Нужен ли школьнику репетитор? Мнение родителей и педагога 

В советские времена такой тип преподавания был диковинкой 

22.08.2025 07:31
19589
3

Читать все комментарии

Войдите, чтобы добавить в закладки

Читайте МОЁ! Online в
Можно ли современному школьнику обойтись без репетиторов 

Накануне приближающегося нового учебного года спрос на частных преподавателей ожидаемо вырос. Об этом рассказывают знакомые воронежские репетиторы, которые уже под завязку составили свой рабочий график, а просьбы принять учеников всё продолжаются.

В какой момент дополнительные занятия стали нормой, а не исключением? Можно ли получить качественное образование в обычной школе? И какую роль частные учителя играют в сегодняшнем обучении?

Советская школа

Вспоминаю своё детство — оно пришлось на закат СССР. Тогда репетиторы если и были у кого, то казались делом почти экзотическим. Не всем семьям это было по карману, да и не так-то просто было отыскать предметника, готового потратить на тебя час-другой. Учителя дорожили местом на основной работе, а времени после неё было крайне мало.

Да и вообще тогда казалось, что, если ты хочешь учиться, никакие подпорки для этого не нужны. Задавай вопросы после уроков учителю, ходи на факультативы. Опять же — читальный зал никто не отменял. Уроки готовили сами. По крайней мере, о другом я не слышала от друзей. О том, чтобы родители стояли над душой и выводили с тобой закорючки в прописях и речи не было. У тех были более глобальные задачи — боролись за выживание. Из «помощи» можно было рассчитывать разве что на «леща» в случае выволочки на родительском собрании. Уроки как-то проверяли, конечно, помню, мама билась со мной, объясняя задачки. Но ежедневной рутиной, где весь вечер посвящался бы совместному деланию уроков, не припомню.

Перед экзаменами мы объединялись с одноклассниками. Что-то вместе читали, готовили «шпоры», поделив билеты. О преподавателе, который натаскивал бы тебя на сдачу экзаменов, я в своём детстве даже не мечтала.

А вот мои дети учились уже с репетиторами. Старшей, которая окончила школу 13 лет назад, в начальной школе нанимали репетитора по математике — ребёнок категорически не дружил с цифрами. Перед ЕГЭ занималась с репетиторами уже по всем предметам. Экзамены она сдала хорошо. Младшая, окончившая школу четыре года назад, занималась тоже с репетиторами по всем предметам, которые нужно было сдавать. В итоге тоже отличные результаты.

А теперь  слово учителям и тем, кто предпочёл школе частные уроки, а также детям и их родителям.

Родители: 
«Репетитор — возможность восполнить пробелы»

Галина, мама троих сыновей:

Галина

— Когда я училась в школе в 80-е годы, слово «репетитор» у меня ассоциировалось со студентами-разночинцами тургеневских времён. Никто из моих одноклассников в школе, окружённой тайгой в Республике Коми, репетиторов не имел. Но когда один из моих сыновей пошёл в школу, репетитор ему потребовался уже в третьем классе, так как мир цифр оказался для него абсолютно непостижимым. Позже он неплохо сдал ЕГЭ по физике тоже исключительно благодаря репетитору.

Другой мой сын логично рассудил, что в выпускном классе репетитор по русскому языку ему необходим, так как это слабое место, а вот математикой заниматься с репетитором — только время тратить, ведь можно и самому отлично подготовиться, только нужны вот такие-то учебники. Так и вышло.

С внедрением ЕГЭ, когда оценки в аттестате уже перестали играть роль при поступлении в вуз, в школу они вообще стали ходить через пень-колоду. Я на это смотрела сквозь пальцы. Занятия у репетиторов, к слову, дети никогда не пропускали. Все поступили туда, куда и планировали.

Антонина, мама двух школьников:

Антонина

— Репетиторы — это прекрасная возможность восполнить пробелы в обучении. Ну а в школе тот, кто хочет получить знания, сам их возьмёт. Как ещё школа должна утруждаться? А кто не хочет учиться, он и не будет, хоть пляши вокруг него с бубнами. Но зато у него есть шанс с репетитором наверстать упущенное, если он в последний момент возьмётся за ум.

Репетитор: 
«Ребёнок открывал букварь и начинал плакать»

Ольга, преподаватель скорочтения, педагог-психодиагност

Десять лет проработала в школе словесником. Уволилась, когда родила ребёнка, который часто болел. Потом нашла работу в офисе. Зарплата крохотная, поэтому начала подрабатывать.

Ольга

— Чтение — основной школьный навык. Я думала, моими учениками будут хорошисты из началки, читающие 100 слов в минуту, а я научу их читать 300. Но ко мне стали приводить... нечитающих детей. Они не выполняют простейших тестов — и это звоночек: скорее всего, нужна медицинская помощь. А родители об этом и не подозревают! Я сразу советую обратиться к специалистам — неврологу, логопеду, нейропсихологу. Некоторые обижаются, мол, своих рожай и по врачам води. Но большинство прислушивается. И в среднем трём из пяти таких деток ставят диагноз: дисграфия (расстройство процесса письма), дислексия (нарушение способностей к чтению и письму), СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности), общее расстройство учебных навыков. Молодцы родители, которые не опускают рук. При содействии специалистов ребятам можно помочь и подтянуть чтение хотя бы до нижнего порога уровня.

Это тяжёлый хлеб, но и огромная победа, когда девчушка, делавшая 9 ошибок в 10 словах, начинает делать всего 4! Или когда второклашка, который мог прочитать за раз всего пять предложений в букваре, читает по три страницы книги!

В прошлом году привели мальчика, окончившего первый класс. Он открывал букварь и начинал плакать. Худо-бедно, но читать по слогам начал. На проверке техники чтения во втором классе показал результат хуже всех: 11 слов в минуту. А должен был минимум 40. Но когда он пришёл ко мне, то и трёх букв не мог прочитать слитно, так что и это был прогресс. Я долбила маме, что ребёнка нужно показать неврологу. Она слушала-слушала и пропала...

По мнению Ольги, какого-то глобального провала в школьном образовании нет. Трудности её учеников от проблем со здоровьем, а не с об­учением. Но время, безусловно, наложило свой отпечаток.

— Дети стали хуже читать из-за гаджетов. Обилие цифровой информации, ярких быстрых картинок в играх и роликах оту­пляет. Научить же читать нормотипичного ребёнка (без диагноза) не составляет труда. Как правило, к восьмому занятию он начинает читать по слогам.

Индивидуальный подход — то, что является козырем репетитора, — и дальше будет расти в цене, — подводит итог Ольга.

Что по этому поводу думает школьный завуч и выпускник, сдавший ЕГЭ на сто баллов, читайте на нашем сайте в ближайшее время или в «МОЁ! Плюс» прямо сейчас. 

Подписывайтесь на «МОЁ! Online» в «Дзене». Cледите за главными новостями Воронежа и области в Telegram, «ВКонтакте», «МАХ», а видео смотрите в «VK Видео».