Воронежские водолазы: «Ищем утопленников и вещдоки»
Под Воронежем прошли соревнования специалистов, которые принимают участие в поиске тел утонувших
Ежегодные групповые соревнования среди водолазов аварийно-спасательной службы Воронежской области прошли в минувшую пятницу, 12 сентября, в Павловском районе недалеко от села Русская Буйловка. Состязания развернулись на озере Зимовьё, средняя глубина которого — около 3 метров. Изначально их планировали проводить на другом водоёме, но вода в Зимовье оказалось прозрачнее, поэтому остановились на нём. Когда начались спуски под воду, оказалось, что видимость в этом озере составляет примерно 20 — 30 сантиметров. Водолазам пришлось работать на ощупь и по сигналам с берега. Подробности — в материале «МОЁ!».
Под тёмной водой
...Любое погружение — стресс для водолаза, тем более на соревнованиях, где секундомер безжалостно отсчитывает мгновения, напрямую влияющие на личные и командные успехи. Соревнования воронежских водолазов, о которых мы рассказываем, состояли из трёх этапов.
Первый — подводное ориентирование. В озеро поместили четыре груза на верёвках, а сверху над каждым прикрепили специальный красный буй. Водолаз движется по дну и ищет эти грузы. При этом с берега его подводной работой управляет другой водолаз, который держит напарника на страховочной верёвке и направляет его с помощью сигналов, передаваемых по верёвке: сколько-то толчков — «вправо», сколько-то — «прямо», «стой» и другие команды. Когда водолаз находит груз, он дёргает за верёвку. По характерному подрагиванию сигнального буйка на поверхности судья и направляющий фиксируют, что цель обнаружена, и дают команду двигаться к следующему объекту.
— На это упражнение уходило от 7 до 17 минут в зависимости от квалификации водолаза, — рассказал корреспонденту «МОЁ!» ведущий специалист оперативного отдела казённого учреждения «Гражданская оборона, защита населения и пожарная безопасность Воронежской области» Роман Романцов.
Второй этап соревнования — поисково-спасательные работы по обнаружению манекена-утопленника. На определённой акватории, площадь которой может быть разной, на дно погружали специальный манекен. Где именно он находится, не знали ни команда, ни судья на этапе. Водолаз ищет его любым способом — может ползать по дну и шарить руками, может разбивать зону поиска на квадраты — как он это сделает, неважно. А водолаз, который страхует его с берега, с помощью верёвки периодически подаёт сигналы — спрашивает о самочувствии, видимости под водой и так далее.
Третий этап соревнований — метание спасательного круга и конца Александрова условному утопающему. Конец Александрова представляет собой плавучий тонкий трос из полипропилена длиной около тридцати метров, который бросают терпящему бедствие на воде. Каждому участнику дают три попытки для выполнения этого норматива.
Четвёртый этап — теоретический, включает проверку знаний по оказанию медицинской помощи пострадавшим на воде.
Сильнейшей стала команда хозяев — водолазов из Павловска, вторыми стали их коллеги из Лисок, третьими — борисоглебцы.
«Дело» и тело
Отметим, что в Воронежской области, кроме участников этих соревнований и их коллег из двух воронежских групп, никто больше не достаёт из воды тела утонувших. На весь регион приходится лишь около двадцати водолазов такой специализации.
— Выезд водолазов происходит исключительно по официальным заявкам, — пояснил Роман Романцов. — Запрос на подъём тела должен поступить от администрации муниципального района по факсу или электронной почте. Если звонит обычный человек, мы не можем начать работу — необходимо официальное обращение. Также санкционировать выезд могут правоохранительные органы — полиция или Следственный комитет, если речь идёт о поиске вещественных доказательств — например, найти выброшенное в воду оружие — или криминальном случае…
Кроме этого специалисты выполняют подводные работы на гидротехнических сооружениях и поднимают из воды взрывоопасные предметы, хотя такие случаи довольно редки.