Владелец 800 голубей из Воронежской области рассказал, почему тратит все деньги на птиц
Все пернатые у хозяина окольцованы
В 2008 году Александр Моисеев — ему тогда было 59 лет — начал писать стихи. Героями его неброской лирики оказались женщины и... голуби. «Ясный денёк, восточный ветерок. Да, благодать — пора птицу нам поднять». А это строки о его жене: «Покорила ты меня, черноокая моя. Чтоб я делал без тебя, если б не во сне пришла...» С женщинами всё понятно — кому ж ещё стихи посвящать. А насчёт голубей — тут разговор особый. Сегодня 75-летний пенсионер является обладателем едва ли не самого крупного их поголовья в Воронежской области. О том, зачем ему почти тысяча птиц и почему сегодня молодёжь не проявляет интереса к голубеводству, — в материале «МОЁ!».
«Фёдорыч своих выгуливает»
Если в северной части Богучара в небо взмывают породистые голуби, горожане безошибочно констатируют: «Фёдорыч своих выгуливает». И точно — стоит хозяин в середине своего огорода и размахивает 8-метровой самодельной телескопической удочкой, гоняя свою птицу.
Голубей разводил ещё его прадед Леонид Шевцов, а первые голуби у Сашки появились в десятилетнем возрасте. В 1968-м паренёк окончил хреновской лесной техникум и отправился по распределению в Иркутскую область. Но свою страсть — разведение породистых голубей — не забросил даже вдали от дома.
Сегодня у Александра Федоровича более 800 голубей — а сколько точно, сам не знает, поди посчитай всех! Сердце хозяина пожизненно отдано двум породам — это николаевские статные и бойные бакинцы. Первые отличаются особой красотой полёта, их стихия — устойчивые свежие ветры с восходящими воздушными потоками. Вторые летают очень высоко — скрываются из поля зрения, хорошо выходят в «столб» и играют «с боем», то есть как бы кувыркаются через голову в полёте. Есть у хозяина немного почтовых и мясных голубей.
— Во времена СССР в Союзе было несколько питомников, где специально для ресторанов выращивали таких мясных голубей, — рассказывает пенсионер,— но сегодня эта порода довольно редкая, вон они какие здоровые, как куры.
Впрочем, и сейчас в Москве есть места, где можно отведать экзотические блюда — голубя мясной породы, тушённого, например, в красном вине или приготовленного на вертеле.
«Всю пенсию на птицу спускаю»
Вся эта компания с трудом размещается в 15 громадных вольерах общей площадью в 100 квадратных метров во дворе хозяина, который уже и не слишком рад столь разросшейся семье.
— Силы уже не те, что раньше, — сетует он, — а самое обидное, что никто из двух моих детей и внуков не интересуется птицей. Посмотреть — дело одно, а ухаживать за такой оравой — это ж какие силы и здоровье иметь надо! Пока был помоложе, ещё как-то тянул, а теперь уже иссякаю. Обычно на год заготавливают для птицы порядка 10 тонн кормов — пшеницы, ячменя, кукурузы, проса. Вдобавок к этому лекарства для вакцинации, суммарно выходит 120 — 130 тысяч рублей в год. А поголовье хоть и медленно, но растёт. Одно дело — содержать 100 — 150 голубей, и совсем другое — 800!
Бизнес? Смешно! Какой бизнес с голубями? Проехать 5 — 6 выставок в год по Воронежской, Ростовской областям и Кубани тоже в копеечку влетает. Если продавать, то один голубь в зависимости от породы стоит 1— 1,5 тысячи рублей. Самые дорогие — статные, их цена доходит до 3 тысяч. Иногда земляки покупают у Моисеева по цене индеек несколько птиц той самой мясной породы размером со среднюю курицу для каких-то празднично-юбилейных блюд. Но бывает это редко и ощутимых доходов не приносит — вот тебе и весь бизнес!
— Это в 1950 - 1960-е годы прошлого века примерно в четверти всех частных домов страны были голубятни. У нас в Богучаре голубей ещё в 70-е разводили человек 40 — 50. Теперь же самым молодым голубеводам по 50 — 60 лет, а передавать свои знания некому — молодым гаджеты интереснее любого породистого голубя. Несколько раз ко мне летом приезжали на велосипедах школьники, я им птиц показывал, рассказывал о них. Думал, может быть, увлекутся ребята. Да куда там! Поездили и перестали, — сетует Александр Федорович. — Теоретически, конечно, можно поставить продажу птицы на поток, но для этого надо снимать ролики о голубях, их экстерьере, особенностях полёта, выкладывать всё это в интернет. Один я это не потяну, а платить оператору за съёмку без какой-либо гарантии продажи непозволительная роскошь для меня. И так всю пенсию на птицу спускаю. Если бы прямо сегодня кто-то из любителей решился купить всех моих птиц, то их общая стоимость потянула бы на миллион рублей. А кто такие деньги сегодня на пернатых выкинет?
Александр Моисеев рассказывает — ему звонят такие же голубеводы, как и он сам, из Якутии, с Сахалина и даже из ближнего зарубежья. Обмениваются птицами, спрашивают советов. Но это случается всё реже...
Кто хочет стать миллионером?
Для того чтобы птицы не увядали в своих вольерах, им надо постоянно летать, тренироваться. Красота полёта является показателем чистоты породы. Самыми умными считаются почтовые голуби, способные находить дорогу домой за 500 — 600 километров.
У Моисеева есть две телескопические удочки длиной по 8 м каждая, которые нужны для того, чтобы обленившиеся и сытые птицы не торопились присаживаться на крыши домов или сараев, а именно летали. Правда, для такого полёта нужна определённая сила ветра.
— Раньше старые голубятники, когда нужно было выпускать голубей, залезали на высоту 3 — 5 метров и бросали оттуда голубиное пёрышко. Если восходящие потоки тянули его вверх, то птиц можно выпускать, если оно летело к земле, то голубей оставляли в вольерах, — рассказал Александр Федорович.
На лапку каждого своего голубя хозяин надел колечко, где написана фамилия владельца и его телефон. Случается, что во время прогулки птицу напугает коршун (за сезон эти хищные пернатые выбивают от 30 до 50 голубей). Или птице самой что-то взбредёт в голову, и голубь летит, куда глаза глядят. Вот на этот случай и нужны координаты хозяина.
— Недавно мне позвонил житель нашего района и рассказал, что поймал породистого голубя в своём сарае. Я сразу понял, что это мой, поехал и забрал его домой, — делится Александр Фёдорович.
Несмотря на свои 75 лет, Александр Моисеев вполне себе бодр, на глазах журналистов «МОЁ!» он легко сел на шпагат. А иначе никак — для общения с птицами нужно ежедневно поддерживать физическую форму. Натаскать корм, почистить вольер, погонять шестом голубей — в 75 лет это не так уж и просто. Поэтому хозяин в качестве тренировке каждый день проходит по 2 — 3 километра, прогуливаясь по окраине города со своей овчаркой.
— Ещё в школе у меня была хорошая растяжка, — говорит он. — До сих пор я каждый день тянусь примерно полчаса и сажусь на шпагат — своей птице я нужен здоровый и сильный. Вот только сил становится всё меньше.
Александр Моисеев надеется рано или поздно раздать своих голубей — об их продаже речь вообще не идёт, желающих особо нет. Так что миллионером пенсионер из Богучара точно не станет.
Читать все комментарии