Психолог рассказал, почему дети стали безумно жестокими к учителям
Иногда агрессор сам является жертвой
Продолжаем рассказывать об агрессии учеников по отношению к учителям. Что о проблеме говорит учитель с многолетним стажем, читайте здесь.
На тему агрессии в школах мы пообщались с психологом с 11-летним стажем Александром Квасовым.
— В каком учителе дети могут увидеть авторитет?
— Он не обязательно должен быть добрым и спокойным. У него есть чёткие границы, которые никто не может нарушить. При этом он не осуждает за мнение и уважает других.
— Почему дети проявляют жёсткость к учителям?
— На это влияет статус педагога в семье ученика или в школе. К тому же детская психика в виду возраста имеет слабые стороны. Это и неразвитая эмпатия, и сложности с пониманием границ. Если у ученика есть проблемы с самооценкой, он может через жестокость по отношению к учителю попытаться самоутвердится.
— Есть мнение, что жестокое поведение идёт из семьи, или это стереотип?
— И да, и нет. Модель общения со взрослыми прививается самыми важными людьми в жизни детей. Почти всегда это родители. Но при этом отношение к учителю складывается и от того, как к нему относятся другие учащиеся и преподаватели. Детский буллинг — зачастую следствие неразвитой эмпатии и того, что сам агрессор подвергается насилию. К тому же отсутствие эффективных методов воздействия на трудных учеников тоже способствует агрессии.
— Влияют ли на это особенности возраста?
— Да, до 10 лет агрессия импульсивная и порывистая, она идёт от недостаточной способности сдержать себя. После 10 лет бунт — это способ отстоять себя, чувство справедливости и самоидентификацию. Таким образом подростки могут избавиться от давления окружающего мира.
— Почему часто случается, что родители оправдывают своего ребёнка, даже если он поступил плохо, и не хотят видеть его недостатки?
— Родители не хотят показаться плохими родителями. Также они зачастую боятся либо отрицают отдельные черты личности своего ребёнка. А ещё некоторые родители думают, что школы наговаривают на их дитя.
Подводя итоги нашей беседы со специалистами, можно сделать вывод: всем нам, взрослым — и учителям, и родителям, — нужно не впадать в панику, дескать, «всё пропало, дети изменились и стали агрессорами». Главное — постоянно учиться самим, в том числе и тому, как выстраивать отношения с современными детьми. Стараться делать так, чтобы школа не превращалась только лишь в организацию по оказанию образовательных услуг. И вместе стараться снижать градус агрессии. Поскольку он в нашем обществе и без того высок, а дети всё это видят и слышат. И в этом растут.
в тему
У педагогов появится шанс защититься
В Воронежской области может появиться комиссия по защите профессиональной чести и достоинства педагогов. Этот орган должен будет регулировать конфликты между учителями и другими сторонами образовательного процесса. Комиссия будет рассматривать обращения педагогов и решать, были ли нарушены этические нормы в их отношении. Если нарушение будет установлено, будут приниматься меры по разрешению ситуации. Из рассмотрения исключаются споры педагогов с федеральными или региональными органами власти. Ожидается, что председателем комиссии назначат министра образования Воронежской области Наталью Салогубову. Также членами комиссии могут стать сотрудники регионального отделения Общероссийского профсоюза образования и областной Гострудинспекции