Что будет со студентами медвузов после принятия закона об отработках
Рассказываем о новшестве, которое напугало часть будущих врачей
В середине ноября президент Владимир Путин подписал закон, согласно которому все бюджетные места в ординатуре станут целевыми, а выпускники медвузов и колледжей должны будут отработать до трёх лет с наставником в медорганизациях, участвующих в программе обязательного медицинского страхования (ОМС).
Ещё на этапе обсуждения законопроекта некоторые студенты-медики стали отчисляться из вузов. В интернете начали распространяться ролики, на которых будущие врачи говорили о своём желании забрать документы, кто-то рассказывал, что уже бросил учёбу, поскольку «не хочется отрабатывать три года неизвестно где».
Закон об отработке вступает в силу 1 марта 2026 года, и новые правила начнут действовать для тех, кто поступит после этой даты.
О том, что такое наставничество, где его будут проходить выпускники медвузов и кто в обязательном порядке должен заключить целевой договор — в нашем материале.
Полегчало после поправок
Законопроект о целевом обучении и обязательных отработках был разработан по инициативе Минздрава РФ как мера, призванная улучшить ситуацию с кадровым обеспечением, повысить качество и доступность медпомощи, в том числе и для жителей сёл, где не хватает медиков.
В начале октября Госдума приняла в первом чтении законопроект, который подразумевал, что фактически все бюджетные места медицинских вузов и колледжей должны стать целевыми и выпускники после окончания обязаны отработать три года в медучреждении, включённом в систему ОМС (выпускники колледжей — два года). Предполагалось, что, если выпускник откажется от такой отработки, он должен выплатить государству компенсацию в виде трёхкратного размера затрат на своё обучение.
Эта инициатива вызвала критику в медицинской общественности, тогда-то и стали некоторые студенты высказываться о намерении отчислиться из вуза. Тем временем депутаты Госдумы предложили изменения, документ дорабатывался, в него вносился ряд поправок.
В итоге были смягчены требования к стопроцентному целевому набору по программам специалитета. Учиться на специалитете можно будет за свой счёт, за счёт бюджета или на целевых местах. Напомним, за обучение целевиков также платит бюджет, но в этом случае предусматривается дальнейшее трудоустройство выпускника в конкретном медучреждении, с которым заключён договор.
После вступления закона в силу место дальнейшего трудоустройства студентов-целевиков не изменится. Квоту целевого приёма для студентов специалитета по-прежнему определяет правительство РФ.
А вот поступать в ординатуру на бюджетное место после 1 марта 2026 года согласно новому закону теперь можно будет, только заключив договор с медучреждением, в котором выпускник потом будет работать. То есть ординатура будет либо целевой, либо платной. Если студент ординатуры откажется заключать целевой договор, он сможет продолжить обучение платно, но лишь при наличии мест.
При нарушении условий целевого договора гражданин обязан выплатить компенсацию не менее стоимости первого года обучения, а также штраф в двукратном размере компенсации за обучение.
О наставничестве
Что касается наставничества для бюджетников и платников — выпускник после получения диплома и первичной аккредитации должен отработать не более трёх лет под руководством опытного наставника в медучреждении, включённом в систему ОМС, Только после этого молодой специалист получит допуск к периодической атестации. Если же выпускник откажется от прохождения наставничества, ему через 5 лет придётся вновь проходить не периодическую, а первичную акредитацию.
Конкретный срок наставничества будет определяться Минздравом РФ в зависимости от специальности или места нахождения медучреждения, в котором выпускник вуза или колледжа будет работать.
Бюджетники и платники сами выбирают государственную или частную медорганизацию для его прохождения, главное условие — чтобы клиника оказывала медуслуги по ОМС.
С трудом верится, что выпускники массово будут выбирать медучреждения в глубинке. Каким же образом планируется решать кадровый вопрос в сёлах? Отчасти ответ дают проекты подзаконных актов Минздрава. Как сообщает «Коммерсантъ» со ссылкой на эти документы, срок отработки может быть сокращён вдвое (например, с трёх лет до полутора или с двух до года), если выпускник выберет сельскую местность, малые города или новые регионы.
Спросите, где взять столько наставников, если в сёлах дефицит кадров? Как поясняется в проекте приказа Минздрава РФ о наставничестве, наставник может работать с молодым специалистом как очно, так и дистанционно.
Как рассказали в минздраве Воронежской области, прохождение наставничества предполагает трудоустройство с получением зарплаты. Оно производится в соответствии с полученной квалификацией. Например, после специалитета — педиатром или участковым терапевтом, а после ординатуры — по полученной узкой специальности.
Если места по профилю выпускника в понравившемся ему медучреждении не окажется, о он сможет подобрать себе иное. Перечень специальностей, подпадающих под отработку, и её сроки прорабатываются. Наставничество не стали делать обязательным для ряда направлений, в том числе для фармацевтов.
В областном минздраве отметили, что наибольший дефицит кадров — в районных больницах. Поскольку эти учреждения имеют многопрофильный характер, выпускники получат возможность освоить широкий спектр врачебной практики.
А что говорят студенты?
Корреспондент «Ё!» пообщалась со студентами Воронежского государственного медуниверситета им. Бурденко, чтобы узнать их мнение о новом законе. Кто-то предположил, что отработки отпугнут желающих и в следующем году уменьшится количество абитуриентов в медвузы и колледжи, кто-то поддержал инициативу.
Вот, например, что сказала Людмила Бородкина, студентка 4-го курса по специальности «Лечебное дело»:
— С помощью закона можно будет закрыть кадровый дефицит. Я после ординатуры и так хотела бы пойти работать в систему ОМС, потому что это в первую очередь хороший опыт. И как минимум 3 года, а то и всю жизнь проработала бы в этой системе.
— Я учусь по целевой программе, поэтому закон меня не касается. Тем не менее он вызывает отрицательные эмоции. Многим после вуза хотелось бы заниматься своей дальнейшей карьерой или семьёй, — призналась студентка 2-го курса педиатрического факультета Ольга.
Студентка 1-го курса лечебного дела Анна говорит, что сначала расстроилась, когда увидела новый закон: она ошибочно считала, что целевой набор коснётся тех, кто учится сейчас.
— Я с 10-го класса готовилась к экзаменам, старалась сдать ЕГЭ на высокие баллы, чтобы поступить на бюджет, а не пойти на целевое. Меня не привлекала перспектива быть привязанной к какому-то месту и отрабатывать там 3 года, а отказаться нельзя, иначе придётся компенсацию сумасшедшую выплачивать. В итоге у меня получилось поступить на бюджет, — рассказала Анна.
При этом, по её мнению, в нововведении можно найти и плюсы — сразу после университета будет опыт работы.
СПРАВКА «Ё!»
Как устроена система медицинского образования в России
Среднее профессиональное образование (колледж). Можно поступать как после 9-го, так и после 11-го классов. Обучение длится — 4 года, выпускники колледжей получают профессии медсестёр (медбратьев), акушеров, фельдшеров, фармацевтов, зубных техников и др.
Специалитет. Обучение в вузе продолжительностью 5 — 6 лет. После получения диплома выпускники могут работать, например, участковым терапевтом, педиатром, стоматологом общей практики, провизором, клиническим психологом и пр. После специалитета выпускник может продолжить учёбу в ординатуре.
Ординатура. Углублённая подготовка, где осваивают одну из узких специальностей, например кардиолога, хирурга, невролога, дерматовенеролога и т. д.
Аспирантура. Это вариант для тех, кто планирует заниматься наукой, преподаванием, заниматься медицинскими исследованиями. В аспирантуре учатся в основном 3 — 4 года, защищают диссертацию и получают степени кандидата наук.
Комментарии (12)