52 школы могут закрыть в Воронежской области?
Образовательные учреждения собираются реорганизовать. Их либо ликвидируют, либо присоединят к другим
Для части школ нашего региона последний звонок, каким обычно в мае отмечается окончание очередного учебного года, стал таковым в прямом смысле слова — «МОЁ!» узнала о планах властей реорганизовать 52 школы Воронежской области. Региональная система общего образования сегодня включает в себя 857 общеобразовательных школ, в которых обучаются более 188 тысяч учащихся и трудятся почти 16 тысяч педагогов. Корреспонденты «МОЁ!» выяснили, для чего чиновникам понадобилась её «оптимизация».
Сочинение на вольную тему
Около месяца назад в редакцию пришло письмо от родителей учащихся Бутурлиновского района. Цитируем его с небольшими сокращениями.
«В Бутурлиновском районе решили реорганизовать, а точнее, закрыть школы, в каждой из которой численность детей составляет менее 30 человек. Родители возмущены, жители сёл выступают против, но их никто не хочет слушать. Главы администраций сельских поселений, боясь потерять работу, не хотят поддерживать инициативу родителей по сохранению учебных заведений. Администрация района и отдел образования в один голос твердят о низком качестве образования и дефиците кадров. На каждой «реорганизованной» школе власти планируют сэкономить от 6 миллионов рублей и больше.
Напрашиваются вопросы: а что сделали администрация и отдел образования для привлечения специалистов-учителей в районные школы? Почему возник дефицит кадров? Так ли уж некомпетентны «переученные» учителя, проработавшие по 15 — 20 лет в сельских школах, имеющие высшие категории, являющиеся победителями и призёрами районных конкурсов педагогического мастерства? В трёх школах района, которые собираются сократить, за последние два года были открыты центры научной и технологической направленности «Точка роста». Получается, что чиновники ещё совсем недавно не знали о «неперспективности» этих школ, если вкладывали в их развитие государственные деньги? А если знали, то зачем тратили средства?
Родителей волнуют и другие вопросы. Как и куда будут возить детей по аварийным дорогам с интенсивным движением? Как скажется изменение режима дня детей на их здоровье, ведь придётся просыпаться на час раньше, чтобы успеть на школьный автобус. Обеспокоенность вызывает и дополнительное образование детей: многие будут подстраиваться под время отправления автобусов и выбирать не те курсы, которые им интересны, а те, на которые они успеют попасть.
Экономика должна быть экономной, но когда речь заходит о детях, об их здоровье, безопасности, образовании — экономить на будущем, по нашему мнению, преступление!
С уважением, инициативная группа родителей сёл Озёрки, Васильевка, Чулок, Ударник, Елизаветино, Филиппенково Бутурлиновского района Воронежской области».
Задача с переменной
Корреспонденты «МОЁ!» на прошлой неделе съездили в Бутурлиновский и Калачеевский районы. В первом, напомним, шесть школ попали под реорганизацию (по поводу каждой глава района Юрий Матузов издал отдельное постановление). А что касается Калачеевского района, то его глава Николай Котолевский, напротив, не подписывал никаких документов на эту тему, но по телефону районное руководство уже уведомило учителей о грядущих переменах...
Бутурлиновские власти в числе основных причин этих пертурбаций называют якобы низкий уровень преподавания в этих шести школах и проблемы с демографией.
В официальном комментарии говорится, что сегодня в Бутурлиновском районе фиксируется снижение качества образования. Это выражается, в частности, в низких результатах итоговой аттестации выпускников. Анализируя причины сложившейся ситуации, чиновники выделяют несколько факторов. Один из них — это ухудшение демографической ситуации. В Васильевской школе обучаются 27 человек, в 4-м классе учащихся нет совсем. Ещё один фактор — отсутствие притока молодых специалистов. Средний возраст педагогов приближается к 55 годам. В Васильевской школе физику, русский язык, литературу, иностранный язык, географию, информатику ведут педагоги, не имеющие профильного образования. Русский язык и литературу — учитель начальных классов, а географию — учитель истории.
Ранее на базе Васильевской, Чулокской, Озёрской школ создали центры образования естественно-научной и технологической направленности «Точка роста», провели ремонт, закупили современное оборудование для кабинетов химии, физики и биологии. Но, несмотря на созданные условия и широкие возможности для учеников, результатов успешности каждого ребёнка чиновники от образования не обнаружили.
«Этим обусловлена необходимость проведения оптимизационных мероприятий, что позволит снизить данные риски и значительно повысить качество образования обучающихся, — говорится в официальном ответе, полученном редакцией «МОЁ!». — Составлена дорожная карта по реорганизации общеобразовательных организаций, был организован опрос родителей (законных представителей) по вопросам реорганизации. Опросы прошли с 15 по 17 мая 2024 года во всех поселениях. Распоряжением администрации Бутурлиновского муниципального района от 18.04.2024 года № 100-р «Об утверждении состава комиссии по проведению оценки последствий принятия решения о реорганизации или ликвидации образовательных организаций Бутурлиновского муниципального района» создана комиссия. Сейчас ей истребованы необходимые документы от всех школ... После изучения всех представленных материалов будет принято мотивированное решение. Заседание комиссии запланировано на июль 2024 года».
Как сообщили корреспонденту «МОЁ!» в правительстве Воронежской области, этот комментарий универсален — схожие проблемы стали причиной оптимизации других школ региона.
Отметим, что работающие учителя этих школ на тему их оптимизации не высказывались из-за опасения за своё будущее: повлиять на мнение бюджетников государству — раз плюнуть...
Бутурлиновский район
...Здание школы села Озерки Бутурлиновского района, кажется, простоит ещё лет сто. Корреспонденты «МОЁ!» пообщались с учителями и родителями этой школы, которая официально закрылась с 16 июля.
— В сентябре нашей школе, носящей имя героя России Сергея Аникина, погибшего в Чечне в 2000 году, должно было исполниться 110 лет, — рассказывает учитель Лидия ГЛОТОВА, проработавшая здесь 40 лет. — И вот в юбилейный год она прекратила своё существование. Теперь учебное заведение присоединили к Козловской школе, до которой 18 км. А в наше здание заселят администрацию поселения и детский сад. Говорят, часть учителей трудоустроят в Козловке. Я пенсионерка, я и без работы проживу, а те, кому до пенсии 5 — 6 лет осталось, как они устроятся?
Коллегу поддерживает Елена БОРИСОВА, переехавшая в Озерки из Магаданской области в 2018 году именно из-за наличия школы:
— Я мать-одиночка, купила дом — выбирала то село, где есть хорошая школа для моих двоих детей. Младший сын пойдёт во второй класс, и теперь ему каждый день на автобусе ездить туда-обратно в Козловку. Путь неблизкий, дороги не очень, транспорта много — кто гарантирует безопасность? Если он заболеет там, как быть? Машины у меня нет, сама я за ним не приеду, если что. Когда мы начали писать во все инстанции, нам между строк сказали, чтоб мы закрыли рты, а я вообще могу не найти работу в Бутурлиновском районе...
Житель села Ольга ШЕЛКОВНИКОВА отмечает:
— Я тут родилась и выросла, училась в этой школе, в лучшие годы в ней было 240 человек. И сейчас она не умирающая, несколько лет назад были потрачены деньги на ремонт — и вот на тебе! Как только стало известно, что школу у нас закрывают, две семьи с детьми именно из-за этого сразу же уехали из села.
Мама будущего третьеклассника Светлана ЛЕПЕХИНА делится опасениями:
— Прежде всего переживаю за безопасность: как я могу спокойно отправить маленького сына на автобусе за 18 км? Отучится малышня, и потом ждать до 16:00 автобуса, чтобы вернуться домой? Что там ему делать три часа?
В другом селе того же Бутурлиновского района — Васильевке — живёт мощная диаспора бывших жителей Карелии. И выбирали они новое место жительства именно с учётом школы, которая теперь будет закрыта. А ученики будут ездить за знаниями за 17 км — в Кучеряевку.
— В нашей школе у меня учится четверо ребят, мы приехали в Васильевку из Карелии в 2019 году, место жительства выбирали по принципу наличия хорошей 9-летней школы, — рассказывает Кристина СЛАУТИНА. — Здешние выпускники поступают на бюджетные отделения различных учебных заведений. Разговоры о потенциальном закрытии школы шли уже три года, потом они утихли, и вот к чему мы пришли сейчас... Весной нас собрали и сказали о будущей реорганизации, что детей будут возить в Кучеряевку. Если это неизбежно, сделайте нашу школу филиалом кучеряевской, но оставьте ребят в родных стенах!
— Я тоже приехала из Карелии, мой сын перешёл в 9-й класс, который, судя по всему, ему придётся доучиваться в Кучеряевке, — добавляет Полина ЗУМАС. — Мы обращались в правительство Воронежской области и в региональный Следком с просьбой остановить эту реорганизацию. Но все ответы получали из райадминистрации. Школа отремонтирована, в ней работает центр «Точка роста», созданный в рамках федерального проекта «Современная школа».
Наталья ЛИХУША с детьми переехала в Васильевку из соседнего Сериково в 2021 году, когда тамошнюю школу закрыли. И вот история повторяется.
— От Васильевки до поворота на Кучеряевку — разбитый участок дороги. И хотя в этом году его чуть-чуть подлатали, он опасен для школьного автобуса, так как по дороге постоянно ездят большегрузы, — предполагает женщина.
Яна ЧЕРНЫШЁВА, юрист из Липецка, недавно переехавшая жить в Васильевку, подготовила судебный иск о признании незаконным постановление № 333 администрации района от 16 июля 2024 «О реорганизации муниципального казённого общеобразовательного учреждения Васильевская основная общеобразовательная школа Бутурлиновского муниципального района...»
— Мы оспариваем пункты заключения комиссии по реорганизации или ликвидации образовательных учреждений района, где приведён анализ демографической ситуации школ района, но Васильевская школа там отдельно не выделена, а в нашем селе положительная демографическая ситуация: сюда приезжают новые семьи с детьми, а теперь, когда школу хотят закрыть, кто к нам приедет?
Сергей ВОРОБЬЁВ — отец Яны Чернышёвой — мурманчанин, живущий в Васильевке 10 лет.
— Понятно ведь, что школу закроют — село пропадёт! Всех учителей нашей школы вынуждают написать заявление об увольнении по собственному желанию, возможно, кого-то из них потом трудоустроят в Сериково. Мы собрали подписи жителей села против этой реорганизации, но нас не слышат, — сетует мужчина.
Калачеевский район
Село Коренное — настоящий медвежий угол — на самой границе с Волгоградской областью. А здешнюю школу собираются делать структурным подразделением той, что находится в селе Манино.
— Реорганизация нашей школы означает её присоединение к манинской СОШ. Говорят, что старшие классы будут возить в Манино, а младшие вроде бы останутся тут, но это пока не точно, — рассказывает директор Коренновской школы Наталья СТЕЦЮК. — Кого-то из наших учителей обещают трудоустроить в Манино, но не исключено, что некоторые вообще останутся за бортом. Качество образования в нашей школе одно из самых высоких в районе, и потому смысл реорганизации именно нашей школы для меня непонятен. Количество учащихся у нас стабильно держится долгие годы на отметке 30 — 34 человека.
Многодетная мать Ирина ЛЮТАЯ собирается уезжать, если школа закроется:
— Нас не устраивают поездки детей на школьном автобусе. У меня ребёнок идёт в первый класс. Куда его гонять сейчас в Манино? А мне после уроков ждать, когда его привезут домой.
Глава Коренновского сельского поселения Анна ДАЦЕНКО не побоялась высказать своё мнение, идущее вразрез с позицией районных властей, относительно реорганизации школы, где училась она сама.
— Мне больно видеть то, что происходит с нашей родной школой. Село у нас не умирающее, зарегистрировано чуть менее 500 человек.
Бывший школьный библиотекарь Зоя ФАЛЬКОВА отметила, что жители села проголосовали против закрытия школы.
— В прошлом году, когда пошли разговоры о закрытии нашей школы, от нас из-за этого уехали две семьи с детьми. Лишают школу юридического статуса, делают её филиалом, который закрыть через год-другой гораздо проще. У нас учатся 6 ребят из Манино, родители которых в силу конфликтных ситуаций с учителями забрали их оттуда и привезли сюда. Обратно ведь в Манино они учиться не поедут, — объясняет женщина.
Школа села Лесково в планах реорганизации стоит особняком — она станет филиалом хрещатовской СОШ, до которой всего-то пара километров.
— Десять лет назад в районе начали закрываться школы, и нашу тогда готовили к этому, — рассказывает директор Лесковской школы имени Ф. М. Мельникова Ирина БАГИШВИЛИ. — Но мы удержались. Сегодня у нас 28 учащихся, а нам сказали, что общая численность школы должна быть не менее 30 человек, тогда она не попадёт под реорганизацию. Говорят, что в малокомплектных школах не хватает профильных специалистов, но у нас-то с этим всё в порядке. Если нашу школу сделают структурным подразделением соседней хрещатовской, это будет шаг к её дальнейшему закрытию через год-два. Школа будет называться хрещатовской, а как жители Лесково смогут выразить своё отношение к закрытию, если дело дойдёт до этого? Никак! Знаю о соглашении между администрацией района и региональным министерством образования, в котором прописано, что школы, не набирающие 30 человек, должны быть реорганизованы.
Отец одной из учениц Валерий ВЕРБИЦКИЙ добавляет:
— Сегодняшняя реорганизация означает завтрашнее закрытие всей школы, а ликвидация школы в селе — это конец самого села.
Учитель Вера КОСТЮЧЕНКО отмечает, что жители Лесково собрали подписи против реорганизации своей школы:
— Мы собирали подписи против закрытия школы, обязательно проведём сход граждан. На данный момент ситуация осложняется тем, что администрация района не издала никакого официального документа относительно реорганизации нашей школы. В Лесково почту уже закрыли, теперь не будет школы....
Письменная работа для родителей
Заметим в этой связи, что в соответствии с пунктами 12 и 14 статьи 22 Федерального закона «Об образовании в РФ» «Принятие решений о реорганизации или ликвидации муниципальной общеобразовательной организации, расположенной в сельском поселении, не допускается без учёта мнения жителей данного сельского поселения. Порядок проведения оценки последствий принятия решения о реорганизации или ликвидации образовательной организации, находящейся в ведении субъекта Российской Федерации, муниципальной образовательной организации, включая критерии этой оценки (по типам данных образовательных организаций), порядок создания комиссии по оценке последствий такого решения и подготовки ею заключений устанавливаются уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации».
— Эта норма прямого действия федерального закона, для любой нормы разрабатываются подзаконные нормативные акты, — подчёркивает воронежский адвокат Алексей ГОНЧАРЕНКО. — Как именно власть, а в нашем случае региональное министерство образования должна учитывать мнения людей, каков механизм всего этого? Люди могут собрать сход, задокументировать решения, принятые там, и направить всё это в региональное министерство образования, а копию — в администрацию президента РФ.
В связи с этим у корреспондента «МОЁ!» появилось несколько вопросов к региональному министерству образования, так как очевидно, что вся упомянутая реорганизация отнюдь не блажь районных властей, а исполнение директивы, спущенной с верха.
Вот эти вопросы.
Власти только сейчас разглядели то самое «снижение качества образования и сложную демографическую ситуацию» в этих школах или это был такой туз в рукаве, который понадобилось в нужный момент? Если так, то почему раньше эти проблемы предпочитали не замечать?
Очевидно, что всё происходящее с сельскими школами напрямую связано с экономическими проблемами региона, так почему бы властям об этом не сказать прямо, а не придумывать всякие сомнительные объяснения?
Как эти процессы коррелируются с заявлением российского президента Владимира Путина во время прямой линии в 2018 году, когда он заявил, что «сельские школы не должны закрываться, в противном случае села вымрут». А в декабре прошлого года на съезде железнодорожников России глава государства отметил: «...закрытие школы ведёт к окончательной деградации этого населённого пункта». Выходит, чиновники от образования игнорируют слова президента?
P.S. «МОЁ!» обратилась в министерство образования Воронежской области с вопросами, касающимися реорганизации школ области. Нас интересовало, как будут трудоустроены учителя из школ, попадающих под реорганизацию? Скольких человек она коснётся? Сколько учительских ставок по области придётся сокращать? Сколько из 52 школ области, попадающих под реорганизацию, станет филиалами более крупных (то есть останутся работать в своих зданиях), а сколько будет просто ликвидировано? Можно ли дать порайонную разбивку школ, которые в той или иной форме подлежат реорганизации?
Автор:
Комментарии (71)