Чем воронежцев способна удивить Беларусь?
За ответом на этот вопрос спецкор «МОЁ!» отправился в Брестскую область, одну из самых западных и самых развитых в братском государстве
Каждый раз, навещая любимую Беларусь, бывшую «молодость мою, Белоруссию», ловлю себя на том, что невольно сравниваю два наших народа. Хотя делать это в 70 — 80-е годы и в голову не пришло бы. Ведь одна страна, одна история, одна на всех Великая Победа.
Вместе с тем ищу — и нахожу! — накопившиеся за 30 лет отличия: в образе жизни, в подходах к ведению как личного, так и республиканского хозяйства, к организации городского пространства, к богатому историческому наследию, к умению превратить святые для каждого места в центры туризма. В том числе и патриотического. А ведь для того, чтобы достичь такого сегодня, надо было их в буквальном смысле отстоять в 90-е, когда, по словам Елены Бабенко, директора Кобринского военно-исторического музея имени А.В. Суворова, «Беларусь буквально отдирали от России».
Удивляют братья-сябры! Приятно удивляют. Открывают для гостя из России что-то новое. Побуждают ещё больше Родину любить.
Суворов в боях побеждал, а в ссылке пел
Вот вы знали, например, что легендарный русский полководец генералиссимус Суворов, выигравший 60 сражений и не проигравший ни одного, пел… на клиросе в церковном хоре? Да, именно в Кобрине, в здешней Петропавловской церкви, будучи отставленным от военной службы самодуром-западником, императором Павлом I. Знали, что раскатистый полководческий басок неугомонного Александра Васильевича приходили послушать как горожане, так и жители окрестных селений?
— Здесь, в кобринской Петропавловской церкви, — рассказывает Елена Бабенко группе российских журналистов, — до сих пор хранится бесценная реликвия — псалтырь с пометкой «По сей псалтири пел и читал Суворов». Поэтому уже в те времена она была названа «Суворовской».
И по праздникам поднимался неугомонный граф на церковную колокольню, и плыл над городом узнаваемый «суворовский звон»!
А как легендарный полководец оказался в Кобрине, знаете? В небольшом городке, основанном в 1287 году, которым владели то литовские князья, то королевы — по очереди: итальянская, польская, австрийская... Не стану раскрывать интригу. Лучше узнайте об этом сами, посетив Кобрин, находящийся всего в 40 км от Бреста. Есть где провести незабываемый день: характерные улицы, два здания Военно-исторического музея, где выставлено 25 000 экспонатов: оружие подлинное, уникальное — от рыцарского до времён Великой Отечественной, которым белорусские партизаны били оккупантов, исторические документы, боевые награды. Вряд ли найдётся мальчишка, в том числе и великовозрастный, который останется равнодушным к настоящим пулемётам, винтовкам, саблям. Здесь же, в доме, сохранившемся с ХVII века, и фигура Суворова, читающего письмо у окна с известием о рождении его первого внука.
Не отдали ни пяди истории
Но отстаивали свою землю, свою историю не только русские воины. Отстаивали славное имя Суворова и сотрудники музея его имени.
— Уже в 90-е мы видели, — рассказала нам директор музея, — как пытаются обесценить, очернить подвиги великого полководца, растрепать славу Русской армии, оторвать Россию от Беларуси. Вбрасывались «легенды» о зверствах суворовцев, покоривших Прагу и Варшаву. Здесь такие «каверзные вопросы» тоже звучали. В ответ на что я подводила таких «туристов» к стенду с выдержками из военных приказов Суворова по русскому войску.
Из приказа А.В. Суворова войскам, находящимся в Польше, от 22 августа 1794 г.:
«Крайне остерегаться от малейшего грабежа… сдающимся в полон давать пощаду. Обывателям ни малейшей обиды… война не на них, а на вооружённого неприятеля».
Выдержка из диспозиции Суворова к штурму Праги, 23 октября 1794 г.:
«В дома не забегать, неприятеля, просящего пощады, щадить. Безоружных не убивать, с бабами не воевать; малолетков не трогать. Кого из нас убьют — царство небесное, живым — слава!».
Из письма дипломата Д.П. Трощинского о действиях А.В. Суворова в Варшаве в 1794 г.:
«Граф Суворов великие оказал услуги взятием Варшавы. Но зато несносно досаждает несообразными распоряжениями. Всех поляков, не исключая и главных бунтовщиков, отпускает свободно в их домы».
Услышав такое, прочтя эти выдержки из суворовских приказов, злопыхатели замолкают либо ретируются.
Глядя на сотрудниц музея, этих простых, то ли русских, то ли белорусских женщин в простых одеждах, с простыми прическами и нехитрым макияжем, хочется поклониться им: спасибо за то, что отстояли светлое имя Суворова, сохранили часть нашей общей истории. Что делали это не за деньги, а долга ради, когда всем было трудно, когда России было не до Кобрина, не до легендарного военачальника. А они вот сражались за наше будущее на самой западной границе бывшей великой страны. Выстояли и победили!
Театр начинается с Вифлеема
Здесь же, в Кобринском военно-историческом музее, бережно хранят и развивают уходящие корнями в XVI век традиции народного кукольного рождественского театра, который называется батлейка. (Название «батлейка» — от Betleem, названия г. Вифлеема.) Сами сотрудники музея, энтузиасты и умельцы, изготавливают фигурки симпатичнейших персонажей, ставят старые сказки и пишут новые. С какой любовью они показывают деревянных героев своих спектаклей, как увлечённо рассказывают о своём маленьком весёлом балаганчике! Да, это бесконечно далеко от современных театральных евростандартов, но какой волшебной атмосферой наполнен этот маленький зал! Как хочется снова туда вернуться! Так что и тут удивили кобринцы! Вот, пишу — улыбаюсь.
И ехать сюда, конечно, лучше всего с детьми. С ними — и легендарную Брестскую крепость посетить, величественную, молчаливую, силой и гордостью за подвиги предков наполняющую до краёв.
Вообще темой этого тура, организованного Постоянным комитетом Союзного государства и Национальным пресс-центром Республики Беларусь при поддержке АРС-ПРЕСС была продовольственная безопасность. Но каждый раз на разных успешных предприятиях Бреста мы приходили к выводу: не может быть безопасности продовольственной без идеологической безопасности, без участия правильно, патриотически заряженной молодёжи в развитии сельского хозяйства и пищевой промышленности. Уроки майданного 2020 года в Беларуси выучили крепко.
Прививку патриотизма, по словам заместителя председателя Брестского облисполкома, тогда получили на долгие годы. Пытались совершить госпереворот майданными методами. После 20-го года у нас началась очень серьёзная работа. Мы должны сохранить свою независимость. Мы перестали миндальничать и оглядываться на Запад: а что про нас подумают?
Потому и наличие «идеологического отдела» на Кобринском сыродельном заводе если и удивило, то лишь чуть-чуть.
Енот вместо зубра и Дзед Мароз вместо Деда Мороза
Начинающий читать репортаж из воспетой в песнях Беловежской пущи ожидает увидеть фотки зубров и оленей. Они, конечно, будут. Но братья-сябры и тут удивили! Вот такого симпатягу-енота встретили мы в самом сердце пущи, в небольшой агроусадьбе, где всего-то два этажа с рестораном и дровяным камином на первом и пятью номерами с дубово-рыцарскими кроватями на втором, велосипедами напрокат, хорошими кусками мяса на ужин и полным умиротворением, тишиной в общем и шумом листьев и пением птиц в частности. Попытались было коллеги номера на Новый год забронировать, да куда там! Всё раскуплено загодя. Кстати, россиянами.
Удивила здесь, в пуще, и специально оборудованная — угадайте чем? — агроусадебка. Пара избушек с раритетной утварью, утки-гуси в загоне. Но это для затравки. Потому что главный «зверь», с охлаждаемых клыков которого капает… 52-градусная «пущанка», таится в третьей избушке! Любознательный турист может пропустить «первака» лишь дважды в неделю. В остальные дни ему просто поднесут прозрачную, но тяжёлую на запах и вкус жидкость в рюмках с закусью в виде кусочка местного сала на тонко нарезанном хлебе. Как нам пояснили пущанские гиды, лицензия на производство этой «огненной воды» имеется только у них. Как и лавка, где можно приобрести красиво разлитый литр этой беловежской «сувенирки». И мне показалось, что ни одну официальную делегацию или тургруппу мимо этой усадебки не провозят. Как не провезут и мимо летнего поместья белорусского Дзеда Мароза, расположенного тут же, в пуще. У ворот резиденции туристов встретит разбитная, острая на язык Баба-Яга с метлой. Будет задирать, загадками донимать, но потом всё же ворота откроются. И проведёт она прямиком к избушке Дзеда, который, с его слов, водит дружбу с коллегой из нашего Великого Устюга. Дедушка будет одет в демисезонную войлочную белую шубу, будет шутить. Спросит: верите ли вы в чудеса? На дружное «да-а-а» ответит вопросом: всё верите! А работать не пробовали? Тут смех. «Дзедуля» дозволит с собой сфотографироваться. И на дорожку пряник печатный подарит.
Приятно, до дружного смеха всей нашей группы, удивила и дама-гид, не только прекрасно говорившая по-русски, но и блестяще на нём шутившая.
Ну и, конечно, зубры в вольерах! Кабаны и олени. Которых можно было — но осторожно! — покормить с рук опавшими листьями и сделать незабываемые селфи.
Тут удивил калужский коллега: «Да у нас под Калугой таких зубров…» — «Где? В Калуге?!» — «А вы что, не знали?» — «Честно говоря, нет. Но за подсказку спасибо!»
Братья по хлебу
А вот чем наши народы, как два брата-близнеца, похожи, так это своим отношением к хлебу. И в Беларуси он всему голова, и у нас, в России. Румяным нарядным караваем встречают на пороге дома дорогих гостей и молодожёнов.
Хлеб в Бресте выхаживают, румянят, принимают, словно новорождённого младенца, красивые и сильные женские руки работниц завода с вековой историей.
— Каравай, — говорит ветеран-кондитер Светлана Сакович, — должен быть крупным, многоярусным, красивым, желанным. А ещё, хочу я сказать, дрожжевое тесто, оно ведь не всех принимает. Оно, если кого невзлюбит, не получится ни каравай, ни булка, ни пирожок.
А тут и караваи на загляденье (им, роскошным, с песнями и танцами и встречали нас на пороге!), и торты, и печенье, и кукурузные палочки такие, что начинаешь утрачивать чувство пищевого патриотизма.
В Бресте оценили «Зюгановку»
— Культура потребления хлеба в России и Беларуси практически одинакова, — рассказал гендиректор «Берестейского пекаря» Андрей Артёменко. — Но у нас предпочитают ржаные сорта. И климатические условия благоприятны для их выращивания. Полностью обеспечиваем себя и экспортируем в Россию.
Надо заметить, что российские сельхозпроизводители собрали в 2025 году всего 10 млн т ржи. Рекордно низкий результат. А всего Россия собрала 185 млн т зерновых. Из них 90 млн т — пшеница. Часть её будет поставлена в Беларусь. А вот рожь придётся ввозить.
Кстати, белорусы с удовольствие районируют удачные сорта российской пшеницы. Так, в Орловской области им приглянулась озимая пшеница «Зюгановка», урожайность которой достигает 178 центнеров с гектара!
Фото: с сайта kprf.ru
Не сносят белорусы и хлебозаводы в угоду строителям новых ЖК, как это сделали, например, в Воронеже и Москве.
— Из Европы, — продолжил Артёменко, — мы получали раньше важнейшие для хлебопечения компоненты — закваски. Но границы закрыли, и мы силами белорусских и российских специалистов создали отличные закваски и улучшители. Причём не на химической основе!
— Как долго может храниться ваш хлеб?
— Если сразу после выпечки он упаковывается и пастеризуется при температуре 100 градусов, то 30 — 35 суток. Но есть у нас и секретная технология — спиртовая обработка. В таком случае хлеб может храниться 4 месяца. Но даже с таким сроком хранения мы не может попасть, например, на рынок Китая, где допустимый срок хранения — 6 месяцев.
Ну а в отличие от американского наш хлеб плесневеет и черствеет. Потому что в нём нет, как в американском, химии.
— Значит, плесень на хлебе — это не промашка хлебопёка, не химия, а просто воздействие внешней среды?
— В 99% случаев — да. Если хлебопёк «промахнулся», то бракуется вся партия. Появляется плесень скорее от нарушения условий хранения. Лучше всего держать хлеб, как и любой другой продукт, в холодильнике. Если у меня дома на хлебе появляется плесень, я её просто обрезаю и ем эту буханку дальше.
* Сябры — друзья, приятели. Ранее — сообщества людей, совместно владевших и пользовавшихся пашней, промысловыми угодьями, средствами производства.
Комментарии (2)