В Воронеже чиновники и общественники договорились «сверять часы» раз в месяц
Гражданские активисты и городская власть подвели первые итоги взаимодействия в новом формате отношений, установленных Геннадием Чернушкиным три месяца назад
Ошибка дизайнера как символ потери веры
Общество сейчас находится в состоянии хронического недоверия к власти в самых различных сферах жизни. И доверие между властью и воронежцами было утеряно не вчера. Управленцы отгородились от соотечественников тонированными стёклами служебных машин и отписками. А обычные люди со своими проблемами «окопались» на кухнях и в Интернете. Первые не верят, что граждане могут делать что-то без принуждения или денежного стимула. Вторые потеряли надежду, что «там, наверху» готовы работать не для себя и своего кармана.
Как наладить разговор на равных, кто его должен вести, по каким маячкам оценивать людей на руководящих должностях? Ответ на эти и многие другие вопросы постарались дать на конференции «Город доверия: власть и общество», которая состоялась на прошлой неделе в Воронеже.
Уникальность мероприятия заключалась в том, что инициатива его организации исходила снизу, а не как обычно сверху. И попасть на него могли даже те общественники, которых считают слишком «громкими» и редко приглашают на различные «разговоры с властью».
Оценить предложения Геннадий Чернушкина, познакомиться друг с другом, «навести мосты», найти, как выразилась одна из участниц, «точки входа» и призвана была конференция «Город доверия: власть и общество».
— Правда, изначально мы заявляли конференцию как «Общество и власть», — заявил модератор форума известный общественный деятель Николай Сапелкин. — Но дизайнер оказался стереотипно мыслящим и слова переставил. Уверен — общество должно быть на первом месте. Ведь процветание Воронежа — это наша забота. Мы должны сделать так, чтобы он воспринимался как город возможностей.
За полгода до конференции стартовала целая череда дискуссий под названием «Обновленный город». Как отметил координатор дискуссионного проекта Константин Квасов, на большинстве таких встреч оказалось, что чиновники могут быть максимально открытыми. А общение с ними может приводить к какому-то конкретному результату. Например, итогом нескольких дискуссии о сфере ЖКХ стали рабочие контакты. Профильные чиновники и гражданские активисты договорились в ближайшее время разработать проект, связанный с благоустройством дворовых территорий.
Впрочем, процесс не был гладким (да никто, наверное, от него и не ждёт маслянистости). Например, на дискуссию, посвященной молодёжной политике, отвечающий за неё чиновник Роман Образцов просто не пришел.
Правозащитник Наталья Звягина в своём выступлении назвала те «места общественной силы» в Воронеж, где ищущие контактов инициативные жители и чиновники могли бы найти друг друга без проблем. Это в первую очередь такие площадки, как Дом молодёжи, Дом прав человека и Дворец творчества детей и юношества
— В Воронеже таких мест очень много, — отметила она.
Интересное предложение высказал во время свое выступления и.о. мэра Геннадий Чернушкин. Он предложил создать при мэрии этакий совет «аксакалов», куда бы вошли, бывшие губернаторы и градоначальники. Например, бывший губернатор и мэр Александр Ковалев, экс-губернатор Иван Шабанов и Владимир Анищев, возглавлявший Воронеж в 70 — 80-х годах (кстати, они весьма активно участвовали в конференции).
В общем, обсуждение заняло два с половиной часа. Но время пролетело не заметно. А уж участников трех секций: «Экспертный потенциал городского сообщества», «Гражданские инициативы в развитии города» и «Молодежная мэрия», которые начались после перерыва, — организаторы с большим трудом уговорили разойтись поздно вечером. Видно, что по нормальному общению изголодались обе стороны.
И готовы встречаться ещё: исполняющий обязанности мэра Геннадий Чернушкин предложил «сверять часы» минимум раз в месяц. Возражений не последовало.
Мнения сторон
Наталья Звягина, правозащитник:
— Вопросов, конечно, сегодня больше, чем ответов. Да, со стороны власти создаются всякие общественные советы при различных органах, но чаще всего это делается «для галочки». Их жизнеспособность зависит от нескольких условий. Во-первых, нужно упростить в них доступ. Во-вторых, постоянно проводить ротацию участников в зависимости от активности, поскольку большинство только числятся в таких советах, но даже на их заседания не ходят. А главное, в этих советах должны быть представлены не только лояльные общественники, но и люди, способные говорить о проблемах и болезненных вещах.
Иван Зайцев, руководитель проекта «Красивый город»:
— Я могу сказать, что первый наш опыт общения с властью был положительным. А для города особенно. Во время нашего «Марафона чистоты» в апреле было проведено 1 014 субботников. Строились это отношения так: желающие навести порядок воронежцы обращались к нам, а мы связывались с администрацией и решали все материальные и организационные вопросы. Отработанная схема общения между воронежцами и администрацией позволит нам в дальнейшем более организованно проводить мероприятия, такие, например, как постоянная уборка городских пляжей в течение лета и наведение порядка перед Днём города.
Анна Воронина, руководитель «Центра экологической политики»:
— Может, это вас удивит, но некоммерческие организации — это наиболее эффективное с экономической и социальной точки зрения объединение. Могу показать на цифрах и фактах, что вклад НКО, занятых в сфере охраны окружающей среды и защиты животных в валовом региональном продукте и валовом внутреннем продукте сопоставим с вкладом органов местного самоуправления и органов госвласти. К сожалению, об НКО знают только 2% воронежцев (данные недавнего соцопроса). Причем половина из них считает НКО государственными структурами. Так что, сейчас особенно остро стоит вопрос об информированности всех сторон о своей деятельности.
Дмитрий Нечаев, политолог:
— Конечно, раньше были подобные встречи, но представители власти на них доминировали, раздавали указания. То, что на этом мероприятии Геннадий Чернушкин слушал — это существенный поворот. За последние 20 лет уровень доверия воронежцев ко всем руководителям города был очень низок — примерно 30%. Для повышения доверия нужно построить в городе идеальную модель взаимоотношений власти и общества. Это исключительно партнерство. И здесь есть два варианта, каким должен быть глава города. Первый — «садовник», когда он взращивает общественные организации, от которых затем исходят идеи и созидательная активность. Второй — «архитектор». В этом случае власть должна проектировать будущее сектора гражданских инициатив.
Иван Шабанов, экс-губернатор Воронежской области:
— Конечно, многие критикуют власть. Это сегодня принято. Но если у нас множественность мнений, то нужно помнить и о другой стороне разговора. А ведь существуют проблемы и с этой стороны — общественные организации не всегда хотят отвечать за последствия своих решений. Общественники должны нести ответственность за свои решения и действия.
Геннадий Чернушкин, и о. мэра Воронежа:
— Формула эффективности наших отношений проста: власть должна быть профессиональной, открытой и ответственной, а общество — умным, активным и готовым к диалогу. Если люди будут без особого труда формулировать, что полезного сделала для них власть, это — доверие. Если они поддерживают власть в ее инициативах — это тоже доверие. Если готовы сами организовать свою среду проживания при минимальных затратах — и это тоже доверие. Если готовы участвовать в общественном контроле ремонта дорог, тротуаров, качества производимых работ — это тоже доверие.
А самый главный инструмент, позволяющий повысить уровень доверия к работе органов власти и сделать взаимодействие с обществом эффективным — личный пример. Нужно стремиться к тому, чтобы людей, чей образ жизни может стать примером, в мэрии было как можно больше. Это сначала поменяет моральный облик чиновника, а потом и отношение к ним общества.
Читать все комментарии