«Попытка суицида дочери как гром среди ясного неба!»: о причинах детских самоубийств рассказала психолог
Подростки и дети кончают с собой даже в благополучных семьях
Уполномоченный при президенте России по правам ребёнка Мария Львова-Белова указала в ежегодном докладе, что в результате самоубийств в 2023 году погибло 678 несовершеннолетних. Причина трагедий в желании привлечь внимание? В отсутствии выхода из кризисной ситуации? Одиночестве?
Детский и подростковый суицид особенно ужасен тем, что дети, планируя его, часто даже не подразумевают смертельного исхода. Они пытаются найти выход из глубоко ранящей, несправедливой, кризисной ситуации. Найти поддержку, обратить на себя внимание. Разобраться в проблеме «МОЁ!» помогла детский клинический психолог Юлия Горячева.
Какие расстройства и в каком возрасте могут послужить причиной суицида?
Суицидальные намерения — это симптом расстройства. Суицид не может быть следствием развода родителей, сложной ситуации, буллинга. Это триггеры, которые становятся спусковым крючком. На фоне здоровой психики суицида быть не может. Основной всплеск суицидальных намерений мы наблюдаем примерно с 12 лет. К 14 годам их становится больше, а в 15 — 18 лет наступает их пик.
Первая возможная причина — пограничное расстройство личности. В нашей стране этот диагноз не ставится детям до 18 лет, поэтому ни один врач не может этого сделать по классификатору болезней. Болезнь часто начинается в детстве, расцветает в подростковом возрасте, а к 18 годам становится полноценным диагнозом. Считается, что у людей с пограничным расстройством личности риск суицида возрастает в 50 раз.
Второй причиной является депрессия. Она встречается даже у маленьких детей пяти лет. Это не взрослый диагноз, не диагноз-отмазка, не диагноз-слабость, мол, «Это у тебя не депрессия, просто ты лентяй!». Депрессия забирает множество жизней, поэтому относиться к ней стоит со всей серьёзностью.
Третья причина — тревожное расстройство, которое делится на подвиды: генерализованное тревожное расстройство, социофобия и другие.
Четвёртая — посттравматическое стрессовое расстройство. Например, в детстве ребёнок пережил насилие, у него начало формироваться расстройство, которое в подростковом возрасте трансформировалось в мысли «Я так больше жить не могу!», влекущие за собой суицид.
Среди других возможных триггеров можно выделить смерть близкого родственника, неразделённую любовь, неспособность справиться с трудностями дома или в школе, изматывающие конфликты в семье и/или со значимым окружением, травматическая потеря: даже смерть любимого домашнего питомца может быть разрушительной для психики ребёнка.
Как отследить подобные мысли у ребёнка
Суицидальное поведение — это сознательные, аутоагрессивные действия, направленные на лишение себя жизни в связи с невыносимыми жизненными обстоятельствами. Никаких однозначных красных флагов и предпосылок к этому, увы, нет. «Мне незачем больше жить» и подобные фразы, которыми «кидают» подростки в своих встревоженных родителей, зачастую не имеют под собой реального основания для суицида, но являются поводом оставить все взрослые дела и уделить внимание ребёнку. Игнорировать их ни в коем случае нельзя! По-настоящему настроенные на суицид дети и подростки зачастую не дают поводов для волнений и делают это спокойно, без видимых на то причин. Подготовка у них идёт очень аккуратно, некоторые планируют всё крайне тщательно, чтобы не ранить родителей, чтобы они не видели этого. Но суицид может быть и импульсивным, к которому «подготовиться» невозможно.
Может ли суицид быть показательным?
Демонстративные попытки суицида нередко заканчиваются реальными. Когда ребёнок понимает, что не справляется с ситуацией, и доходит до ручки, крича о помощи таким образом, это конечная точка перед его возможной гибелью. Словам «Я себя убью!» нужно поверить сразу же и незамедлительно отвести ребёнка к психиатру.
Почему даже в благополучной семье дети кончают с собой?
Слово «благополучная» для каждого означает разное. Для ребёнка мать, заставляющая его делать уроки, не всегда может казаться любящей. А для самой матери — всегда. Единственным критерием, по которому можно судить о семье, — моральное состояние ребёнка, находящегося в ней. Он может сказать, доволен ли он, счастлив ли? Какой цели вы хотите достичь, задаривая ребёнка подарками, но не видя его целыми днями, не разговаривая по душам? Таща его на море, когда он хочет поехать к друзьям и бабушке в деревню? Большинство родителей любят своих детей без оглядки на то, чего дети хотят, не зная их истинных желаний и потребностей. Если мы будем слышать своих детей, они начнут с нами говорить. А когда наше общение сводится только к нотациям, какой дурак будет с нами разговаривать?
Что делать, если ребёнок начал говорить о суициде?
Внимательно выслушайте решившегося на суицид подростка и немедленно отведите его к психиатру. Приложите все усилия, чтобы понять и решить проблему, которая его беспокоит. Внимательно отнеситесь ко всем обидам и тревогам ребёнка.
В случае, если ребёнок начал вести себя не так, как обычно…
Не паникуйте. Ребёнку нужен стабильный безопасный взрослый, чтобы справиться с переживаниями. Если чувствуете выгорание, обратитесь к специалисту.
Найдите врача-психиатра и клинического психолога, который занимается вопросом суицида. Подготовьтесь к приёму: вспомните, менялось ли что-то в поведении ребёнка или подростка, изменилось ли качество сна, настроение и т. д.
Не бойтесь прямо спрашивать, не думает ли ребёнок о самоубийстве. Не избегайте слов «смерть», «суицид». Открытый разговор с выражением заботы и беспокойства является источником облегчения и нередко одним из ключевых элементов в предотвращении трагедии.
При суициде формируется туннельное мышление — всё или ничего, дальше пустота. Ваша задача — работать сообща и вывести ребёнка из безвыходной ситуации. «Что бы ни было, я всегда тебя поддержку и никогда не буду осуждать!» — главные слова, которые должны звучать из ваших уст.
ЛИЧНЫЙ ОПЫТ
«Прости, мама, дурой была…»
Марина: «Попытка суицида дочери стала громом среди ясного неба. 7-й класс, 13 лет, спокойная, рассудительная девочка. Благополучная, обеспеченная многодетная семья. Я была на работе, когда мне позвонили и попросили приехать домой. Катя попыталась покончить с собой. Почему она осталась жива, человеческим разумом не понять. И врачи, и правоохранители посчитали это чудом. Катя оставила записку: «Передайте подружкам, что пусть хотя бы у них всё будет хорошо». А нам адресовала: «Мне многое не разрешается». Я не была тираном, но не разрешала ей гулять до ночи, выпивать на праздниках в загородных домах, куда ездили её одноклассники. 13 лет — не тот возраст, когда пора давать такую вольность ребёнку. Перед тем как попытаться покончить с собой, она звонила одноклассницам, просила их прийти к нам домой, говорила, что сделает страшное.
Катя выжила. До сих пор причины её поступка неизвестны. Ни разговоров о суициде, ни странного поведения у неё не было. Катя всегда всё держала в себе, не делилась переживаниями о школе, мальчиках, сложных ситуациях. Единственную фразу она сказала после: «Прости, мама, дурой была…» Сейчас она сама стала мамой, но моя жизнь с тех пор перевернулась. За младших детей стало страшнее. Всё время опасаюсь перегнуть, но не могу я их отпускать туда, где опасно: алкоголь, тусовки, нет взрослых. Я снова слышу: «Ты ничего не разрешаешь!» — и молю Бога, чтобы им хватило ума ничего с собой не сделать.
* Имена изменены по этическим соображениям.
12% совершающих суицидальную попытку (СП) не позднее чем через два года повторяют её и достигают желаемого; четверо из пяти людей, покончивших с собой, пытались сделать это в прошлом.
Число самоубийств детей и подростков до 14 лет с 2000 по 2010 год сократилось в два раза — с 500 до 240. По данным Росстата, картина детских самоубийств по стране за последние годы выглядела так: 397 в 2018-м, 372 в 2019-м, 311 в 2020 году. В 2021 году в России было зафиксировано 753 случая суицида, в 2022-м — 679 детских суицидов.
Автор:
Комментарии (12)