Над чем должны работать слуги народа, которых мы выбираем в эти дни

Вопреки расхожим представлениям главная задача депутата — не решение частных вопросов

12.09.2025 20:31
3 2221

Так как нынешний единый день голосования (12 — 14 сентября) отдан в основном законодательной власти, на наш взгляд, нелишним будет напомнить об обязанностях и правах избранных депутатов.

И в отчётах о своей работе, и в агитационных материалах почти все народные избранники зачастую делают упор на то, как помогли жителям своего округа — с освещением, организацией работы транспорта и даже с ремонтом в школах. Но если изучить российское законодательство, то окажется, что такая помощь — когда депутат отчасти подменяет собой исполнительную власть — стоит далеко не на первом месте среди обязанностей народного избранника. Главное же в работе депутата — выражать мнение избирателей при принятии важных для области, города и любого населённого пункта решений.

В статье 10 Конституции Российской Федерации закреплён принцип разделения властей. Государственная власть в нашей стране осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Каждая из ветвей власти самостоятельна и независима в реализации своих полномочий, ни одна из ветвей не может принять на себя функции другой.

Полномочия законодателей на разных уровнях — федеральном, региональном и местном — закреплены в разных законах. К примеру, федеральный закон «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации» статье 8 оговаривает основные полномочия законодательного органа субъекта федерации. В случае с Воронежской областью это областная Дума.

На первом месте в перечне полномочий — принятие устава региона. Затем законодательное регулирование. Главный из законов, который принимают депутаты на региональном уровне, это, пожалуй, закон о бюджете на год. От этого закона зависит финансирование абсолютно всех обязательств областных властей.

Бюджет, в свою очередь формируется из налоговых поступлений. В случае с теми налогами, которые попадают не в федеральный, а в местные бюджеты, депутатам на местах дано право определять ставки налогов, порядок и сроки их уплаты, а также вводить налоговые льготы.

Если говорить в общем, то по всем более-менее значимым вопросам (землепользование и застройка, продажа собственности) исполнительная власть обязана получить одобрение от законодательного органа власти.

Есть ещё подзабытое выражение «парламентский контроль». Парламент имеет право потребовать от органов власти одного с ним уровня (например, Облдума — облправительство, Гордума — мэрия Воронежа) полную информацию об их решениях и мотивах принятия таких решений.

Более того — если парламентарии коллегиально придут к выводу, что их что-то не устраивает, у них есть рычаги воздействия на исполнительную власть. Парламент даёт согласие на назначение на должность руководителей исполнительного органа власти одного с ним уровня. Кроме согласия возможен и отказ. В последние годы, конечно, в основном теоретически, но всё же.

Городская Дума Воронежа, кроме того, ещё и выбирает мэра города (теперь — из кандидатур, предложенных губернатором). По идее и при принятии этого решения депутаты должны учитывать мнение избирателей.

Так что работа народного избранника по закону — сложна и разнопланова и точно не сводится к решению частных вопросов.

Комментарии (3)