла, — отметил начальник воронежского поисково-спасательного отряда Алексей НИКУЛИН.
Главное — отделить
— Любые запреты в принципе — путь в никуда, — рассуждает урбанист Юрий НОВИКОВ на тему аквабайков в городской среде. — Думаю, что без гидроциклов в городе вполне можно обойтись, острой необходимости в них нет. С другой стороны, если они находятся в частной собственности, а некоторые сдаются в аренду, то избавиться от них уже вряд ли получится. В черте города всё водное пространство занимает водохранилище, где работает два официально пляжа (у санатория им. Горького и «Пески». — «Ё!»), и контролирующие структуры (ГИМС. — «Ё!») должны следить за безопасностью на воде. Мер в отношении гидроциклов и скутеров существует немало, и на курортах черноморского побережья их уже научились применять. Выделить безопасную зону для купальщиков, отделив их от водителей гидроциклов и катеров, совсем несложно — было бы желание.
По информации, полученной от ГУ МЧС России по Воронежской области, в 2024 году на учёте в Госинспекции маломерных судов на учёте состоит 13 584 судна и числится 14 771 судоводитель. Происшествий с участием маломерных судов за почти 6 месяцев этого года зарегистрировано не было, а в прошлом году таких было два.
В ответе на вопрос, как именно сотрудники ГИМС задерживают судоводителей-нарушителей, было сказано: «В случае выявления факта совершения административного правонарушения осуществляются действия по его оформлению и в случаях, предусмотренных КоАП РФ, принимаются соответствующие меры: отстранение судоводителя от управления судном; освидетельствование судоводителя на состояние алкогольного опьянения; направление судоводителя на медицинское освидетельствование на состояние опьянения; задержание маломерного судна. При этом задержанное маломерное судно направляется на ближайшую специализированную стоянку на буксире другого судна.
Ну а поскольку сотрудники ГИМС регулярно патрулируют акватории воронежских водоёмов, где, в частности, проверяют и маломерные суда, к которым относятся и аквабайки, корреспонденты «МОЁ!» хотели своими глазами увидеть, как именно это происходит.
В ответе, который подписал начальник ГУ МЧС по региону Александр КОШЕЛЬ, значилось: «...к патрулированию на водных объектах привлекаются люди, участие которых предусмотрено планом-заданием. Ввиду того что корреспонденты редакции «МОЁ!» к данным категориям должностных лиц государственных органов не относятся, проведение патрулирования с их участием не представляется возможным...»
Не потому ли, что журналистам на такие патрулирования «вход воспрещён», аквабайки и катера порой ходят буквально по головам отдыхающих воронежцев?
ТЕМ ВРЕМЕНЕМ
Следователями устанавливаются обстоятельства инцидента с катером на Воронежском водохранилище
Воронежским следственным отделом на транспорте Западного межрегионального следственного управления на транспорте Следственного комитета Российской Федерации проводится доследственная проверка по факту нарушения правил безопасности движения и эксплуатации водного транспорта. 14.07.2024 катер под управлением мужчины совершил столкновение с опорой линии электропередачи на Воронежском водохранилище. Помимо водителя в катере находилось 4 человека, трое из которых несовершеннолетние. Все доставлены на берег, судоводитель с различными травмами госпитализирован в медицинское учреждение. Следователем проводится осмотр места происшествия, организован комплекс проверочных мероприятий, направленных на установление всех обстоятельств, причин и условий произошедшего.
ЗНАЙ!
Чем грозит управление гидроциклом без прав
Управление водным аквабайком без прав или передача управления плавсредством лицу, не имеющему судовладельческих прав, наказывается штрафом от 1 000 до 1 500 рублей. Штраф налагается также, если гидроцикл:
не прошел в установленный срок планового техосмотра;
не имеет бортовых номеров и спецобозначений;
переоборудован без наличия соответствующего разрешения;
имеет неисправности, запрещающие эксплуатацию;
используется с нарушением пассажиромест;
эксплуатируется в акватории, не разрешенной для плавания;
управляется лицом, находящимся в алкогольном или наркотическом опьянении.
Размер штрафа в перечисленных выше случаях зависит от тяжести административного нарушения.
Автор:
Комментарии (7)