В Воронеже поделился профессиональными секретами создатель Кота Леопольда
Художник-постановщик Вячеслав Назарук приехал на первый в городе фестиваль экранного творчества
Март в Воронеже прошёл под знаком анимации и кино. Не успела закончиться
программа Большого фестиваля мультфильмов, как 23-24 марта в городе впервые
прошёл местный молодёжный фестиваль экранного творчества «Мир в объективе».
Одним из членов жюри стал мэтр советской мультипликации Вячеслав Назарук,
который создал персонажей для 40 мультфильмов. С его Котом Леопольдом, Крошкой
Енотом, Мамонтёнком и другими персонажами знакомо не одно поколение зрителей. 24
марта во Дворце творчества детей и молодёжи прошла встреча с Вячеславом
Назаруком.
Кота Леопольда придумали в еврейском
театре
Одна из самых известных работ Вячеслава Назарука —
мультфильмы про приключения Кота Леопольда студии «Экран». Сам же персонаж
Леопольда появился на сцене в спектакле Московского еврейского театра «Шалом»
(спектакль, кстати, идёт до сих пор). Одним из авторов пьесы был Аркадий Хайт,
который вместе с режиссёром Анатолием Резниковым борьбу кота и мышей решил
перенести на экраны. Даже невнимательный зритель заметит, что первые две серии
мультфильма отличаются от всех остальных. Они выполнены в технике перекладки,
когда вырезанных из бумаги героев и декорации передвигают под стеклом. А потом
Резников пригласил поработать над персонажами Вячеслава Назарука.
В первых
сериях Кот Леопольд очень агрессивный, — рассказывает о проработке персонажей
Назарук. — Я предложил делать мультфильм в рисованной технике, для этого
пришлось переработать персонажей, сделать их более плавными, а отрицательных
героев превратить в шалунов.
Приглашение на студию
Диснея
В начале перестройки Вячеслав Михайлович решил уйти из
мультипликации, посвятив себя живописи, и как раз в это время поступило
предложение по обмену опытом со студией Уолта Диснея в США. К встрече Назрука
американцы подготовились — в Нью-Йорке было много больших плакатов: «Берегись,
Микки-Маус, едет Леопольд!».
— На студии Уолта Диснея я проводил семинар
и был очень удивлён, что в команде американских мультипликаторов было много
соотечественников. По-моему, именно они привнесли гармонию и красоту в
американские фильмы. На студии Диснея чётко отлаженный процесс производства, там
умеют делать деньги.
Говоря о разнице между российской и американской
анимацией Назарук отмечает, что отечественные мультфильмы отличает мягкость и
плавность движений, в то время как в тех же приключениях Микки-Мауса упор сделан
на динамику, скорость, трюки.
— Чем движение мягче, тем сложнее его
передать. Персонаж должен дышать, быть «живым». В русских мультиках много
доброты, тепла родного дома, маминого слова. Несмотря на повсеместное создание
мультфильмов в компьютерной графики, считаю, что рисованная техника — королева
анимации. Цифровые мультфильмы — это как попытка научить любить
робота.
«Люблю подвязывать малину»
Мультипликация
— всего лишь одна из граней таланта Вячеслава Назарука. Он иллюстратор детских
книг, скульптор, художник. Причём для своего художественного творчества Назарук
выбрал не столь популярный сегодня исторический жанр. Иногда на его картинах
присутствует до 150-170 персонажей. Создание такой работы, размер которой может
достигать 6 метров, напоминает процесс съёмки фильма. Назарук долго ищет
подходящий внешне персонаж. Потом накладывает натурщику грим, подбирает костюмы.
Для полного вживания в образ включает своему персонажу тематическую музыку,
читает литературу.
Сейчас Назарук разрабатывает скульптуры, пишет
картины, преподаёт, вместе с женой воспитывает девять внуков. На вопрос, какое
же из его многочисленных занятий ему ближе всего, Назарук отвечает: «Подвязывать
кусты малины». Как он в свои 72 года успевает ещё и садоводством заниматься,
остаётся загадкой. «Просто я никогда не боялся работы. Каждый день мне в радость
стараться обогнать собственную тень», — улыбается Назарук.
А Воронеж
Вячеслав Михайлович считает родной землёй, и обещал ещё не раз приехать.
Художник выяснил, что его прадед был казачьим атаманом Северного Дона, и теперь
хочет поподробнее разузнать в какой именно станице. По словам художника, родина
Ивана Крамского — одно из немногих мест, где он чувствует себя хорошо и
спокойно.