Страдают речь и мышление. Чем опасны гаджеты для маленьких детей
Как цифровая реальность меняет детство поколения альфа
Они обожают вредную еду и сладкие газированные напитки, постоянно клянчат деньги на видеоигры и трендовые игрушки и не выпускают из рук телефон или планшет… Узнали своего маленького родственника? Сегодня во всём мире таких детей называют айпадкидами.
Кто такие айпадкиды?
Айпадкиды — это ироничное название детей поколения альфа, родившихся с 2010 года по наше время, которые растут в мире, где гаджеты являются неотъемлемой частью жизни. Термин образован от слов iPad (популярный планшет Apple) и kid (ребёнок). Сейчас этим детям 8 — 15 лет. Они много времени проводят перед экранами смартфонов и планшетов, увлекаются видеоиграми и просмотром развлекательных роликов, предпочитают виртуальный мир живому общению и физическим активностям.
Если зумеры (1997 — 2010 годы) не сразу оказались в мире технологий, то альфа в нём родились. Эти дети с пелёнок приучены к интернету, технологии стали им няней вместо вечно занятых родителей, а смартфон или планшет они воспринимают почти как продолжение руки.
И это повлияло на развитие нового поколения. Согласно исследованиям китайских учёных чрезмерное использование цифровых устройств в раннем возрасте чревато эмоциональной нестабильностью, невнимательностью, гиперактивностью и задержками в развитии, особенно в общении и социальной сфере. И чем раньше начинается контакт с интернет-девайсами, тем сильнее проявляются негативные последствия к четырём годам.
Кто в этом виноват и можно ли с этим что-то сделать?
Гаджеты вместо няньки
Психолог с 11-летним стажем Александр Квасов отмечает, что некоторые родители используют гаджеты как способ сложить с себя часть обязанностей по воспитанию и занятости детей. Им удобно, когда ребёнок сидит в сети и не отвлекает их постоянно.
— Страшны не сами устройства, а то, сколько времени им уделяют дети. Известно, что у любого ребёнка на первом месте всегда стоит общение с окружающими. И только когда такого общения не хватает и родители не уделяют достаточного внимания маленьким членам семьи, у тех появляется потребность в гаджетах, — объясняет специалист.
Психолог подчёркивает, что проблематичной является и сама практика использования гаджетов в качестве поощрения. В совокупности с ограничением доступа это ведёт к искусственному подогреванию интереса ребёнка и усилению зависимости.
Александр Квасов также обращает внимание на то, что приложения изначально разработаны так, чтобы увлечь и удержать пользователя как можно дольше. Созданная в них безопасная и весёлая среда повышает риск формирования зависимости со всеми сопутствующими симптомами. А зависимый человек испытывает трудности: у него повышается раздражительность, а также страдают концентрация, эмпатия, речь и мышление. Параллельно угасают другие интересы.
— Кроме того, постоянное использование гаджетов негативно сказывается на социализации, особенно в критическом возрасте 3 — 5 лет, — бьёт тревогу эксперт. — В этот период ребёнок учится отделяться от матери и выстраивать коммуникацию с окружающими, формируются ключевые аспекты его характера. Если это время проходит перед экраном, в будущем неизбежно возникают проблемы в общении.
Поэтому знакомство с гаджетами должно быть постепенным и умеренным. Как считает Александр Квасов, наиболее приемлемый возраст для этого — 5 лет.
— Родителям стоит насторожиться, если виртуальный мир стал для ребёнка интереснее реального общения, — продолжает психолог. — Речь необязательно о семье — в разном возрасте приоритеты меняются. Важно отметить, что и общение через гаджеты может быть полезным.
Чтобы ребёнок не стал айпадкидом с чрезмерной зависимостью, родителям важно проводить с ним больше времени вместе и быть вовлечённым в его жизнь. Это же поможет сократить экранное время, если проблема уже возникла.
При этом нельзя отрицать и положительное влияние гаджетов: поколение альфа многому научилось благодаря технологиям.
— Среди этих детей много тех, кто обладает развитым логическим мышлением и аналитическими способностями. Они лучше работают с большими объёмами данных, отличаются многозадачностью и общительностью, — отмечает эксперт.
Кроме того, представители этого поколения демонстрируют большую терпимость и ориентированы на глобализм. Поскольку они больше читают и пишут в цифровой среде, их кругозор зачастую шире, чем у предыдущих поколений.
Что думает педагог?
Журналист «Ё!» обсудил проблему айпадкидов с педагогом Дарьей Курбатовой.
— Есть ли у поколения альфа проблемы с концентрацией во время учёбы?
— Проблема не в них, а в изменившейся реальности. Объём информации и особенности её усвоения сегодня кардинально отличаются от тех, что были в XX веке. Именно тогда были заложены педагогические принципы, которыми многие школы руководствуются до сих пор. Айпадкидов можно и нужно учить, но делать это так же, как учили наших бабушек и дедушек, и ожидать тех же результатов — неверно.
— Им сложнее воспринимать текстовую информацию?
— Всем детям на определённом этапе развития чтение даётся нелегко. С возрастом становится проще, но многое зависит от индивидуальных особенностей ребёнка. Если же говорить о детях, выросших в интернете, то стоит помнить: даже там 80% информации — это текст. Он повсюду: в играх, в TikTok, в мессенджерах. Так что я не думаю, что у них в целом возникают принципиальные сложности с восприятием текста.
— Часто ли они отвлекаются на гаджеты во время занятий?
— Если гаджеты лежат перед ними — конечно, да. Если телефонов на уроке нет — то и отвлекаться не на что. Всё просто. Дай нашим бабушкам и дедушкам в их школьные годы такую возможность — они бы тоже отвлекались. Учиться зачастую тяжело и не всегда интересно. Не стоит ожидать от детей сверхволевых усилий, которые не присущи большинству взрослых.
— У них лучше развиты цифровые навыки?
— Безусловно. Базовый интерфейс iPad многие дети осваивают ещё до детского сада.
— Поколение альфа как-то иначе общается со сверстниками и учителями?
— Главное остаётся неизменным: они, как и все дети, тянутся к тем, кто их понимает. А конфликтуют с теми, кто пытается давить пустым авторитетом: «Я старше, поэтому я прав» или «Я учитель, значит, ты должен меня слушаться». В общении друг с другом они такие же обычные дети: объединяются в компании, ссорятся из-за пустяков, могут дразнить сверстников, гуляют после уроков и флиртуют в школьных коридорах.
«Важен личный пример»
Своим опытом воспитания детей поколения альфа делится координатор культурных проектов организации «Многодетная семья» и мама троих детей Мария Панова:
— У меня трое детей. Старшей дочери 16 лет. Она начала пользоваться гаджетами в начальной школе, но сейчас почти не сидит в них — просто нет времени. Поэтому необходимости ограничивать её экранное время никогда не возникало. С тринадцатилетней средней дочкой ситуация иная: если её не ограничивать, она может проводить в гаджетах целый день, просматривая в основном развлекательный контент. К ограничениям она относится спокойно. Младшему сыну семь лет, он тоже много времени проводит в телефоне: общается и играет в видеоигры. Когда я прошу его отложить телефон, он иногда немного капризничает.
По мнению Марии, эффективный способ сократить время ребёнка в гаджетах — это дополнительные занятия и совместный досуг.
— Мы очень много гуляем вместе, привыкли к плаванию и велопрогулкам. Я считаю, что именно спорт уберёг старшую дочь от чрезмерного увлечения телефоном.
Также важен личный пример родителей: если они сами проводят время пассивно, то и ребёнок, скорее всего, будет делать то же самое.
— Сейчас детям действительно сложно самостоятельно чем-то увлечься, а у родителей не всегда находятся силы, чтобы организовать досуг. Именно поэтому у многих детей и формируется зависимость от гаджетов.
Таким образом, представители поколения альфа живут в двух мирах сразу — реальном и цифровом. Технологии стали для них такими же привычными, как воздух, и это нельзя игнорировать или запретить. Задача взрослых — не отбирать гаджеты, а помочь детям найти баланс. Больше общаться, показывать интересные занятия офлайн и самим меньше сидеть в телефоне. Если у ребёнка будет выбор — играть в планшете или пойти с родителями в поход, — он сможет полюбить и то, и другое. Главное, чтобы виртуальный мир не заменял настоящий, а дополнял его.
Автор: